kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ВКР:"Роль волонтёрской деятельности в социально-профилактической работе с детьми-сиротами и детьми,оставшимися без попечения родителей,в условиях детского дома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа состоит из ведения, двух глав, заключения списка использованный литературы и приложений.

Во «Введении» определены цель и задачи исследования по  организации социально- профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, его предмет и объект, доказана актуальность изучаемой проблемы,   теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические  основы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома», дана социально-психологическая характеристика  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях детского дома, изучены  формы социально-профилактической работы  и привлечение их к волонтерской деятельности,сформированы выводы.

Во второй главе «Практические подходы к организации  социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома» проведено исследование степени востребованности социального проекта для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей    в условиях детского дома  «Наше будущее» , на основе полученных данных разработан проект волонтерской  трудовой бригады из числа детей, оставшихся без попечения родителей, «Наше будущее».

В «Заключении» представлены выводы по теоретической и практической части работы.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ВКР:"Роль волонтёрской деятельности в социально-профилактической работе с детьми-сиротами и детьми,оставшимися без попечения родителей,в условиях детского дома"»

Содержание


Введение………………………………………………………………………………..


2

Глава 1. Теоретические основы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома …………………………………………………….……………………………………




9

    1. Социально-психологическая характеристика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях детского дома …………………………..…………………………………………………………...

1.2 Организация социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома …………………………………..………………………………………………………..



9



17

1.3 Волонтёрская деятельность, как форма социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома …………………………………..……………………………



24

Глава 2. Практические подходы к организации социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома ……………………………………………………………………………………………




32

2.1Социологическое исследование степени востребованности социального проекта для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома «Наше будущее»……………………………………………



32

2.2 Социальный проект для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома «Наше будущее»…………………………………………………………………………………



39

Заключение…………………………………………………………………………... .

45

Список литературы…………………………………………………………………...

48

Приложение………………………………………………………………………........

51

Введение

Оказание помощи детям, по разным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько и человеческое общество, являясь, к сожалению, неотъемлемым элементом цивилизации. Сиротство — это социальное явление, а дети-сироты — это дети, оставшиеся без родителей. При современном уровне смерт­ности каждый пятый ребенок остается сиротой до совершенноле­тия. Подавляющее большинство из них — социальные сироты, т. е. сироты при живых родителях Причинами сиротства становятся следующие факторы: стихийные бедствия, аварии, катастрофы, несчастные случаи, болезни и преждевременная смерть родителей. Усугубляют ситуацию и прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, бездуховность, утрата жизненно - важных человеческих ценностей. Число обездоленных детей продолжает пополняться и вследствие лишения родителей их родительских прав из-за аморального образа жизни, отказа матерей от содержания и воспитания своих детей, роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей. Большинство современных воспитанников детских домов являются жертвами социального сиротства. Их родители вполне здоровы психически и физически, но являются социально депривированными личностями, т.е. людьми, в силу определенных неблагоприятных социально-психологических и социально-экономических факторов находящимися в состоянии апатии, безразличия к себе, к окружающему миру, утратившими чувство собственного достоинства, ответственности, озлобившимися на весь внешний мир.

Обязанности по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагаются на органы опеки и попе­чительства местных органов власти: опека и попечение несовер­шеннолетних возлагается на органы образования; в от­ношении недееспособных или частично недееспособных родите­лей — на отделы здравоохранения; в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья — на отделы социального обеспечения.

В целях своевременной охраны прав несовершеннолетних органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, родители которых не обеспечивают надлежащих условий для их развития. Органы опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сообщения должны провести обследование условий жиз­ни ребенка и обеспечить его защиту и устройство; на них возлага­ются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устрой­ства детей и контроль, за условиями их содержания, воспитания и образования. Их деятельность осуществляется согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ (ст. 34, 35, 39), Семейного кодекса РФ (ст. 121—125), Жилищ­ного кодекса РФ (ст. 53, 60, 62).

Российское социальное законодательство предполагает следующие виды устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, помещение ребенка в приемную семью. Традиционно формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются учреждения интернатного , семейного типа, где существует определенный воспитательный процесс . Воспитание максимально приближено к условиям семейного воспитания, при этом каждого ребенка включают в различные виды деятельности. Другими словами, детские дома семейного типа – это качественно новая развивающая система воспитания, гуманистическое устройство которой создает оптимальный фон и основу для саморегуляции, как воспитанников, так и воспитателей в их повседневном взаимодействии, обеспечивающие развитие у каждого ребенка – сироты способности самостоятельно строить жизнь, достойного человека. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей дифференцированы. Дети в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребенка (учреждения здравоохране­ния). В настоящее время в России функционирует 272 дома ребенка, в которых воспитывается около 20 тыс. детей, причем около 50 % из них составляют:- «отказные дети» и дети -«подкидыши». Чаще всего это: -дети матерей-одиночек и юных матерей, не имеющих чувства мате­ринства и психологически незрелых;

- небольшая часть детей, имеющих врожденные уродства, не­достаточное материальное обеспечение и жилищные условия;

- дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лише­ния родительских прав (асоциальное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, жестокое обращение с детьми);

- дети недееспособных родителей, а также безвестно отсутству­ющих.

Дети старше 3 лет переводятся в детские дома дошкольного и школьного возраста. К ним относятся образовательные учрежде­ния, учреждения социального обслуживания (детские дома-ин­тернаты для детей-инвалидов, с умственной отсталостью и физи­ческими недостатками, социально-реабилитационные центры социальные приюты, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Среди детских домов растет число домов смешанного типа (для детей дошкольно - школьного возраста), и это становится преоб­ладающим видом среди образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В последнее время интерес ученых направлен на проблемы социально-психологического развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проживающих в учреждениях интернатного типа. Изучаются особенности социально-психического развития ребенка в условиях материнской депривации, при помещении в данные учреждения, различные аспекты социального сиротства, практические аспекты социально-трудовой адаптации, подготовки к семейной жизни, жизненному и профессиональному самоопределению, социально-педагогической адаптации в учреждениях профессионального образования. Зарубежные и отечественные специалисты: Н.П. Иванова, П. Котли, Н.Н. Максимов, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбакова считают, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют своеобразную и иную картину социально-психологического развития, чем дети, воспитывающиеся в семье.

Основная проблема на сегодняшний день состоит в том, что наблюдается рост численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , воспитыва­ющихся в интернатских учреждениях. Это свидетельствует о том, что детское сиротство является одной из самых острых социальных проблем современной России.

Государством предусмотрены дополнительные виды пособий и льгот, положение о которых закреплено в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по соци­альной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[2], в президентской программе «Дети России» , в целевой программе «Дети-сироты». Эти меры направлены на создание благоприятных усло­вий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современных социально-экономиче­ских условиях, на различные формы устройства детей-сирот, улуч­шение их медицинского обслуживания, а также на улучшение кад­ровой и материальной базы социального обеспечения.

Объект: социально-профилактическая работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.

Предмет исследования – волонтёрская деятельность в социально-профилактической работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома».

Цель: теоретическое обоснование и практическая разработка социального проекта для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома «Наше будущее» .

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме исследования.

  2. Дать социально-психологическую характеристику детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  3. Изучить формы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.

  4. Рассмотреть волонтёрскую деятельность, как форму социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.

  5. Провести социологическое исследование для обоснования необходимости разработки социального проекта « Наше будущее» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.

  6. Разработать социальный проект для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, « Наше будущее» на базе « Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г.Березники, отделение социальной реабилитации №2.

Для решения поставленных задач требуются следующие методы исследования: теоретические (изучение литературы по теме исследования, систематизация изученного) и эмпирические (анкетирование, социологический опрос, проектирование).

Работа состоит из ведения, двух глав, заключения списка использованный литературы и приложений.

Во «Введении» определены цель и задачи исследования по организации социально- профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей , его предмет и объект, доказана актуальность изучаемой проблемы, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические основы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома», дана социально-психологическая характеристика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях детского дома, изучены формы социально-профилактической работы и привлечение их к волонтерской деятельности ,сформированы выводы.

Во второй главе «Практические подходы к организации социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома» проведено исследование степени востребованности социального проекта для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома «Наше будущее» , на основе полученных данных разработан проект волонтерской трудовой бригады из числа детей, оставшихся без попечения родителей, «Наше будущее».

В «Заключении» представлены выводы по теоретической и практической части работы.




















Глава 1. Теоретические основы социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома

    1. Социально-психологическая характеристика детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях детского дома

Понятие « дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» сегодня является общепринятым по отношению к данной категории лиц. Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке. ( Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. от 07.03.2018 г.).[2]

Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его личные успехи. Для детей первым и наиболее устойчивым образцом поведения является поведение родителей. Лишенные этого стержневого стандарта поведения, дети-сироты вынуждены ориентироваться на официально принятые нормативы, которые нередко носят условно-атрибутивный характер, категоричны или односторонни. Родители оказывают физическую, психологическую и эмоциональную поддержку и помощь детям. Дети, воспитывающиеся в детских домах, такой поддержки лишены, что не может не сказываться отрицательно на их общем развитии. Большинство детей данной категории имеют отклонения в состоянии здоровья и психологическом развитии. [5, 224]

Причинами этого, как правило, являются отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические факторы. Наиболее часто встречающиеся отклонения — это задержка психического развития, нарушение интеллекта, психосоматическая и психоневрологическая патологии, задержка психоречевого развития, патологическое развитие личности. Почти у всех детей отмечаются признаки невротизации, у некоторых —признаки выраженного невроза. Для большинства воспитанников детских домов также характерны задержка физического развития, общее недоразвитие личности, неуравновешенное поведение, снижение памяти, невысокая социальная активность, отставание в физическом и интеллектуальном плане детей, оставшихся без попечения родителей, часто осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере и поведении.

Этому способствует несовершенство системы воспитания детей в детских домах— в частности многократные переводы из одного учреждения в другое, сопряженные с разлукой с педагогами и детским коллективом. Вследствие депривации потребности в родительской любви у воспитанников детских домов слабо развита способность сопереживать близким, окружающим его людям. Для этих детей характерна обостренная потребность во внимании и доброжелательности со стороны старших, в положительных эмоциональных контактах. Однако эта потребность зачастую остается неудовлетворенной, что лишает детей важного для их психологического благополучия ощущения своей нужности и ценности для других и одновременно ощущения ценности другого человека, глубокой привязанности к людям. У воспитанников детских домов плохо сформированы навыки общения, умение контактировать с людьми ,как в формальных, так и в неформальных ситуациях. Если дети младшего возраста еще стремятся «вырваться» из детского дома, общаться со взрослыми и сверстниками вне него, то, становясь старше, они замыкаются в своем кругу, не стремятся к расширению контактов с внешним миром и даже боятся его.[12, 177]

Воспитанники детских домов, как правило, не знают и не воспринимают себя как личность; у них формируются неадекватные социальные ожидания, чаще всего из-за ориентации на признание в своей среде при помощи физической силы, агрессии, асоциальных форм поведения (ложь, кражи, насилие); они лишены возможности идентифицироваться по полу по причине преобладания женщин среди персонала, в силу полной погруженности в среду детского дома, из-за группового «Мы»; дети-сироты живут как особая общность, по групповому нравственному нормативу, ориентируются на групповую совесть, поруку. [16, 357]

Их личные права и обязанности не дифференцированы; они испытывают чувство ненужности, ощущая в тоже время свою социальную исключительность (положение сироты). Свое представление о будущем воспитанники детских домов чаще, чем подростки, воспитывающиеся в семьях, связывают с формальными характеристиками — с достижением совершеннолетия, получением паспорта, т.е. с достижением ими определенного возраста. Символами «взрослой» жизни являются также приобретение профессии или устройство на постоянную работу, создание семьи (или рождение ребенка).

Становится очевидным, что у детей, воспитывающихся в детских домах, зачастую наблюдаются глубокие личностные отклонения. Для них характерны не только задержка физического и психического развития, но и изоляция в социальной среде, сниженная коммуникабельность.

Таким образом, следует особо отметить тот факт, что ухудшение условий жизни, а также падение нравственных устоев, стало причиной изменения отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей. Следствием данного процесса явилось резкое увеличение масштабов социального сиротства: большинство детей, поступающих в государственные детские дома, имеют родителей, которые, однако, не осуществляют над ними необходимой опеки. Отклонения в состоянии физического и психического здоровья воспитанников государственных учреждений опеки, обусловленные асоциальной жизнью детей, их окружением до поступления в государственные детские дома, нередко усугубляются вследствие невозможности найти полноценную замену важнейшему институту социализации — семье.[18, 627]

Однако система такого воспитания не решает многих социально-психологических проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитанники таких воспитательных учреждений имеют специфические и различные комплексы социально-психологических черт: слабая ориентированность на будущее; сниженная самооценка; ослабленное здоровье, как физиологическое, так и психологическое, высокий уровень заболеваемости; достаточно низкое, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье, интеллектуальное развитие из-за нарушения работы центральной нервной системы. Как одну из главных возникновения эмоциональной напряженности и отклоняющегося поведения, педагоги рассматривают депривацию. Открытие феномена депривации оказалось настолько важным, что породило целое направление в науке, существующее и развивающееся и в настоящее время.[12, 177]

Депривация – общее значение обозначение для всех случаев эмоционального состояния и поведения, в основе которых лежит неудовлетворенность человека его жизнью. Чехословацкие исследователи И. Лангмейер и З. Матейчик депривацией называют состояние, возникшее в результате определенных жизненных ситуаций, когда субъект лишен возможности удовлетворять свои человеческие потребности в достаточной мере и достаточно долгое время. Психолог Д. Хэбба считает, что депривация – это состояние, связанное с биологически полноценной, но психологически недостаточной средой.

