kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для педагогов "Профилактика профессионального выгорания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить педагогов с проблемой профессионального выгорания. Обучить способам профилактики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Профилактика профессионального выгорания"»

Консультация для педагогов

«Профилактика профессионального выгорания».


Цель: сопровождение профессиональной деятельности учителя.

Задачи:

  1. Познакомить с проблемой профессионального выгорания педагогов;

  2. Провести диагностическое обследование для исследования степени сформированности профессионального выгорания.

Перед началом консультации включить песню.

В конце 80-ых в 90-е годы сформировался коллектив учителей, которые работают в школе сейчас. То есть, большинство педагогов имеет педагогический стаж больше 20 лет. В свете новых образовательных реформ назрела необходимость в пересмотре не только образовательных технологий, но и в создании социально-психологических условий, при которых учитель мог бы сохранить своё психическое здоровье и самореализоваться как зрелая личность.

На одном из педсоветов у нас уже шла речь об имидже современного учителя. В январе будет педсовет, как продолжение темы: «Педагог – профессия особенная».


Сегодня запланирована предварительная работа к педсовету.

Я кратко расскажу о профессиональном выгорании, его стадиях, факторах, симптомах. Затем вы ответите на вопросы методики диагностики уровня эмоционального выгорания. Более подробно о фазах профессионального выгорания, о мерах профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания будет идти разговор на педсовете в январе.


Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, врачей, политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в проблемы человека; сопереживать, сострадать, сочувствовать, предвосхищать его слова, настроения, поступки. А главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разрядки учеников, родителей, коллег. Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения. А. Морроу образно определил внутреннее состояние человека при дистрессе так: «Запах горящей психологической проводки».

Стадии профессионального выгорания развиваются постепенно. Кристина Маслач эти три стадии назвала «тремя лестничными пролётами в глубины профессиональной непригодности».


Первая стадия:

  1. начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; педагог неожиданно замечает: вроде бы всё пока нормально, но… скучно и пусто на душе;

  2. исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи;

  3. возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; возвращаясь, домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».


Вторая стадия:

  1. возникают недоразумения с детьми, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых учениках;

  2. неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии школьников – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение педагога – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.


Третья стадия:

  1. притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

  2. такой человек по привычке, может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то, ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Таким образом, эмоциональные ресурсы постепенно истощаются, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты.

Синдром профессионального выгорания – один из таких механизмов.

Профессиональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Профессиональное выгорание является формой профессиональной деформации личности.


Факторы, провоцирующие «профессиональное выгорание».

Профессиональное выгорание складывается под воздействием внешних и внутренних факторов.


Внешние факторы или организационные. Это условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.


  • Хронически напряжённая психоэмоциональная деятельность.

Деятельность учителя связана с интенсивным общением. От педагога требуется активная работа всех психических процессов: целенаправленно воспринимать учеников, родителей, коллег, внимательно фиксировать и запоминать зрительную, звуковую и письменную информацию. Необходимо включать все мыслительные процессы, активно ставить и решать проблемы. Приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения. Такая работа связана с психоэмоциональными перегрузками.


  • Дестабилизирующая организация деятельности.

Дестабилизирующая обстановка может быть связана с нечёткой организацией, плохим планированием труда, завышенной рабочей нагрузкой, с ситуацией, в которой совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: нет интеграции усилий, но при этом есть конкуренция. Негативный эффект от такой дестабилизирующей обстановки многозначен: он сказывается на самом педагоге, на учениках, а затем на взаимоотношениях обеих сторон. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределённой ответственности как бы предохраняет педагога от развития синдрома профессионального выгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.


Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.

Любой профессионал в сфере межличностных отношений находится под постоянным прессингом. На нём лежит нравственная, юридическая ответственность за благополучие вверенных ему учащихся. За день проведения уроков самоотдача и самоконтроль учителя столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение, психосоматика, невротические расстройства. Плата высока – нервное перенапряжение.


  • Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.

Она определяется часто двумя обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчинённый» и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии своих психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать всё близко к сердцу, беречь нервы.


  • Психологически трудный контингент, с которым имеет дело педагог в сфере общения.

Это ученики с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. Иногда это просто капризные, грубые дети, которые «доводят вас до белого каления». Невольно вы начинаете упреждать подобные случаи и прибегаете к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимания…». Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстранённость может быть использована неуместно, и тогда вы не включаетесь в нужды и требования вполне нормального ребёнка, коллеги. На этой почве возникает недоразумение и конфликт – эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной.


Внутренние факторы.


  • Склонность к эмоциональной ригидности.

Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто от природы имеет тугоподвижную нервную систему: менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. У людей с гибкой, подвижной нервной системой формирование симптомов выгорания будет проходить медленнее. Повышенная впечатлительность и чувствительность таких людей могут полностью блокировать формирование механизма психологической защиты и не позволят ему развиваться. С другой стороны, люди с подвижной нервной системой легче, быстрее восстанавливаются. Нередко случается так, что проработав до пенсии с людьми, человек, тем не менее, не утратил отзывчивости, эмоциональной вовлечённости, способности к сопереживанию.


  • Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности.

Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело. В данном случае речь идёт не о свойстве нервной системы, а о приобретённых чертах характера. Есть люди, которые воспринимают всё слишком эмоционально, отдаются делу без остатка. Каждый стрессовый случай оставляет глубокий след в душе. Судьба, благополучие ученика вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их и беречь.


  • Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Здесь может быть две причины.

