Конспект для занятия с родителями будущих первоклассников
Конспект для занятия с родителями будущих первоклассников
Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о ней слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую проверяют психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело говорят в крутых школах и гимназиях, но что это такое, толком никто не представляет.
Вот с арифметикой или чтением все куда проще – читать и писать теперь принято прямо с пеленок. И если по какой-то нелепой случайности до пяти-шести лет ребенок этому не научился, то за год перед школой его с легкостью обучат этим премудростям на любых курсах по подготовке к школе или в детском саду.
Но как же все-таки быть с психологией? Что представляет собой загадочная психологическая готовность к школе, нужно ли ею специально заниматься? Или, может быть, она у ребенка уже давно есть, а мы об этом и не знаем?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект для занятия с родителями будущих первоклассников»
Психологическая подготовка к школе
Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о ней слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую проверяют психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело говорят в крутых школах и гимназиях, но что это такое, толком никто не представляет.
Вот с арифметикой или чтением все куда проще – читать и писать теперь принято прямо с пеленок. И если по какой-то нелепой случайности до пяти-шести лет ребенок этому не научился, то за год перед школой его с легкостью обучат этим премудростям на любых курсах по подготовке к школе или в детском саду.
Но как же все-таки быть с психологией? Что представляет собой загадочная психологическая готовность к школе, нужно ли ею специально заниматься? Или, может быть, она у ребенка уже давно есть, а мы об этом и не знаем?
Психологи обнаружили четыре вида психологической готовности к школе.
Личностно-социальная готовность
Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.
На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по «разруливанию» конфликтных ситуаций, принятию совместных решений.
Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда психолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!».
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
«Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это опыт «выживания в толпе».
Эмоционально-волевая готовность
«А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему ребенок, который блестяще занимался до школы с частным преподавателем, порой получает глубокое разочарование от школы?
Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни один нормальный дошкольник, если он, конечно, не супер-вундеркинд, не предпочтет урок игре), то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.
Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Элис», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.
Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время».
Интеллектуальная готовность
Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.
Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.
Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Мотивационная готовность
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:
к школе;
учителю;
к учебной деятельности;
к самому себе.
Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.
Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
Необходимый фундамент для дошкольника при поступлении в школу.
Внимание
Память
Мышление
Речь
+ моторика.
Внимание. Произвольность, объём, переключаемость.
Упражнения и игры, направленные на удержание внимания на неинтересных объектах. Например, на листке нарисованы разные значки в большом количестве в строчку, и этих строчек несколько. Ребёнку предлагается вычёркивать определённые фигуры, которые либо даются вами, либо стоят в начале строки. Можно использовать разные виды зачёркивания фигур.
Упражнения и игры, направленные на время удержания внимания. В среднем у дошкольника есть в запасе 15-20 минут на протяжении которых он должен уметь сосредотачивать своё внимание на любой, особенно неинтересной деятельности. К первому классу это время должно дойти до 30-35 минут. Делайте упражнения, начиная с 15 минут непрерывного удержания внимания и добавляйте по полторы минуты в неделю, например. Например – потому как лучше следить за ребёнком, за его состоянием, лучше потоптаться на месте месяц, чем ставить ребёнку невыполнимые задачи, которые только снизят его желание заниматься.
Так же важная особенность внимания состоит том, чтобы ребёнок мог, сделав двух-минутный перерыв, заняться другой деятельностью. Например, если он считал, то после перерыва его просят запомнить, если он обводил фигуры, его просят вспомнить песенку или заняться кропотливым рукоделием. Не следует так же часто прерывать ребёнка, если он увлёкся какой-нибудь деятельностью. Дождитесь окончания какого-то этапа и пообещав, закончить позже предложите новую задачу.
Ключевой момент в том, чтобы ребёнок мог запоминать не только как зовут тётю или дядю, игрушку, машинку или яблоко. В школе ему придётся столкнуться с необходимостью запоминать очертания букв, разные правила написания букв и прочее. Поэтому необходимо делать упражнения на запоминание не только понятных и простых слов, но и разных абстрактных понятий. В упражнениях на память используйте, например, города, марки машин, аббревиатуры и проч.
Конечно, необходим объём. В целом, объём памяти неограничен ничем. Человеческий мозг, если бы могли все сопутствующие структуры, мог бы запомнить всю ленинскую библиотеку. Ребёнок должен уметь не раз в год выучить стишок на день рождения или новый год. Память должна постоянно тренироваться. Объём набирается непрерывным запоминанием множества текстов, картинок или цифр.