Подростковый возраст – последний период пребывания большинства детей в учреждениях детского дома. Трудный и критический, для любого человека, он таит особые опасности для воспитания детских домов. В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников детских домов и интернатов проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношения с окружающими людьми. Эти отношения связаны с устойчивыми и определенными свойствами личности таких детей. Подростки лишены важного для их психологического благополучия переживания своей необходимости и ценности для других, спокойной уверенности в себе, лежачей в основе формирования полноценной личности, переживаний ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.

Жизненный цикл каждого ребенка в таком учреждении расписан педагогами, что препятствует формированию самостоятельности и ответственности у детей-сирот. Также более важным становится поиск смысла жизни, выбора будущей профессиональной деятельности. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поиск себя и своего места в обществе становится затруднительным. Это связано с однообразием межличностных контактов, ограниченного социального пространства и отсутствием реального примера. [7, 11]

Ребенок, который в первые годы своей жизни получил достаточно внимания, является эмоционально уравновешенным, доверяет людям, умеет устанавливать социальные контакты. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существует негативный опыт, который не дает им установить прочные социальные связи. Также у ребенка отсутствует чувство безопасности и защищенности, которое связано с привязанностью к матери.

Привязанность – это устойчивые эмоционально-психологические связи ребенка с любящими людьми. Она проявляется по отношению к людям, которые заботятся о ребенке, удовлетворяют его потребности и обеспечивают ему эмоциональную комфортность. Способность к любви и привязанности – фундаментальная характеристика нормального развития, которую называют в качестве критерия психического здоровья все крупные ученые и психотерапевты, начиная с Фрейда.

Недостаток материнской любви искажает привязанность. У детей можно наблюдать боязливость, высокую тревожность, сниженную самооценку. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тревожность является условием пережитой психологической травмы. Также дети, пережившие насилие, отличаются повышенным уровнем тревожности, появляется депрессия, неумение устанавливать эмоциональные и физические границы в общении.

Таким образом, проблема психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, требует объединения усилий специалистов по социальной работе, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребенком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, интернате .

Подводя итоги выше сказанному, необходимо отметить следующее, что большинству детям – сиротам и детям , оставшимся без попечения родителей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимого для развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, что эмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения».

Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. В связи с этим очень важно, чтобы ребенок, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, попал в атмосферу доброжелательности, соучастия, к специалистам, готовым помочь ему справиться со всеми трудностями, преодолеть последствия своего одиночества и вступить во взрослую жизнь полноценным членом общества.





















    1. Организация социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социального сиротства и повышения эффективности их профилактики.

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений деятельности в социальной работе по преодолению социального сиротства. Своевременная профилактическая деятельность способствует значительному снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, «состоявшимися» девиациями.[8]

В литературе исследователи Р.Н. Войтлев и О.Н. Чалова, выделяют несколько уровней профилактической деятельности в отношении социального сиротства:

  • общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере;

  • специальный уровень (социально-педагогическая, социально-психологическая) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем;

  • индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности

Помимо этого, Л.С. Стракулина выделяет следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления.

Под третичной профилактикой понимается комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного проступка подростком, покинувшим специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.[5, 224]

Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в выявлении причин и условий, ведущих к отклонениям в поведении социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе для специалиста по социальной работе важнейшее значение имеет умение правильно и гибко ориентироваться в каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно изучив все причины установленных отклонений и условий, в которых они стали возможны.

В соответствии с вышесказанным, под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

  • предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;

  • предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;

  • сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала.

Профилактические мероприятия варьируются в зависимости от характера и причин социальных отклонений. В обобщенном виде профилактические мероприятия могут быть определены как нейтрализующие, компенсирующие, предупреждающие. Из этого следует, что профилактика должна проводиться в форме программы запланированных действий, направленных на достижение желаемого результата, предотвращение возможных проблем и наблюдение за последующим состоянием социального объекта.

Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социально – профилактической работой.

Социально – профилактическая работа создает необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды работ: психологической, медицинской и социально-педагогической.

Эффективность осуществления социально - профилактической работы во многом определяется профессионализмом субъекта воздействия и комплексным характером профилактического применения ,создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали, тем самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом. В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения авторов «Российского энциклопедического словаря по социальной работе», что в профилактике нуждается все население, однако есть и приоритетные направления ее применения, имеются категории населения, нуждающиеся в ней в большей мере. К такой социальной группе относятся дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

Формы социально - профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей – это организации взаимодействия специалиста по социальной работе с клиентами, направленные на создание условий для развития и поддержки его позитивной активности, решения соответствующих заданий социализации, предоставления помощи и поддержки.

Основное содержание социально – профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, учете и избрании форм устройства, контроле за условиями их содержания, социально-медицинской реабилитации и адаптации, образовании, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

Значимыми функциями в социально-профилактической работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома обязаны стать коррекция, реабилитация, адаптация, социализация воспитанников. Данные функции детского дома в контексте теории воспитательных систем выделяет и рассматривает Т. Т. Бурлакова.[10, 51-52]

Адаптивная функция призвана помогут ребенку адаптироваться к новым для него условиям жизни в детском доме при отрыве от семьи, переходе из дома ребенка в детский дом, поступлении в школу, в процессе постинтернатного становления. Процесс адаптации детей-сирот проходит в развивающей социальной среде, которая должна способствовать включению ребенка в развивающийся социум для возможности самореализации и лучшей реализации своих возможностей.

Для повышения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома необходимо комплексно подходить к данной проблеме. Жизнь детей в детском доме не похожа на школы, детские лагеря и других детские учреждения. Условия проживания максимально приближены к жизни детей в семье.

При определении реабилитационной функции Т. Т. Бурлакова опиралась на доктрину "врачебной педагогики", которая ставит задачей обучать, воспитывать и лечить детей единовременно, т. е. в комплексе, с применением медико-психолого-педагогических познаний для ликвидации педагогической запущенности и разных аномалий становления. Реабилитационная функция детского дома заключается в создании реабилитационного пространства вокруг ребенка (А. В. Гордеева, В. В. Морозов) .[11, 6] Реабилитация при этом осуществляется как целевая программа оказания помощи и поддержки ребенку в разрешении задач его личностного становления путем целеустремленного использования психолого-педагогических средств и приемов с применением прикладных медицинских познаний.