Первая. Педагог не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован в сопереживании своим ученикам, коллегам. Такое умонастроение стимулирует проявление крайних форм эмоционального выгорания – безразличия, чёрствости.

Вторая причина. Человек не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, он не испытывает от неё удовлетворения. Всё зависит от ценностных ориентаций, воспитанных в человеке жизнью, средой. Для личности с альтруистическими ценностями важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности вследствие профессионального выгорания такой человек переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.


  • Нравственные дефекты и дезориентация личности.

Возможно, педагог имел нравственный изъян ещё до того, как стал работать с детьми, а может быть приобрёл его в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с детьми такие моральные категории как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности. Нравственная дезориентация – это неумение отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого ученикам. В случае нравственных дефектов и нравственной дезориентации формирование эмоционального выгорания облегчается.


Разминка


А сейчас я вам предлагаю отдохнуть, расслабиться.


Управление тонусом мышц, движением

  • Сядьте, по возможности, удобно, закройте глаза;

–дышите глубоко и медленно;
– пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

  • – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
    – прочувствуйте это напряжение;
    – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;
    – сделайте так несколько раз.

  • В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.


Управление дыханием

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.
Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась


Симптомы профессионального выгорания.

К.Маслач условно разделяет симптомы эмоционального или профессионального выгорания на физические, поведенческие и психологические.


Первая группа – психофизические симптомы.

  1. Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости).

  2. Ощущение эмоционального и физического истощения.

  3. Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию).

  4. Общая слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей.

  5. Частые, беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта.

  6. Резкая потеря или резкое увеличение веса.

  7. Полная или частичная бессонница.

  8. Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня.

  9. Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке.

  10. Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.


Вторая группа: социально-психологические симптомы.

  1. Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности).

  2. Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события.

  3. Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя).

  4. Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительности, скованность).

  5. Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение что «что-то не так, как надо»).

  6. Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «не справлюсь».

  7. Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ничего не получится»).


Третья группа: поведенческие симптомы.

  1. Ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её – всё труднее и труднее.

  2. Педагог заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы).

  3. Постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома её не делает.

  4. Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам.

  5. Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.

  6. Дистанцированность от сотрудников и учеников, повышение неадекватной критичности.

  7. Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Исследования показывают, что у 46% обследованных учителей выявлен синдром профессионального выгорания. На выраженность синдрома влияет стаж и возраст педагога.


Учителя со стажем работы от 3,5 до 10 лет сильнее всех подвержены синдрому психического выгорания, у них выявлен высокий уровень эмоциональной отстранённости, личностной отстранённости, психосоматические и психовегетативные нарушения.

Учителя со стажем работы от 10 до 20 лет характеризуются высоким уровнем эмоционального дефицита, расширением сферы экономии эмоций, неадекватным избирательным эмоциональным реагированием и неудовлетворённостью собой.

Педагоги со стажем работы больше 20 лет менее всех других групп подвержены синдрому профессионального выгорания, но для них характерен довольно высокий уровень эмоционально-нравственной дезориентации, психосоматические и психовегетативные нарушения.


У учителей в возрасте от 31 до 40 лет в большей степени проявляется осознание психотравмирующих обстоятельств в педагогической деятельности, они ограничивают эмоциональную отдачу за счёт выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Они испытывают неудовлетворённость собой, так как не могут реализовать свои планы и от этого возникает чувство безысходности.

Группа педагогов в возрасте более 41 года менее всех подвержена влиянию выгорания, но выделяет их высокий уровень эмоционально-нравственной дезориентации и психосоматические и психовегетативные нарушения.

В основном во всех группах фазы «напряжения», «резистенции» и «истощения», о которых мы будем говорить позже на педсовете, не сформированы или находятся в стадии формирования. Это говорит о том, что педагоги ещё не достигли самой тяжёлой фазы выгорания и могут с помощью определённых методов, упражнений научиться преодолевать профессиональные проблемы и более успешно адаптироваться в изменяющихся условиях современной жизни.


Выводы:

  • Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей.

    Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Консультация для педагогов "Профилактика профессионального выгорания"

Автор: Харская Инесса Сергеевна

Дата: 25.11.2021

Номер свидетельства: 592560

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Консультация для педагогов с элементами тренинга "Профессиональное выгорание педагога и его профилактика""
    ["seo_title"] => string(109) "konsultatsiiadliapiedaghoghovseliemientamitrieninghaprofiessionalnoievyghoraniiepiedaghoghaiieghoprofilaktika"
    ["file_id"] => string(6) "263841"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449597832"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Консультация для педагогов на тему: "Нервные срывы, эмоциональное выгорание""
    ["seo_title"] => string(74) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_na_temu_nervnye_sryvy_emotsionalnoe_vygoranie"
    ["file_id"] => string(6) "599965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1644478597"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Консультация для педагогов ДОУ "Профилактика профессионального выгорания""
    ["seo_title"] => string(73) "konsultatsiia_dlia_pedagogov_dou_profilaktika_professionalnogo_vygoraniia"
    ["file_id"] => string(6) "548175"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1588005666"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Основные  направления деятельности педагога-психолога. "
    ["seo_title"] => string(63) "osnovnyie-napravlieniia-dieiatiel-nosti-piedaghogha-psikhologha"
    ["file_id"] => string(6) "180148"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425131135"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "План работы педагога-психолога на учебный год "
    ["seo_title"] => string(53) "plan-raboty-piedaghogha-psikhologha-na-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "118164"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413050297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства