Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе; показать пути их преодоления.
Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей.
Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей, активизировать родителей на их решение.
Подготовка к собранию:
В первой четверти провести рисуночное тестирование детей. Рисунки проанализировать, обсудить результаты с классным руководителем.
Подготовить листы и карандаши для практической работы.
Подготовить памятки для родителей.
Ход собрания
(для настроя родителей)
Звучат песни “Первоклашка”, “Чему учат в школе”
1 Часть: Практическая.
На доске написана тема родительского собрания и эпиграф к первой части собрания: «Всякая мысль заканчивается движением руки... И. М. Сеченов»
Приветствие родителей.
- Уважаемые родители! Мы начнём встречу с небольшой практической работы.
Родителям раздаём листы и карандаши.
- Нарисуйте, пожалуйста, вашу семью. Людей с которыми вы живёте, которых любите. Время 3-5 минут.
По окончании рисования раздаём рисунки детей. Предлагаю их просмотреть, сравнить со своим рисунком.
2 Часть:
Читаю эпиграф.
- Уважаемые родители, вы только что приняли участие в одном из рисуночных тестов, тех, что рисовали ваши дети. Вы также как и они, вслух выражали сомнение в своих способностях, испытывали смущение, даже пытались отказаться от рисования. Вы испытали долю той тревожности, которую ваши дети испытывают вот уже несколько недель.
- По признакам на рисунках можно определить состояние тревожности ребёнка, скрытые потребности, трудности, проблемы, ожидания поддержки. Рисую на доске примеры признаков, указывающих на наличие разных тревожных состояний. Даю интерпретации.
Родители анализируют детские работы.
- «Рисунок человека» позволяет определить уровень развития невербального интеллекта, готовность к школе, школьную незрелость. Так как дети рисовали в первую неделю учёбы, вы по признакам можете определить уровень тревожности вашего ребёнка в начале школьного пути.
Рисунок «Семья» - покажет вам, достаточную ли поддержку оказывают близкие первокласснику в трудном жизненном периоде. Так же по второму рисунку, который рисовали в начале второго месяца, можно проследить уровень тревожности. Сопоставляя характеристики рисунков с наблюдениями за ребёнком дома и со слов учителя в школе, определить испытывает ли ребёнок состояние дезадаптации.
Рисунок «Несуществующее животное». Показывает развитие фантазирования и воображения. Рисуем в конце второй четверти. Развитое фантазирование способно защитить психику ребёнка. Снова сопоставляем признаки.
Под руководством психолога родители оценивают психическое состояние своего ребёнка за последние два месяца. Определяют области проблем. Конфиденциальность сохраняется.
Младший школьник. Общая характеристика возраста.
От 0 до 1 года – кризис первого года жизни. От 1 года до 2х лет ведущий вид деятельности предметно – манипулятивный. Познание мира через предметы и действия с ними.
В 3 года – кризис трёх лет. До 6 – лет ведущая деятельность игра.
7 лет – очередной кризис. Ведущей становится учебная деятельность.
Кризис это невозможность для ребёнка жить по-старому. Родители должны перестраиваться вместе с ребёнком и уже не применять старые методы воздействия.
Мл. шк. возраст охватывает период от 7 до 9 – 10 лет. Иногда нижняя граница захватывает 6-ти летний возраст. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание лобного отдела больших полушарий мозга. Поведение становится произвольным, т. е. обдуманным. Ребёнок научается планировать и выполнять запланированную программу действий. По этому семилетние дети лучше готовы к школе, чем шестилетние.
К 6 – 7 годам возрастает подвижность нервных процессов. Отмечается равновесие между процессом возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения возникают чаще, что определяет такие характерные особенности мл. шк. такие как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость.
Происходят изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие физическую выносливость ребёнка. Это благоприятные предпосылки для осуществления учебной деятельности.
Обратите внимание на следующие моменты:
- развитие крупных мышц опережает мелкие – страдает моторика, письмо, (СЕМЕЧКИ)
- характерна высокая утомляемость. Через 25- -30 минут и после второго урока падает работоспособность.
- дети очень утомляются после группы продлённого дня и при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Учитывая это следует подумать о посещении кружков, клубов, секций, музыкальной и спортивной школ.
Самооценка в 7 лет должна быть преимущественно нормальной. Допускается чуть завышенная.
Активно развиваются все психические процессы: память, внимание, мышление (наглядно – образное остаётся, формируется словесно – логическое), познавательные свойства восприятия.
Польза выполнения домашнего задания – закрепление полученных знаний. Память избирательна. Запоминается то, что наиболее интересно, а так как не вся учебная информация вызывает интерес ребёнка, то она и сохраняется в памяти не долго. Дети быстро забывают.
Важна мотивация учебной деятельности. Зачем ребёнок идёт в школу?
Старший дошкольник, готовый к школе хочет учиться и потому, что у него есть желание занять определённую позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может уже удовлетворить ни дома ни в детском саду.
Это внутренняя позиция школьника. Она формируется только к семилетнему возрасту. Ребёнок становится общественным человеком.
Цели должны быть ближними и дальними.
Основной мотив, если не сложилась мотивация – родители заставляют! Это важно.
Особую роль в жизни младшего школьника играет учитель, который зачастую выступает как центр его жизни. Именно на учителя ребёнок «завязан» эмоционально и во многом от него зависит состояние школьника.