Функция социализации направлена на оказание детям-сиротам помощи в преодолении сложностей общественного становления и реализуется через создание благоприятных условий для их включения в систему общественных отношений, принятия общественных ценностей и постинтернатной интеграции в социум. Личностного становление детей-сирот обусловливают специальные требования к среде учреждения, в которой будет формироваться их система общественных ценностей. Организация среды детского дома должна быть направлена на выделение отдельных зон существования ребенка, от коллективных до сугубо индивидуальных, обогащение предметной среды, создание развивающих предметно-игровых зон.

Общение между специалистами и воспитанниками детского дома имеет исключительное значение для детей – сирот и детей , оставшихся без попечения родителей. В детском доме знаковой фигурой для ребенка является воспитатель, тот, что находится с ним в постоянном взаимодействии, направляет его становление .Создание отношений, основанных на любви и взаимоуважении является значимым условием удачного развития детей-сирот, становится основной задачей специалистов детского дома.[23]

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: социально -профилактическая работа с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей включает в себя систему мероприятий, связанных с изучением и прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов на формирование и развитие личности.
















































    1. Волонтёрская деятельность, как форма социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.

Волонтер - активный участник процесса принятия ответственных решений. В рамках данного подхода волонтер рассматривается как активный субъект добровольческой деятельности с различным уровнем включенности в процесс принятия решений. Уровень включенности зависит от ответственности, которую на себя может взять волонтер, или которая будет возложена на него специалистом-куратором. [15;53-56]

Волонтеры играют важную роль в жизни общества. В современном мире есть много проблем, которые невозможно решить без помощи добровольцев.

Волонтерство – это деятельность, которая направлена на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками волонтера, без расчета на денежное вознаграждение.

В России мало исследований, посвященных феномену волонтерства, однако опыт показывает, что волонтерами чаще становятся женщины. Волонтерство становится популярным среди студентов и сотрудников успешно развивающихся компаний. Большую роль в развитии волонтерского движения играют также православная церковь и другие религиозные организации, а также негосударственные организации.[23]

Социальное волонтерство - весьма ответственный вид добровольной работы. Связано это с тем, что подопечные таких волонтеров - люди, столкнувшиеся в жизни с тяжелыми испытаниями, прошедшие нелегкую жизненную школу.

Решение стать волонтёром, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть принято спокойно и взвешенно. При посещении детских домов нужно соблюдать определённые правила. Они помогут сохранить хорошие отношения с воспитанниками социальных учреждений, сберечь волонтёрам своё душевное равновесие:

-не говорить о родителях, не расспрашивать о семье. Эта больная тема должна быть под запретом;

- нельзя называть детей сиротами, у многих живы родители, дети об этом знают. Лучше всего обращаться по имени.

- не давать пустых обещаний. Легче привыкнуть к отказу, чем ждать и надеяться, что будет подрывать веру в человека.

- научиться говорить слово «нет». Воспитанники умеют добиваться отношений, им трудно отказать. Важно уметь ставить рамки в общении.

- не относиться к детям из детского дома с жалостью. Такие мысли обязательно найдут воплощение в поступках, фразах, которые больно заденут воспитанников, понизят их самооценку.

Волонтёрская деятельность всегда была связана с милосердием, оказанием помощи слабым и незащищённым членам нашего общества, например, детям, которые по каким-то причинам остались без родителей. Работать с детьми приятно, но моральных и физических сил требуется много. Не всем под силу постоянно видеть душевные страдания детей.[23]

Исследования отечественных психологов и педагогов в области изучения психического развития воспитанников детских домов показали, что многих из них отличают от их сверстников из обычных школ неразвитость произвольных форм поведения, повышенная конфликтность, агрессивность. Практически у каждого ребенка есть проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой: проявления агрессивности, у многих - неуверенность в себе, неумение адекватно общаться, пассивность или импульсивность , поэтому одной из форм волонтерской деятельности является социально-профилактическая работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома. Волонтеры занимаются организацией досуговой занятости воспитанников детского дома.  Известно, что свободное время, не организованное должным образом, может привести к деформации личности, ограничению духовного мира человека, к различным проявлениям девиантного поведения. В то же время правильно организованный досуг может стать средством развития личности ребёнка.

В качестве конкретных видов организованного досуга можно назвать:

- театрализацию, подвижные игры, оздоровительные мероприятия, логические и деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные ситуации, спартакиады, КВНы, фестивали, посиделки, церемонии, всевозможные вечера встреч, занятие физкультурой, спортом, проведение физических упражнений, организация походов, игр, посещение выставок, театров, музеев.

Активный отдых дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. ребенок наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями.

В познавательной деятельности набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество: рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, участие в художественной самодеятельности конструирование.

Гуманитарная помощь остается самым простым и доступным  способом оказания помощи детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Есть заблуждение: что если мало собрано, то это уже не помощь. Как раз помощь по силам – самая лучшая. Например, можно выбрать для себя одноформатную помощь — недорогими зубными пастами, мылом, порошком. И раз в месяц направлять помощь в учреждение. В этом есть  потребность всегда. Или можно закупать носочки, трусики, варежки, шарфики, шапочки, и опять же отправлять в учреждение. Малая помощь может вылиться в большую поддержку

Еще одна форма работы – это встреча с интересным человеком. Детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей , проживающим в детском доме не хватает положительного образа взрослого человека с его подвигами, заботами, интересами и бытовыми мелочами. Встреча ребенка с таким человеком определит его дальнейшую жизнь и поможет самому  стать взрослым человеком.

Волонтеры могут организовать переписку с ребятами, посылать небольшие посылки, открытки с поздравлениями  на праздник, где бы дети видели реальную заинтересованность людей в их судьбе.

При решении стать волонтёром, посещать детские дома, нужно рассчитать своё время для регулярного посещения таких учреждений. Можно приезжать не каждую неделю, всего 2-3 раза в месяц, но постоянно. Детям важно систематически видеть человека, ждать и встречать его. Прочность людских отношений позволит во взрослой жизни не потеряться, суметь найти друзей.[22]

Волонтерский отряд «ДоброворецЪ»( г.Москва) - это некоммерческий проект, добровольное общественное объединение неравнодушных людей, которые оказывают, в том числе, благотворительную адресную помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Волонтерский отряд «ДоброворецЪ» частый гость у воспитанников детского дома с благотворительной акцией: :общаются с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей , организовывает для них подвижные игры на площадке, дарит игрушки, а так же новые покрывала для спален и постельные принадлежности.

