Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Профилактика профессионального выгорания"»
Консультация для педагогов
«Профилактика профессионального выгорания».
Цель: сопровождение профессиональной деятельности учителя.
Задачи:
Познакомить с проблемой профессионального выгорания педагогов;
Провести диагностическое обследование для исследования степени сформированности профессионального выгорания.
Перед началом консультации включить песню.
В конце 80-ых в 90-е годы сформировался коллектив учителей, которые работают в школе сейчас. То есть, большинство педагогов имеет педагогический стаж больше 20 лет. В свете новых образовательных реформ назрела необходимость в пересмотре не только образовательных технологий, но и в создании социально-психологических условий, при которых учитель мог бы сохранить своё психическое здоровье и самореализоваться как зрелая личность.
На одном из педсоветов у нас уже шла речь об имидже современного учителя. В январе будет педсовет, как продолжение темы: «Педагог – профессия особенная».
Сегодня запланирована предварительная работа к педсовету.
Я кратко расскажу о профессиональном выгорании, его стадиях, факторах, симптомах. Затем вы ответите на вопросы методики диагностики уровня эмоционального выгорания. Более подробно о фазах профессионального выгорания, о мерах профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания будет идти разговор на педсовете в январе.
Что такое синдром профессионального выгорания?
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, врачей, политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в проблемы человека; сопереживать, сострадать, сочувствовать, предвосхищать его слова, настроения, поступки. А главное, постоянно приходится принимать на себя энергетические разрядки учеников, родителей, коллег. Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведёт к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса профессиональное выгорание – это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома – стадия истощения. А. Морроу образно определил внутреннее состояние человека при дистрессе так: «Запах горящей психологической проводки».
Стадии профессионального выгорания развиваются постепенно. Кристина Маслач эти три стадии назвала «тремя лестничными пролётами в глубины профессиональной непригодности».
Первая стадия:
начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; педагог неожиданно замечает: вроде бы всё пока нормально, но… скучно и пусто на душе;
исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи;
возникает состояние тревожности, неудовлетворённости; возвращаясь, домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».
Вторая стадия:
возникают недоразумения с детьми, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых учениках;
неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии школьников – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение педагога – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
Третья стадия:
притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
такой человек по привычке, может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то, ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Таким образом, эмоциональные ресурсы постепенно истощаются, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты.
Синдром профессионального выгорания – один из таких механизмов.
Профессиональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Профессиональное выгорание является формой профессиональной деформации личности.
Профессиональное выгорание складывается под воздействием внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы или организационные. Это условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.
Хронически напряжённая психоэмоциональная деятельность.
Деятельность учителя связана с интенсивным общением. От педагога требуется активная работа всех психических процессов: целенаправленно воспринимать учеников, родителей, коллег, внимательно фиксировать и запоминать зрительную, звуковую и письменную информацию. Необходимо включать все мыслительные процессы, активно ставить и решать проблемы. Приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения. Такая работа связана с психоэмоциональными перегрузками.
Дестабилизирующая организация деятельности.
Дестабилизирующая обстановка может быть связана с нечёткой организацией, плохим планированием труда, завышенной рабочей нагрузкой, с ситуацией, в которой совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: нет интеграции усилий, но при этом есть конкуренция. Негативный эффект от такой дестабилизирующей обстановки многозначен: он сказывается на самом педагоге, на учениках, а затем на взаимоотношениях обеих сторон. А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределённой ответственности как бы предохраняет педагога от развития синдрома профессионального выгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.
Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.
Любой профессионал в сфере межличностных отношений находится под постоянным прессингом. На нём лежит нравственная, юридическая ответственность за благополучие вверенных ему учащихся. За день проведения уроков самоотдача и самоконтроль учителя столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение, психосоматика, невротические расстройства. Плата высока – нервное перенапряжение.
Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.
Она определяется часто двумя обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель-подчинённый» и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии своих психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать всё близко к сердцу, беречь нервы.
Психологически трудный контингент, с которым имеет дело педагог в сфере общения.
Это ученики с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. Иногда это просто капризные, грубые дети, которые «доводят вас до белого каления». Невольно вы начинаете упреждать подобные случаи и прибегаете к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимания…». Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстранённость может быть использована неуместно, и тогда вы не включаетесь в нужды и требования вполне нормального ребёнка, коллеги. На этой почве возникает недоразумение и конфликт – эмоциональное выгорание проявилось своей дисфункциональной стороной.
Внутренние факторы.
Склонность к эмоциональной ригидности.
Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто от природы имеет тугоподвижную нервную систему: менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. У людей с гибкой, подвижной нервной системой формирование симптомов выгорания будет проходить медленнее. Повышенная впечатлительность и чувствительность таких людей могут полностью блокировать формирование механизма психологической защиты и не позволят ему развиваться. С другой стороны, люди с подвижной нервной системой легче, быстрее восстанавливаются. Нередко случается так, что проработав до пенсии с людьми, человек, тем не менее, не утратил отзывчивости, эмоциональной вовлечённости, способности к сопереживанию.
Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности.
Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело. В данном случае речь идёт не о свойстве нервной системы, а о приобретённых чертах характера. Есть люди, которые воспринимают всё слишком эмоционально, отдаются делу без остатка. Каждый стрессовый случай оставляет глубокий след в душе. Судьба, благополучие ученика вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их и беречь.
Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Здесь может быть две причины.
Первая. Педагог не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован в сопереживании своим ученикам, коллегам. Такое умонастроение стимулирует проявление крайних форм эмоционального выгорания – безразличия, чёрствости.
Вторая причина. Человек не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего не значит, он не испытывает от неё удовлетворения. Всё зависит от ценностных ориентаций, воспитанных в человеке жизнью, средой. Для личности с альтруистическими ценностями важно помогать и сочувствовать другим. Утрату эмоциональности вследствие профессионального выгорания такой человек переживает как показатель нравственных потерь, как утрату человечности.
Нравственные дефекты и дезориентация личности.
Возможно, педагог имел нравственный изъян ещё до того, как стал работать с детьми, а может быть приобрёл его в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с детьми такие моральные категории как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности. Нравственная дезориентация – это неумение отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого ученикам. В случае нравственных дефектов и нравственной дезориентации формирование эмоционального выгорания облегчается.
Разминка
А сейчас я вам предлагаю отдохнуть, расслабиться.
Управление тонусом мышц, движением
Сядьте, по возможности, удобно, закройте глаза;
–дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Управление дыханием
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась
Симптомы профессионального выгорания.
К.Маслач условно разделяет симптомы эмоционального или профессионального выгорания на физические, поведенческие и психологические.
Первая группа – психофизические симптомы.
Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости).
Ощущение эмоционального и физического истощения.
Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию).
Общая слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей.
Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня.
Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке.
Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Вторая группа: социально-психологические симптомы.
Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности).
Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события.
Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя).
Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительности, скованность).
Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение что «что-то не так, как надо»).
Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «не справлюсь».
Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, всё равно ничего не получится»).
Третья группа: поведенческие симптомы.
Ощущение, что работа становится всё тяжелее и тяжелее, а выполнять её – всё труднее и труднее.
Педагог заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы).
Постоянно, без необходимости, берёт работу домой, но дома её не делает.
Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам.
Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.
Дистанцированность от сотрудников и учеников, повышение неадекватной критичности.
Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Исследования показывают, что у 46% обследованных учителей выявлен синдром профессионального выгорания. На выраженность синдрома влияет стаж и возраст педагога.
Учителя со стажем работы от 3,5 до 10 лет сильнее всех подвержены синдрому психического выгорания, у них выявлен высокий уровень эмоциональной отстранённости, личностной отстранённости, психосоматические и психовегетативные нарушения.
Учителя со стажем работы от 10 до 20 лет характеризуются высоким уровнем эмоционального дефицита, расширением сферы экономии эмоций, неадекватным избирательным эмоциональным реагированием и неудовлетворённостью собой.
Педагоги со стажем работы больше 20 лет менее всех других групп подвержены синдрому профессионального выгорания, но для них характерен довольно высокий уровень эмоционально-нравственной дезориентации, психосоматические и психовегетативные нарушения.
У учителей в возрасте от 31 до 40 лет в большей степени проявляется осознание психотравмирующих обстоятельств в педагогической деятельности, они ограничивают эмоциональную отдачу за счёт выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Они испытывают неудовлетворённость собой, так как не могут реализовать свои планы и от этого возникает чувство безысходности.
Группа педагогов в возрасте более 41 года менее всех подвержена влиянию выгорания, но выделяет их высокий уровень эмоционально-нравственной дезориентации и психосоматические и психовегетативные нарушения.
В основном во всех группах фазы «напряжения», «резистенции» и «истощения», о которых мы будем говорить позже на педсовете, не сформированы или находятся в стадии формирования. Это говорит о том, что педагоги ещё не достигли самой тяжёлой фазы выгорания и могут с помощью определённых методов, упражнений научиться преодолевать профессиональные проблемы и более успешно адаптироваться в изменяющихся условиях современной жизни.
Выводы:
Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей.
Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.