Цель: профилактика курения, формирование установки на здоровый образ жизни.
Задачи:
- информирование (просвещение) учащихся об истории распространения курения среди людей и последствиях этой вредной привычки;
- активизация размышлений о вреде курения и его последствиях.
- развитие самоуважения, ответственного поведения у подростков.
- формирование установки активного неприятия курения и обоснованного отказа от него;
Оборудование: мячик; карточки с незаконченными предложениями; листы бумаги;фломастеры для групповой работы; плакат с изображением фигур человека.
План:
- Приветствие. Упражнение «Волшебные слова».
- Разминка. Игра «Ассоциации»
- Упажнение «Корзина покупателя». Обозначение целей тренинга.
- Упажнение «Вырази мнение».
- Упажнение «Привычки и внешность».
- Предоставление информации.
- Просмотрмультипликационного фильма (http://www.youtube.com/watch?v=ET57CpxLAKo)
- Упражнение «Обсуждение тем» (работа по группам)
- Упажнение «Выбор» (работа по группам)
- Упажнение «Слоган»
- Рефлексия
- Приветствие. Упражнение «Волшебные слова».
Участники называют «волшебные» слова, помогающие общению людей, а так же общению в группе. Обсуждается вопрос, относится ли к ним слово «нет».
- Игра «Ассоциации»
Психолог показывает карточку со словами:
- Успех
- Здоровье
- Благополучие
- Любовь
- Опыт
- Цель
- Мудрость
Участники сначала называют слова-ассоциации на эти слова, по выбору, а затем показывают движением свои ассоциации. Выполнение задания может выполняться по кругу либо по желанию.
- Упр. «Корзинка покупателя»
Ведущий заготавливает карточки, на некоторых указаны семейные роли (муж, жена, сын, дочь, бабушка, дедушка, тетя и др.). Таких карточек – небольшое количество, остальные- пустые. Предлагается учащимся вытянуть карточки. Далее активно работают те, кому достались «роли», у кого пустые карточки- наблюдатели.
Таким образом, активные участники образуют «семью», которая идет в магазин за покупками. У них есть определенная сумма денег. Все члены семьи высказывают свои пожелания о том, что им хочется купить в магазине. В магазине имеются разные товары (на столе разложены карточки, на которых написаны названия товаров, в том числе и сигареты). Семья осуществляет покупки и обосновывает свой выбор или отказ от покупки.
Обсуждение. Психолог: сегодня я предлагаю вам обсудить тему: Курение как угроза…Безусловно, выбор остается всегда за человеком, курить или нет, дружить или нет, учиться или работать, пить или вести здоровый образ жизни. Но прежде каждый человек и вы тоже должны владеть информацией о различных последствиях, отрицательных проявлений, сформировать отношение к социальным явлениям, как алкоголизм, табакокурение и т.п. Ответственное поведение, самоуважение, самоценность позволяет человеку обоснованно отказываться от опасных для здоровья и жизни действий (курение, алкоголь, наркотики). Наше занятие нацелено на то, чтобы вы все увидели в себе ресурсы для сохранения здоровья. Предлагаю продолжить обсуждение.
- Упражнение «Вырази мнение»
Психолог заготавливает карточки с незаконченными предложениями.
(Приложение №1)
Участники высказывают свое мнение.
Общее обсуждение.
- Упражнение « Привычки и внешность».
Психолог: Мы сейчас высказывали свои позиции по отношению к курению. И вот вопрос: «Можно ли, не зная человека, определить: курит он или нет, основываясь только на восприятии его внешнего вида». Обсуждение.
Задание: психолог показывает плакат с изображением различных фигур (поз) человека. (Приложение №2)
«Представьте, что в компании, на вечеринке вы встретили нескольких незнакомых вам людей, силуэты которых –
перед вами. Выберите тех, кто не склонен к курению, и тех, которые, судя по облику, склонны к курению». Обсуждение.
Психолог: Действительно, сложно так определить. Необходимо знать привычки человека, его характер, даже запахи нам необходимы. Бывает так, что первое впечатление может быть обманчивым, но я дала вам это задание не только с целью развития наблюдательности, внимания, но самое главное, для того, чтобы вы поняли, - поведение человека меняется под воздействием различных психоактивные вещества (ПАВ). Табак – это ПАВ, т.к. вызывает привыкание. В этом задании нет правильного ответа. Правильно, то, что поведение изменяется, и не в лучшую сторону. Появляются новые жесты, манеры, привычки.
- Просмотр мультфильма.
Обсуждение.
- Упражнение «Обсуждение тем».
Группа делится на 5 подгрупп. Каждая готовит защиту своей темы. Затем строится общее обсуждение.
Темы:
- Экономические аспекты вреда курения.
- Медицинские аспекты курения.
- Социальные аспекты курения
- Психологические аспекты курения
- Нравственно-этические аспекты курения.
- Упражнение «Выбор»
Группа делится на 2 подгруппы.
Задание: Одна группа составляет список самых важных причин, чтобы не курить (или бросить курить).
Другая группа составляет – права некурящих людей.
(Приложение №3,№4)
- Упражнение «Слоган»
Психолог: Как известно, на пачках сигарет печатают: «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья».
Задание. Разработайте слоганы о вреде курения и предложите список товаров, на которых они могут быть напечатаны. Напоминание: для большей эффективности учтите характеристики курящих людей и людей, которые ведут здоровый образ жизни.»
Пример: «Да здравствует чистый воздух!» Обсуждение.
- Рефлексия
Участники делятся впечатлениями и говорят, что считают нужным по теме занятия.
Приложение №1
Люди курят, потому что…
Сигарета в руке - это…
Для того, чтобы бросить курить, надо…
Курение дает возможность…
Когда мне предлагают закурить, я говорю…
Если мне предлагают закурить, я говорю…
Когда я смотрю на курящих, то…
Удержаться от сигарет можно, если…
Свобода от вредных привычек- это…
Жизнь без табака- это…
Если возникают мысли о курении, то…
Замах сигарет вызывает у меня…
«Курильщики» теряют…
Реклама сигарет- это…
Курящий человек похож на….
Человека от сигареты может уберечь…
Курить-это…
Не курить-это…
Если я отведаю вкус табака, то…
Я думаю, людей волнует проблема курения, потому что…
Опаснее курения может быть…
Зависимость от курения можно победить, если…
Люди начинают курить тогда, когда…
Люди, которые курят, знают о вреде сигарет, но продолжают курить, потому что…
Последствиями курения являются…
Бросить курить можно, если…
Приложение №2
Приложение №3
Мои права
— Каждый гражданин имеет право дышать воздухом, не загрязненным табачным дымом, в общественных местах и в общественном транспорте.
— Каждый работающий имеет право дышать чистым воздухом на рабочем месте.
- Каждый ребенок и подросток имеет право на защиту от всех форм рекламы табака, а также на всевозможные виды поддержки, включая просветительские или иные, которые позволят ему устоять, перед искушением пристраститься к употреблению табака.
- Каждый гражданин имеет право на информацию, о возможных последствиях употребления табака для здоровья.
- Каждый курильщик имеет право на поддержку и помощь при отвыкании от никотиновой зависимости.
Приложение №4
Список самых важных причин, чтобы не курить
(или бросить курить).
- Здоровый образ жизни;
- Хочу сохранить привлекательность;
- Страх болезни.
- Здоровые дети.
- Самоуважение.
- Уважение к окружающим меня людям.
- Хочу сохранить интеллект.
- Курить - не значит быть крутым и уверенным.
- Хочу добиться успеха среди сверстников, честным путем, без табака.