Своими силами волонтеры проводят работу по благоустройству территории детского дома-интерната: красят сооружения на игровой прогулочной площадке, белят столбы и бордюры и многое другое.

Приезд волонтеров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всегда является радостным и волнительным событием. Подобные встречи дарят ребятам общение и новые впечатления, расширяют их социальные связи, способствуют развитию коммуникативных навыков и навыков совместной деятельности.

Волонтерские отряды создаются на базе детских домов из числа воспитанников, в том числе детей- сирот и детей ,оставшихся без попечения родителей. Такой волонтерский отряд создан в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Панаевская школа-интернат» Разработана программа волонтёрского отряда «Сердце интерната»на 2018-2020 гг

Участниками программы “ Сердце интерната” могут стать подростки не только старшего и среднего, но и младшего возраста. Содержание деятельности волонтерского отряда таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.

Программа “ Сердца интерната” – комплексная программа развития детского волонтерского движения, основными  идеями  которой  является  воспитание  поколения тех, кто ведет здоровый образ жизни и призывает к этому других, кто способен помочь, понимающих, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.

Цель программы:

Создание условий для развития волонтерского движения в интернате как одной из форм занятости, формирование позитивных установок обучающих на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

Направления деятельности:

Программа предполагает работу по следующим направлениям:

• социальное (оказание шефской помощи воспитанникам дошкольного образовательного учреждения , обучающимся начальной школы, детям из малообеспеченных и неблагополучных семей, людям с ограниченными возможностями, ветеранам и пожилым людям);

• здоровьесбережение (проведение флеш-мобов, социальных акций, спортивных мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья человека, на формирование негативного отношения к вредным привычкам);

• досуговая деятельность (организация и проведение мероприятий);

• экологическое воспитание (проведение субботников, озеленение территории посёлка, благоустройство памятника землякам-ямальцам).

Основной результат работы для воспитанников интерната  - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, нацеленной на здоровый образ жизни личности.

В ходе реализации программы воспитанники должны:

- овладеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию по социально значимым проблемам;

- овладеть навыками конструктивного общения с окружающими, применять нормы и правила уважительного отношения к окружающим.

- способствовать участию воспитанников в акциях волонтерских организаций школы района.

Основной результат работы для педагога:

- увеличить количество детей и подростков, вовлеченных в волонтерский отряд;

- привлечь детей и подростков к общественно значимой деятельности.

Формы работы по подготовке волонтеров:

- Теоретические групповые занятия. 

- Тренинги.

- Акции.

- Круглые столы. 

- Встречи со специалистами.

- Работа с социально незащищенными слоями населения (пожилые люди).

- Работа с детьми и молодежью (интернат, школа)

- Реализация проектов, направленных на предотвращение конфликтов, развитие идей терпимости в обществе.

- Развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодежи в интернате.[28]

Таким образом, практика показывает, что эффективность мероприятий, проводимых волонтерами детского дома , зачастую оказывается очень высокой. Подросткам легче и проще найти общий язык со сверстниками. К тому же информация, полученная от сверстника, вызывает больше доверия.


























Глава 2. Социальный проект социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

2.1. Исследование необходимости социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Разработку проекта предваряло социологическое исследование, позволяющее оценить необходимость его разработки для конкретной целевой группы (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) и населения города Соликамска.

Цель: Определение необходимости разработки реализации социального проекта «Наше будущее» для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

Задачи:

  1. Подобрать диагностический инструментарий для проведения социологического исследования.

  2. Изучить мнение целевой группы о необходимости разработке социального проекта.

  3. Изучить мнение жителей г.Соликамск о востребованности социального проекта .

  4. Проанализировать результаты проведенного исследование.

Для решения поставленных задач был проведен социологический опрос жителей города Соликамска и анкетирование целевой группы

Социальный опрос проводился на улице среди в местах скопления людей в вечернее время, когда можно опросить наиболее большее количество людей, также социальном опрос проводился в социальной сети: Вконтакте – результаты представлены ниже. В социологическом опросе приняли участие жители города Соликамск в количестве 73 человека: женщин 48,мужчин 25

Были предложены следующие вопросы:

1) как вы считаете нужна ли дополнительная помощь и поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находятся в центре помощи детям? 
а) да
б) нет
в) возможно 

Из 73 опрошенных респодентов считают, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей нуждаются в дополнительной помощи и поддержке.
2)На ваш взгляд нужно ли разработать проект для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
а)да
б)нет
в) возможно 

Большенство опрошенных респодентов считают,что для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нужно разработать социальный проект волонтерской трудовой бригады из числа детей, оставшихся без попечения родителей, «Наше будущее». Так же мы можем видеть по результатам, что малая часть опрошенных против создания такого проекта для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3) может ли данный разработанный проект способствовать решению таких социальных проблем целевой группы, таких как с самореализации, и своих социальных качеств?
а) да
б) нет
в) возможно


Развитие любого человека – важная составляющая процесса социализации, личности, будущего гражданина своего общества и государства, готового и способного к саморазвитию, самореализации

В данном контексте с нами согласились 33 человека респондентов. Такой невысокий показатель говорит, что не все участники опроса знают и понимают такое явление, как социальная реабилитация и формирование социальных качеств.

Но, если еще раз обратиться к предыдущему вопросу, связанному со значением или необходимостью социального проекта для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы отмечаем положительные отзывы опрашиваемых.

В анкетирование приняли участие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в количестве 37 человек. Возраст респондентов 11 – 18 лет.

Для проведения анкетирования были предложены следующие вопросы:

1.Ваш возраст:

А)11-13 (11 человек)

Б)14-16 (7 человек)

В)17-18 (9 человек)

2. Ваш пол:

А) Женский (16 человек)

Б) Мужской (11 человек)

3. Как часто вы посещаете кружки, секции:

А) Раз в неделю (6 человек)

Б) Раз в месяц (2 человека)

В) Редко (5 человек)

Г) Вообще не посещаю (14 человек)

4. Вы себя считаете активным человеком?

А) Да, я считаю себя активным человеком (6 человек)

Б) Нет, не считаю, мне не хватает времени (14 человек)

В) Зависимости от времени иногда активный, иногда нет (7 человек)

5) Вы знаете кто такой «ВОЛОНТЕР»?

А) Да (19 человек)

Б) Нет (8 человек)

6) Готовы ли помогать безвозмездно людям, нуждающимся в помощи ?

А) Да, я всегда готов(а) прийти на помощь (4 человека)

Б) Нет, мне самому нужна помощь (11 человек)

В) В зависимости какая помощь требуется (12 человек)

7)Какую форму помощи могли бы Вы оказать нуждающимся людям?

