практика показывает что проведение собраний в традиционной форме не оправдывает ожидания родителей. здесь следует помнить родители являются заказчиками образовательных услуг. поэтому стоит изменить не только их форму но и считаться с мнением родителей при определении тематики. собрания с использование интерактивных методов. цель, которых заключается в том чтоб родители самостоятельно поделились опытом воспитания детей
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Конспект нетрадиционного родительского собрания «Кризис 3 лет»
Пояснительная записка.
Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому стоит изменить не только их форму и структуру организации, но и считаться с мнением родителей при определении тематики.
Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям, родительские собрания с использованием интерактивных методов. Цель, которых заключается в том, чтобы родители самостоятельно поделились опытом воспитания детей из собственной практики. "За чашечкой чая" родители высказывают свои наработанные методики в воспитании, задают вопросы друг другу и воспитателю, самостоятельно отвечают с позиции собственного опыта. Данная форма проведения родительского собрания была наиболее эффективной, т. к. в ходе родительского собрания все родители смогли внести свой вклад. Родители выдвинули предложение проводить такие собрания чаще.
Програмное содержание:
1 Познакомить родителей с понятием "Кризис 3 лет".
2 Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка.
3 Помочь родителям и детям успешно преодолеть данны возрастной кризис.
4 Создание благоприятной атмосферы в семье.
Форма проведения : чаепитие за круглым столом.
Подготовительная работа к собранию :
- приглашение родителей на собрание
- подготовка памятки для родителей по теме "кризис 3 лет"(приложение 1)
-изучение психолого - педагогической литературы на тему собрания.
4 Сообщение "Кризис 3 лет:признаки и пути преодоления"
5 Обсуждение прослушанного сообщения
6 Вы спрашиваете - мы отвечаем.
Литература:
- Т. С. Зенина "Родительские собрания в детском саду"
- Э. Келер "О личности трехлетнего ребенка"
- Е. А. Редина " Кризис 3 лет"
Ход собрания :
Звучит релаксационная музыка.
Уважаемые родители!
Спасибо, что нашли время и пришли на родительское собрание. А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру "Подари приветствие соседу".(родители и воспитатели приветствуют друг друга) .
Сегодня тема нашего собрания "Кризис 3 лет".Пусть каждый кто хочет выскажет свое суждение по заданной теме. Выслушиваются все высказывания и в конце идет обобщение.
Да, Вы правильно сказали, что кризис 3 лет - это граница между ранним и дошкольным детством. По Д. Б. Эльконину - это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего я"Я".
Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема успешного преодоления кризиса 3 лет остается актуальной. Возраст 3 лет -переломный момент в жизни малыша. По сути это его второе рождение. Так считают многие ученые, наблюдающие за психическими процессами в раннем возрасте. От рождения до 3 лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие можно назвать наиболее стремительным из всех последующих этапов взросления. Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития, помимо медленных, постепенных перемен, свойственны скачкообразные переходы - кризисы. Они необходимы - это движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость цнс, бурный рост тела, внутренних органов) .От того, как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее. Этот возраст может стать эпохой расцвета многочисленных способностей и возможностей малыша, а может обернуться эпохой упущенных возможностей, трудновыполнимых впоследствии. Не всегда отчетливо обнаруживаясь в ближайшее к переходному возрасту время, недочеты и пробелы в воспитании трехлеток резко заявляют о себе в начале школьной жизни. Многие корни неготовности детей к школьному обучению лежат в том, как совершается переход от раннего к школьному детству. Коррекционная работа с такими детьми - длительный и сложный прцесс, поэтому столь актуальной является задача своевременного и педагогически корректного воздействия на ребенка переходного трехлетнего возраста, предотвращающего наиболее грубые просчеты в его воспитании.
Кризис называют трудным возрастом. По свидетельству многих ученых, он отмечен повышенной конфликтностью и трудновоспитуемость. Взрослым становится все сложнее управлять нарастающей строптивостью и несговорчивостью малыша. Однако и самому ребенку в этот период нелегко. Трудный возраст труден в первую очередь для него самого. Ломаются стереотипы в отношениях с окружающими, малыш начинает по новому осмыслять действительность и свое место в ней. За короткий срок он меняется весь, целиком, в основных чертах своей личности. Это обусловливает нестабильный характер его поведения, повышенную чувствительность к отношению взрослых и несговорчивость. Сроки возникновения кризиса складываются у детей индивидуально, однако наиболее типичен, как кризисный, период от двух с половиной до 3 лет.
До этого момента малыш практически всегда послушен, охотно подражает всем, и только активно развивающаяся любознательность толкает его к нарушению родительских запретов и кратковременным стычкам со старшими за право трогать понравившиеся предметы. В остальном он охотно полагается взрослого, принимает его предложения, копирует его действия и почти не обнаруживает особых переживаний по поводу своих действий и поступков.
Возрастание самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается (особенно в грубой форме и без предоставления альтернативного занятия) у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда со сверстниками) .Л. С. Выготский и Э. Келлер описыват 7 характеристик этого кризиса:
Упрямство.
Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем. Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок "не тот".Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах) :Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот весь автобус слушает возмущенные вопли мальчика.
Строптивость.
Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании (мама требует одно, папа другое и бабушка разрешила все) .
Своеволие.
Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти гулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей.
Симптом обесценивания.
Проявляется в то, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые может использовать "скверные" слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или вызывает смех, то для малыша это подкрепление его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит, и захотят это исправить, то сделать что либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычным поведением ребенка.
Деспотизм.
ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
Негативизм.
Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это происходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда его этим же продуктом угощают другие, он спокойно и с удовольствием все съедает.
Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова "хочу", "не хочу", "Я" наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле "Я сам".Феномен "Я сам" знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития.
При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребенка критический период протекает более приглушенно. Но и в этих случаях дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому, так как им это "внутренне необходимо".Ситуации, в которых необходимо настоять на запрете, существуют и родители, несмотря на негативные реакции и провокации ребенка, должны их обозначить.
Итоги:
Родителям предлагается за чашкой чая обсудить прослушанное сообщение и задать вопросы, которые возникли в процессе собрания. Предлагаем родителям принять участие в диспуте, совместно отвечать на заданные вопросы.