Так же необходимо работать над мелодичностью воспроизведения. Это как раз тот навык, который часто требуется всем нам. Запомнить – запомнили, много и довольно качественно, а вот воспроизвести без запинок, задержек – тяжело. Это я и назвал мелодичностью воспроизведения. Ведь главное не только количество запомненных стихов, но и их мелодичность, гибкость, певучесть воспроизведения.
Мышление. Абстрактность, логика, любопытство.
Мышление можно понять как способность успешно решать интеллектуальные задачи. Задач этих невероятное количество. Логические задачи на последовательность действий. Пример – Игра «Перевези через реку козу, волка и капусту». На понимание закономерностей. Пример – матрицы Равена, сложи из спичек максимально возможное количество фигур. Посчитай фигуры на рисунке. Пример – Треугольник треугольнике. Развивать необходимо так же и энциклопедические знания о мире, но хорошо устроенных мозг дороже хорошо наполненного. И, конечно, ключевая сторона вопроса - любопытство. Поддерживайте любопытство ваших детей, тягу узнать из чего что состоит. Покупайте им конструкторы, и игрушки, которые не бояться разбора, вместо дорогих моделей машин, например. И ещё, психологи всё чаще стали употреблять термин «цифровое слабоумие» - ситуация, при котором ребёнок вместо реальных дел, получает от родителей планшет с дурацкой игрой-тыкалкой, мультики нон-стоп по интернету и прочие имитации деятельности. Ребёнок сам научиться пользоваться техникой, ведь он ей окружён. Я не хочу сказать, что компьютерные игры – абсолютное зло. Но! Есть игры лишённые развивающего смысла изначально, и тратить на них время бессмысленно. Есть игры, помогающие разивать логику. Тот же самый «майнкрафт», в который в школе играют множество детей. В ней есть логические цепочки создания домов, предметов и орудий. В любом случае, ребёнок должен играть со своими сверстниками, родителями, интересным занятием с самим собой, прогулками, разговором. Если ваш ребёнок проводит за цифровыми устройствами, в том числе – телевизором, больше часа в день, то это повод задуматься и исправить ситуацию.
Речь. Беглость, богатство.
Говорите с вашим ребёнком, слушайте его. Задавайте каверзные опросы, ответы на которые скрыты. Если вы устали и готовите ужин, посадите ребёнка с собой, выключите телевизор. Пусть он вам расскажет как провёл день, чем занимался. Читайте ему книги, просите пересказать, используя услышанные слова. Учите ребёнка говорить длинными предложениями.
Моторика.
В идеале, во всех предыдущих упражнениях можно развивать моторику. Лепит ли он из пластилина, собирает ли конструктор, рисует, обводит фигуры и буквы. Основная проблема первоклассников – слабые мышцы рук. Он и рад бы писать, что просит учитель, ноу него рука устаёт после первой же буквы. То есть, в ваши занятия следует включить упражнения на моторику, пальчиковую гимнастику. Пример – гимнастика по книге.
Предостережения.
В завершение хочу вам сказать, что не стоит чрезмерно волноваться, если у ребёнка не получается что-то, возможно, он ещё не готов к таким упражнениям, все дети разные. И ещё. Лично мой совет. Он вам может не понравиться. Есть такое понятие- готовность ребёнка к школе, первые тесты интеллекта были разработаны именно для этого. И В своей профессиональной практике я часто встречал детей, особенно первоклашек, которые начинают ненавидеть в школу, из-за того, что не созрели. Объективно рано пошли в школу. И к концу первого класса они не любят учителя, школу, хотят в садик. Не обращайте внимания на родственников, соседей и прочих. Лучше ребёнку ещё год побыть вне школы, поиграть и подготовиться к школе, а потом за год быстро пройти программу. Потому что он созрел, чем получить второклассника со слезами на глазах идущего в школу, потому что он ненавидит учёбу. Тренируйте то, что получается, то что он делает с радостью. Не нужно стремиться и подгонять. Следите за состоянием ребёнка. Если он увлечён игрой, а время занятий пришло, то не сажайте его за стол с книгой, а включите в его игру упражнения, придумайте правило, поощрение. Если ребёнок чего-то не знает, то не смейтесь над ним, но и не тётёшкайтесь, объясните ему на понятном языке и спросите, что он понял. Ваша главная задача – приучить ребёнка думать головой.