А) Поговорить с ними ( 10 человек)

Б) Сходить в магазин (2 человека)

В) Помощь по хозяйству (3 человека)

Г) Сходить с ними погулять (12 человек)

8) Хотели бы Вы, чтобы на территории «Центра помощи семьи и детям» работал волонтерский трудовой отряд?

А) Да (18 человек)

Б) Нет (9 человек)

9) Будете ли Вы входить в волонтёрский трудовой отряд?

А) Да, я бы входил(а) такой отряд (18 человек)

Б) Нет, у меня нет свободного времени (4 человека)

В) Я никогда не задумывался о какой-либо подобной занятости (5 человек)

10) В качестве кого бы хотели работать в волонтерском отряде?

А) Организатором (5 человек)

Б) Самим волонтёром (18 человек)

В) Никем (4 человека)

Таким образом, на основе проведённого исследования можно сделать вывод, что в целом респонденты, принявшие участие исследовании, понимают, что важно вовлечься в социально-проектную деятельность, после реализации данного проекта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расширится социальный опыт, развитее трудового потенциала

Опираясь на результаты проведенного исследования, мы убедились в необходимости разработки и реализации социального проекта волонтерской трудовой бригады из числа детей, оставшихся без попечения родителей, «Наше будущее».

Жители города дают положительную оценку необходимости проекта, это еще говорит и том, что общественное мнение относительно проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются значимыми и требующими постоянного и системного решения. Таким способом будет специально создана волонтерская трудовая бригада из числа детей, оставшихся без попечения родителей.























2.2 Социальный проект волонтерской трудовой бригады из числа детей, оставшихся без попечения родителей, «Наше будущее»

В настоящее время в детском доме реализуются различные программы и мероприятия, но, тем не менее, не в полной мере присутствуют трудовые способности.

Проект «Наше будущее» (полный текст документа представлен в приложении 2), направлен на развитие трудового потенциала у воспитанников детского дома, привлечение внимания общественности к их проблемам, формирование позитивного настроя по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оказания поддержки им.

Цель: создание условий для социализации, формирования социальных компетенций детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через организацию социально-полезную деятельность.

Задачи:

  1. Создать условия для деятельности трудового отряда из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  2. Способствовать развитию социальной активности, навыков социального взаимодействия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством вовлечения в трудовую деятельность;

  3. Развивать адаптивные навыки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей посредством оказания безвозмездной помощи нуждающимся

  4. Способствовать повышению социально-психологического статуса ,через самоутверждение ,самореализацию социально-трудовой деятельности детей-сирот ГКОУПК «Детский дом» г.Соликамск

На сегодняшнее время в г.Соликамск создается много волонтёрских проект для детей. Но забывается тот факт, что есть те дети, которым нужна помощь- это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Именно это и способствовало созданию проекта «Наше будущее»

Проект направлен на преодоление пассивности у воспитанников детского дома ,развитие трудовых и социально адаптивных способностей и желание действовать, изменить жизнь вокруг себя.

Часто дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей оказываются не приспособлены к самостоятельному проживанию. Для решения этой проблемы в детском доме была создана трудовая волонтерская бригада.

Волонтер-это человек ,который работая безвозмездно, стремится внеси свой вклад в жизнь.

Навыки и умение, сформированные в детстве, закладывают установку для дальнейшей жизни.

Дело в том, что дети, воспитывающиеся в детских домах, как правило, не приспособлены к трудовой дисциплине. Вот поэтому возникла идея о необходимости проводить в основном практические занятия по трудовой дисциплине , дающие основы знаний и умений сажать саженцы, соблюдать гигиену, ухаживать за растениями,

Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию.

Для проведения занятий в детском доме выделено помещение.

Данный проект рассчитан на 1 год: с 1.12.2018-1.12-2019. Проект будет реализовываться под руководством детского дома.

Проект реализуется в три этапа : подготовительный ,основной и заключительный.

Сроки реализации подготовительного этапа с 01.12.2018-28.02.2019г.г.

В рамках подготовительного этапа будут реализованы следующие мероприятия:

-анкетирование целевой группы и жителей г.Соликамска, для того чтобы анализировать и понять потребность проекта;

-поиск спонсоров и социальных партёров для проекта;

-собрание со спонсорами и партнерами проекта, для решения вопросов по реализации проекта;

-сбор методического материала для организации занятий;

-приобретение материалов для проведения занятий с детьми;

-размещение рекламы в автобусах и на стендах, так же создание; группы в Интернете ,реклама по телеканалу Соль-ТВ(на протяжение всего проекта)

Сроки реализации основного этапа: 01.03 2019-30.09.2019 г.г.

В рамках основного этапа будут реализованы следующие мероприятия

-формирование целевой группы

-Беседа «история волонтерской деятельности»

-подготовить презентацию «какой должен быть волонтер»

-познакомить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с волонтерами г.Соликамск

-разделить детей на группы, которые будут благоустраивать свои территории

-познакомить с ландшафтным дизайном

- выезд на территории, на которых будут работать дети

-оказать помощь в благоустройстве территории Краевого госучреждения КГАУ «Соликамский дом-интернат для престарелых и инвалидов»

-содействовать в помощи организации проведения мероприятия в организации «Луч» г.Соликамска

Сроки реализации заключительный этапа: 01.10.2019-25.12.2019г.г

На заключительном этапе реализуются следующие мероприятия:

-Проведение повторного анкетирования с целевой группой и жителями г.Соликамск.

- По завершению проекта будет реализован отчетный праздник, посвященный всемирному дню Волонтёрства ,на котором будут подведены итоги и награждение участников.

-Сбор отзывов по работе и отчет по проекту.

Материальные и финансовые ресурсы :

Данный проект будет финансироваться из бюджета полученного гранта, также с помощью средств спонсоров.

В разработке и реализации проекта предлагается активное участие социальных партнеров:

Социальные партнеры

Возможности

Супермаркет «Магнит»

Организует спонсорскую закупку продуктов

ОАО Транспорт

Занимается транспортировкой участников

Сеть магазинов «Листок»

Организует спонсорскую закупку канцтоваров

Сеть магазинов «Анкер»

Организует спонсорскую помощт в проведение праздников( подарков)

Сеть магазинов «Домострой»

Организует спонсорскую помощь в закупке материалов

Сеть магазин «СпортМастер

Организует спонсорскую помощь в закупке подарков

Волонтёры

Занимаются оформлением брошюр, программ с выступлениями, ведут социальную страницу в сети Интернет ,расклеивают объявления и так прочие .



