Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.
Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.
Данная статья поможет педагогам и психологам сориентироваться в процессе психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в соответствии с новыми требованиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологическая готовность дошкольника к обучению в школе.»
Психологическая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Говоря о психологической готовности дошкольников к обучению в школе, психологи
(Л.Ф. Обухова, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков) в последнее время часто стали упоминать о сформированности такого качества как любознательность.
Любознательность, любопытство, познавательный интерес побуждает дошкольника к активности, к самостоятельному освоению окружающей действительности. У ребенка складывается некая картинка мира и представления о своем месте в этом мире [1]. Поэтому взрослым для того, чтобы развить познавательный интерес, необходимо много общаться, отвечать на все его вопросы. Чем доступнее и полнее будет объяснение, тем лучше ребенок подготовиться к учебной деятельности.
Показателями психологической готовности дошкольников к обучению в школе являются игровые навыки; четкое соблюдение и выполнение правил, связанных с ролью ( групповые игры со сверстниками, выяснение отношений между ними дают возможность ребенку освоить умение договариваться, выяснение границ своего психологического пространства, научиться находить из самых сложных ситуаций); умение в игре брать на себя роль учителя; развитие умения видеть предмет, из состоящих его элементов [1].
Целью нашей работы, учитывая основные принципы ФГОС, является активизация процессов психологической готовности к обучению в школе через использование элементов тренинга.
Главными задачами стали: повышение уровня развития познавательных процессов и качеств личности; развитие произвольности; формирование умения слушать и выполнять инструкцию взрослого; развитие социального и эмоционального интеллекта.
В начале учебного года мы совместно с учителем начальных классов проводим диагностику детей 6-7 лет по определению уровня подготовки к обучению в школе.
Диагностика проводится по методикам, определяющим:
- развитие внимание (методика Пьерона- Рузера);
- развитие умения проводить звуковой анализ, звуковой синтез, а также уровень фонематического восприятия;
-уровень саморегуляции;
-уровень развития мыслительных процессов;
- уровень развития зрительно- моторной координации;
- уровень развития математических представлений;
- уровень мотивационной готовности детей к школе (Венгер);
По результатам диагностики организуются развивающая деятельность.
Содержание развивающей деятельности включает задания на развитие познавательных процессов; задания на развитие мелкой моторики рук; задания на развитие навыков общения;
Занятия проводятся по 25-30 минут индивидуально или по подгруппам в зависимости от задач и уровня готовности детей.
Меняются цели и ориентиры образования и поэтому только совместное работа родителей, ДОУ и СОШ позволяют достичь хороших результатов.
Совместно со школой проводятся различные мероприятия: родительские собрания с участием учителей СОШ № 10; посещение воспитателями ДОУ уроков в 1 классах СОШ № 10; совместное проведение диагностики педагогом -психологом ДОУ и учителями СОШ;
В конце года проводится повторная диагностика.
Для того, чтобы родителей сориентировать на поддержку и сопровождение при подготовке к обучению в школе, мы подготовили несколько рекомендаций психологов.
1.Выделяйте в качестве ведущей в образовательной деятельности диалогическую форму общения взрослого с детьми и детей между собой.
Это обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому.
2. Формируйте детское сообщество, обеспечивающее каждому чувство комфортности и успешности.
3.Отдавайте приоритет свободной деятельности детей.
4.Обеспечивайте двигательную деятельность в различных формах
5.Используйте многообразные формы организации обучения, включающие разные виды детской деятельности.
6.Обеспечивайте взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей.
7.Используйте цикличность и проектную организацию содержания обучения.
8.Создавайте развивающую предметную среду, функционально моделирующую содержание детской деятельности [1].
Литература:
1.Давыдова О.И. Работа в группе по подготовке к школе / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – СПб.- 2009. -76с.
2. Нижегородцева Н.В. Психолого- педагогическая готовность ребенка к школе/ Н.В. Нижегородцева, В.Д. Щадриков.- М., 2001.- 256 с.