Тревожащим фактором может быть осознание того, что для учителя все дети равны.
Воспитание ребёнка дома. Необходимо включать детей в дела семьи, чтобы они ощущали свою причастность к семье. Ребёнок должен иметь обязанности по дому и за их выполнением необходим контроль. Важно также чтобы ребёнок беспрекословно подчинялся требованиям родителей. Исключить попытки манипулирования взрослыми.
«Я так сказал!», « Потому-что, я так хочу!»
Трудности в школе:
Режим дня, организованность, поведение.
Трудности адаптации к классному коллективу,
Трудности взаимоотношений с учителями. Учителей много, новые и разные. (разные требования, разные личности, манеры поведения, преподавания)
Завышенные требования со стороны взрослых, иногда без учёта возможностей ребёнка.
Осторожней с оценками, не нагнетайте тревожность, повышайте самооценку, хвалите.
«Я с этим справлюсь!» - девиз. «Все трудности временные!».
Самое главное – здоровье малыша.
Главное: ребёнок должен быть уверен, что дома его любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.
Не будем раздражаться сами! Чего-то не заметим, пропустим мимо ушей, обратим что-то в добрую шутку. Обнимем, поцелуем…
…приходит как-то сосед к старухе. «У тебя столько детей, внуков, правнуков, все тебя любят, за советом ходят. Как удаётся?» - «Да старая я очень – немножко неменька, немножко слепенька, немножко глухенька….»
Может и мы так попробуем?
Завершение.
Ответы на вопросы.
Прощание.
Методика Гореловой – эмоциональное отношение к школе,
и Рене Жиля – школьная мотивация.
На что обратить внимание
при анализе рисуночного теста «Человек»
Тест Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека» выражает экспериментально проверенную наблюдаемую зависимость между особенностями детского рисунка и общим умственным развитием ребёнка (невербальный интеллект). Тест – часть обследования, только начало.
Количество баллов:
6 лет 18 – 19 баллов,
7 лет 22 – 23 балла.
О троечниках и компенсаторных возможностях.
Признаки рисунка:
Астения (быстрое утомление):
- слабый нажим на карандаш, линия едва видна,
- уменьшенный размер изображения, меньше 1/3 листа по высоте,
- рисунок помещён в углу листа,
- изображён старик, нищий, старуха,
- фигура изображена длинной вытянутой.
Самооценка
Низкая
– уменьшенный размер рисунка, до 1/3 листа. связан с желанием спрятаться, не привлекать к себе внимание.
- рисунок смещён вниз.
Высокая
Рисунок смещён вверх, что говорит о стремлении к высоким достижениям.
Эмоциональная напряжённость, гиперактивность,
- карандаш продавливает бумагу,
- карандаш рвёт бумагу,
- сверх сильный нажим на карандаш,
- стирание и исправление линий,
- увеличенный размер рисунка – больше 2/3 листа,
- отсутствуют или почти не видны глаза,
Агрессивность
- карандаш рвёт бумагу,
- руки нарисованы с кулаками, когтями, прорисованы мышцы, есть изображение оружия, улыбка с оскалом. Может быть нарисован воин.
Тревожность
- штриховые линии,
Стрессовое состояние, иногда импульсивность
(необдуманные действия).
- множественные линии,
- линии выходят за край листа или за контур фигуры,
- штриховка простым карандашом, иногда на весь лист.
Демонстративность
Желание привлечь к себе внимание (через поведение)
- большое количество разнообразных деталей,
- прорисовывание глаз с ресницами, бровями,
- тщательное прорисовывание причёски,
-украшение изображения.
Творческое живое воображение
- фигура нарисована сидя,
- сильно увеличен размер головы,
То же говорит о развитой фантазии.
Недостаток опоры, потребность в опоре, чувстве поддержки
- увеличенное изображение ступней ног, ноги нарисованы сильно расширенными к низу
- изображение опоры в виде стула, палки, холмика под ногами.
- отклонение о вертикали – иногда ощущение собственной неустойчивости, «не в своей тарелке.
Негативизм
(форма проявления агрессии, протест против требований. Отрицание, нежелание, нехотение, от пассивного состояния до истерик)
- фигура изображена сидя,
- в профиль,
- руки за спиной, в карманах, скрещены на груди, упёрты в бока.
Неудовлетворённость своей внешностью
Подчёркнуто прорисован нос, большой, некрасивый,
Насторожённости или подозрительность
- нарисованы большие уши,
Не слушает, не слышит
- не рисует уши.
Страхи
- зачернённые глаза, в тёмных очках, большие, круглые («У страха глаза велики»)
Проблемы общения
- угловатая фигура (робот),
- неумение общаться, недостаток общения - руки отсутствуют или почти не видны.
- высокая неудовлетворённость в общении – преувеличенный размер рук,
- экстраверт – руки в стороны,
- интроверт – руки вдоль туловища, ноги вместе.
Неумелость в социальных отношениях
- фигура изображена без ступней,
«Застёгнут на все пуговицы»
- необходимость соответствовать требованиям,
Потребность в независимости
- очень длинные ноги ,
Тревожность на фоне контроля со стороны старших
- головной убор
Ригидность (застревание на проблемах, склонность к длительным переживаниям)