Нормативно правовая база:

-конвенция о правах ребенка 1989года

-конституция РФ 2014года

-ФЗ №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 2 декабря 1996

- ФЗ № 273 «О дополнительном образование» от 29декабря 2012 года

Весь ход развития проекта отражается на сайте детского дома и в других источниках массовой информации.

По завершению проекта будет реализован отчетный праздник, посвященный всемирному дню Волонтёрства.

Полная стоимость проекта: двести шестьдесят одна тысяча восемьсот шестьдесят девять рублей.

Имеются: девяносто две тысячи восемьсот срок три рубля.

Запрашиваемые: сто шестьдесят девять тысяч пятьдесят три рубля.

По окончанию деятельности в рамках проекта волонтерских курсов «Наше будущее» предполагается, что его участники продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партеров. Дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей осознают в процессе деятельности социальную значимость проекта, так как научаться общаться, помогать друг другу.

На период реализации проекта он станет востребованным и достаточно популярным.

В дальнейшем опыт реализации данного проекта может быть распространен в других детских домах на территории Пермского края и за его пределами.

Мы предполагаем, что наш проект «Наше будущее» заинтересует детские дома других городов. Поэтому можно буде провести конкурс между детскими домами на самую лучшую благоустроенную территорию.




Заключение

Профилактика сиротства является одной из самых актуальных проблем современной социальной работы. Неуклонный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с одной стороны вызывает увеличение внимания к каждому из них независимо от его возможностей, с другой стороны вызывает стремление общества повышения ценности личности и необходимости защищать ее права.

Ребенок, воспитывающийся в интернатом учреждении лишен очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление его как личности. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства, следовательно, с теоретической точки зрения социальная работа не соответствует потребностям социального заказчика по работе с детьми сиротами и детьми ,оставшиеся без попечения родителей, а также нуждается в дальнейшем в развитии специализированной подготовки таких социальных работников, чья деятельность будет направлена непосредственно на работу с данной категорией детей.

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. В настоящий момент главным документом, регулирующим социализацию детей-сирот, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Для оказания более эффективной поддержки планирования по улучшению системы защиты прав детей, лишенных родительского попечения, предполагается совершенствование региональной законодательной правовой основы. Самым первым шагом в решении этой проблемы является попытка искоренить причины этого явления, то есть необходима правильная, хорошо проработанная семейная политика, которая в настоящее время еще только начинает возрождаться, правительство только в последнее время начинает проявлять к семье повышенный интерес. Одним из самых важных, на мой взгляд, является обеспечение полноценного образования для детей — сирот. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в приемной семье. Кроме того, очень важным направлением работы, на мой взгляд, является формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации. В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов.

Волонтерство, является социальным явлением или социальным феноменом современного российского общества, можно рассматривать как форму гражданского участия в общественно полезных делах, а также как способ коллективного взаимодействия. В контексте изложенного предлагаем рабочее определение понятия «волонтерство» (добровольчество) как гуманистически ориентированного способа выстраивания социальных отношений между людьми, направленного на помощь и взаимопомощь между людьми, с целью развития установки на лицо другого.

Подчеркнем, что волонтерская (добровольческая) зиждется на ряде принципов: ответственность, отражение личной позиции, добровольность.

Думаем, что именно принцип добровольности волонтерской деятельности особо способствует тому, что взрослеющий человек может реализовать себя в ней максимально.[20;71-74]

Именно для решения задач организации социально-профилактической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, был разработан социальный проект волонтерской трудовой бригады из числа детей- сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, «Наше будущее», который может стать хорошей стартовой площадкой для развития данного опыта в городе Соликамск, а затем и в крае.

Настоящая работа имеет теоретическую и практическую значимость. Систематизированный теоретический материал, разработанный социальный проект может быть использован в работе специалистов по социально-профилактической работе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при стационарных учреждениях, на базе общественных учреждений.









Список литературы

        1. Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.

        2. Конституции РФ. (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)(с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)

        3. Жилищ­ного кодекса РФ (ст. 53, 60, 62).

        4. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. N223-ФЗ (в ред. от 29.12.2017 г.)

  1. Федеральный закон от 21.12.1996 г. N159- ФЗ (в ред. от 07.03.2018 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

  2. Антонова Л.Н., Котова А.И., Кошман С.Н. Развитие семейных форм устройств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  3. Дорохова Т.С. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, к замещающей семье: Инновационная направленность обучения и воспитания в системе образования Екатеринбурга: материала XVII городских педагогических чтений: под общ. ред. А.А. Симоновой,

Н.А. Лопанюк. – Е.: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя», 2011 – 77 с.

  1. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. 2-е издание. – М.: издательский центр «Академия», 2004 – 224 с.

  2. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателя и опекунам. 2-е издание, стереотип. – М.: издательский центр НЦ ЭНАС, 2005 – 56 с.

  3. Мухина В.С. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях: Воспитание и развитие детей в детском доме. – М.: 1996 – 11 с.

  4. Нечаева А.М. Об истории института усыновления в России, 2011 – 274 с.

Одинцова А.Н., Шамахова Н.Н. Детский дом семейного типа: под ред. Коробейниковой А.А. – В.: ВИРО, 2010 – 112 с.

  1. Павлова М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми. – В.: Учитель, 2014 – 232 с.

  2. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. Дети без семьи. – М.: 2005, 51-52; 400 с.

  3. Ракитский Б.В. Социальная политика: Толковый словарь. – М.: Издательство Российской академии государственной службы, 2002 , 6-10; 200 с.

  4. Самодурова Т. В. Волонтерское движение как эффективная стратегия решения социально-педагогических проблем российского общества: аналит. обзор материалов конф. // Мир, где нет чужих. Вып. 1: материалы 1-й Междунар. науч.-практ. конф., Благовещенск, 27 апр. 2010 г. / отв. ред. А. А. Гар-куша. — Благовещенск: БГПУ, 2010. — С. 53-56 c.

  5. Степанова Е., Федонина Н. От депривации – к социализации: Проблема социализации детей как основная проблема образовательных учреждений интернатного типа. – М.: ВЛАДОС, 2003 – 177 с.

  6. Степанова Е., Федонина Н. От депривации – к социализации: Проблема социализации детей как основная проблема образовательных учреждений интернатного типа. – М.: ВЛАДОС, 2003 – 177 с.

  7. Сулейманова Г.В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Издательство Дашков и Ко, 2002 - 448 с.

  8. Трофимова Е.В., Хахлова О.Н. Успешное замещающее родительство: книга для приемных родителей. – У.: 2015 – 200 с.

  9. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка. Пособие для психологов и педагогов. – М.: Владос, 2009 – 357 с.

  10. Холостова Е.И. Социальная работа. – М.: 2004 –

  11. Холина О. И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. — 2011. — № 8. — С. 71-74.

  12. Шипицина Л.М. Психология детей-сирот. – СПб.: 2005 – 627 с.

  13. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=735596

  14. http://fb.ru/article/178807/volonterskaya-deyatelnost-napravleniya-volonterskoy-deyatelnosti-v-rossii

  15. https://www.maam.ru/detskijsad/socialnaja-adaptacija-detei-sirot-i-detei-ostavshihsja-bez-popechenija-roditelei-v-uslovijah-detskogo-doma.html

  16. https://homeurist.com/semya/detskij-dom/kak-stat-volonterom-v-detskom-dome.html

  17. https://infourok.ru/programma-volonterskogo-otryada-serdce-internata-2877077.htm






Приложение


Приложение 1


Всеобщая Декларация Добровольчества


Декларация принята на XVI Всемирной Конференции

Международной Ассоциации Добровольческих Усилий,

Амстердам, январь, 2001 г., Международный год Добровольцев


Добровольчество - фундамент гражданского общества. Оно воплощает в жизнь устремления человечества к достижению мира, свободы, безопасности, справедливости и реализации возможностей для всех людей.

В эру глобализации и постоянных перемен мир становится более сложным и более взаимозависимым. Добровольчество - будь это индивидуальное или коллективное действие - это способ, посредством которого:

- в обществе поддерживаются и усиливаются человеческие ценности, забота о ближнем и служение людям;

- люди реализуют свои права и ответственность членов общества, одновременно познавая новое, совершенствуясь, раскрывая свой полный человеческий потенциал;

- устанавливаются межличностные связи, которые независимо от различий способствуют тому, чтобы жизнь в здоровых, устойчивых сообществах, работать вместе над созданием инновационных решений для общих проблем народов Земли.

Являясь жизненно важным элементом каждого общества, добровольчество способно воплотить на практике Декларацию Организации Объединенных Наций «Мы, Народы».

Декларация признает права каждого человека - женщины, мужчины, ребенка - на открытое, свободное и добровольное служение обществу, независимо от своих культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола, физического, социального и материального положения. Все люди в мире должны иметь право добровольно посвящать свое время, талант, энергию другим людям или свои сообществам посредством индивидуальных или коллективных действий, не ожидая финансового вознаграждения.

Мы убеждены, что развитие добровольчества:

- способствует вовлечению конкретного сообщества в процесс определения и решения его проблем;

- поддерживает и создает возможности для каждого молодого человека быть лидером посредством добровольного служения обществу;

- дает возможность каждому быть услышанным;

- создает возможность для каждого быть добровольцем;

- дополняет, но не заменяет, общественно полезную деятельность других секторов и оплачиваемых работников;

- создает возможности людям приобретать новые знания и навыки, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе;

- содействует солидарности на семейном, общинном, национальном и глобальном уровнях.

Мы уверены в том, что добровольцы, сообщества и организации, которым они служат, разделяют ответственность за:

- создание благоприятной среды для достижения добровольцами общественно значимых целей;

- определение критериев и условий добровольческого участия, при которых организация и доброволец могут совместно развивать политику руководства добровольческой деятельностью, а также прекратить свои обязательства;

- предоставление защиты добровольцам и тем, кого они обслуживают, от возможных рисков;

- обеспечение добровольцев информацией, обучением, регулярной оценкой и признанием;

- создание условий для активного участия любого человека в добровольческой деятельности посредством снятия физиологических, экономических, социальных и культурных барьеров.

Опираясь на Всеобщую Декларацию Прав Человека, принципы добровольчества и ответственности добровольцев, мы призываем:

Всех добровольцев , заявить о своем убеждении в том, что добровольчество как созидательная сила:

- строит здоровые, устойчивые сообщества, уважающие достоинство людей;

- помогает людям защищать свои права в практической жизни, тем самым улучшая ее;

- способствует решению социальных, культурных, экономических, экологических проблем;

- строит более гуманное и справедливое общество посредством всемирного сотрудничества.

Лидеров :

- всех секторов обществ - объединяться для создания сильных, реальных и эффективных местных и национальных добровольческих центров, как ведущих организаций для поддержки и развития добровольчества;

- государства - гарантировать право всех людей на добровольческую деятельность; устранять юридические барьеры, препятствующие участию и поддержке добровольцев в их работе; обеспечивать ресурсами неправительственные организации (НПО) для продвижения и поддержки эффективного вовлечения и добровольческого управления;

- бизнеса - содействовать вовлечению своих работников как добровольцев в решении проблем своих сообществ, помогать человеческими и финансовыми ресурсами для развития инфраструктуры, необходимой для осуществления добровольческой деятельности;

- средств массовой информации - обеспечивать общественность информацией, помогающей людям стать добровольцами и добровольческим объединениям;

- сферы образования - поощрять и помогать людям всех возрастов, создавая возможности для саморазвития и обучения в процессе служения;

- религии - пропагандировать добровольчество как проявление духовности, призывая всех людей к служению обществу;

- общественных объединений - создавать благоприятные организационные условия для работы добровольцев и привлекать человеческие и финансовые ресурсы, необходимые для их эффективной деятельности.

Организацию Объединенных Наций :

- провозгласить Десятилетие Добровольчества и Гражданского общества с целью признания необходимости в усилении институтов свободных сообществ;

- признать знак «красная буква ”V”» в качестве всемирного символа добровольчества.

Международная ассоциация добровольческих усилий призывает:

- добровольцев и лидеров всех секторов во всем мире объединиться как партнеров в продвижении, в поддержке эффективного добровольчества, доступного всем, как символ солидарности всех народов и наций;

- мировое добровольческое сообщество изучить, обсудить, одобрить и использовать Всеобщую Декларацию Добровольчества в своей деятельности.

Некоторые советы, как удержать волонтёра в организации:

- Удержать волонтёров в организации поможет только искреннее внимание к ним и их работе. Вовремя дать совет, или помочь, предоставить дополнительные возможности, или обучить, познакомить с другими людьми и по-человечески поддержать - все это ваша ответственность за то, чтобы люди не уходили из организации, не уносили обиду за невнимание к ним, к их работе и потребностям.

- Продвигайте ваших волонтёров. Продвижение волонтёра может существенно повлиять на рост вашей организации.

- Важным в работе с волонтёрами является поощрение. Необязательно оно должно выражаться в материальных предметах, ценных подарках и так далее. Гораздо важнее общественное признание. Проявите творческий подход к этому шагу и найдите свою собственную особую форму поощрения волонтёров именно в вашей организации.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Выдрина Эльвира Владиславовна

Дата: 15.06.2019

Номер свидетельства: 514854


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства