Конспект занятия для будущих первоклассников по теме "Времена года"
  
 
  
 
  Цели: закрепление знаний о временах года, месяцах;
  Задачи:  
  Речевое развитие: развивать умение отвечать на вопросы, обогащать словарный запас.
  Познавательное развитие: учить правильно отвечать на вопросы, развивать логическое мышление, сообразительность.  
  Социально-коммуникативное развитие: развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью, отвечать по очереди.
  Художественно-эстетическое развитие: развивать у детей творческие способности.
  
 
   Ход занятия:
 
 
 I .Орг. момент.
  Рассадка детей за парты. (Сделать таблички с именами.)
  Правила поведения на уроке.
  А теперь давайте начнем наш урок.
 
 
 II. Сообщение темы урока
  Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на уроке , вы должны отгадать мои загадки.
  Послушайте внимательно: 
1) Сиренью пахнет, небо ясно, 
Трава нежна и зелена. 
И в сарафане ярко-красном 
Шагает по земле... (весна) . 
 
  -  Посмотрите. Что за сказка? 
 Всё вокруг в цветах и в красках.
 Сколько золотого света!
 Ну конечно, это - ... (лето) .
 
 
 
-  Серые тучи по небу плывут. 
 Клин журавлей улетает на юг.
 В небо взметнулись верхушки сосен.
 Бродит уныло за окнами... (осень) .
 
 
 
 -А еще какая бывает осень только ли дождливая и унылая? (золотая осень)
 
 4) Снег танцует и кружится. 
Королева-вьюга мчится 
На санях, а с ней сама 
Раскрасавица-. (зима) .
  
 
 После каждой отгадки появляется изображение времени года на экране.
 
  - Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)
  
 
  Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о временах года.
  
 
 III. Основная часть.
  
 
  1. Беседа об очередности времен года и чтение стихов. (учителем или детьми)
  
 
 Времена года сменяют друг друга в определенном порядке 
 
 Какое сейчас идет время года? (весна)
  Послушайте стихотворение и скажите, о каких признаках весны говорит автор?
   Весна
  Весна, весна! Как воздух чист!
  Как ясен небосклон!
  Своей лазурию живой
  Слепит мне очи он.
    
  Весна, весна! Как высоко
  На крыльях ветерка,
  Ласкаясь к солнечным лучам,
  Летают облака!
    
  Шумят ручьи! блестят ручьи!
  Взревев, река несет
  На торжествующем хребте
  Поднятый ею лед!
    
  Автор: Е. Баратынский
  
 
  Какое время года придет за весной? ( лето)  
  Стихотв. о лете.
   Здравствуй, ЛЕТО!
  Сколько солнца! Сколько света!
  Сколько зелени кругом!
  Что же это? Это ЛЕТО
  Наконец спешит к нам в дом.
  Певчих птиц разноголосье!
  Свежий запах сочных трав,
  В поле спелые колосья
  И грибы в тени дубрав.
  
  Окаких приметах лета услышали?
  
 
 А после лета наступит ... ( осень)
  
 
  Стихи об осени  
  
 
  Осень наступила золотая,
  Опадает яркая листва.
  По ковру украдкою шагая,
  Слышишь звуки осени, слова.
  
 
  Птицы пролетели тихо-тихо,
  Вот шуршит под елкой сонный еж,
  Вторит ему чуткая ежиха,
  Шорох их на шёпот так похож!
  
 
  Зашумели листья, выше, выше,
  Дождик тихо песенку поёт.
  Это звуки осени, ты слышишь?
  С нами разговор она ведет.
  
 
  О каких приметах осени узнали?
  
 
 А за осенью придет ... (зима)  
  
  Стихи о зиме  
  Вновь зима к нам подступила.
  Всюду снега навалило,
  Землю холодом сковало,
  Жить зверью труднее стало.
  
 
  Зайцы шубки поменяли,
  Белки тоже серы стали,
  Скачут птички-невелички -
  Снегири, клесты,синички,
  Корм повсюду собирают
  И от холода страдают.
  
  Назовите признаки зимы, о которых услышали в стихотворении.
    
  2. Задание "Закончи ряд" ( В первом ряду картинки с изображением осеннего листа, снеговика, весенней ветки; во втором ряду: снежинка, земляника и грач).
  Внимательно посмотри на первый ряд рисунков. Они расположены в строгом порядке, но не хватает последней картинки. Попробуй догадаться , что хотел сказать художник, располагая их именно так. Ниже расположены еще три карточки с рисунками. Твоя задача выбрать из них карточку, которой не хватает в первом ряду.  
  
 
  
 
  
 
 3.Сезонные изменения в природе.
 
 Мы с вами уже говорили о том, что каждое время года имеет свои приметы. Догадайтесь, о каком времени года я рассказываю.
  
 
  1) Набухают почки;
  Появляется березовый сок;
  Прилетают грачи;
  Показывается первая зеленая травка;
  
  2) На улице жара;
  Зреют хлеба на полях;
  В лесу полно ягод;
  
  3) Желтеет листва;
  Птицы улетают;
  Бывают первые заморозки
  
 
  -  Всё укрыто снегом; 
 На улице мороз;
  Реки под толстым слоем льда;
  У нас гостят снегири.  
  
 
  
 4. Физминутка
  
 
 Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте) .
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам). 
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы к верху и «тянутся к солнышку) .
И их лучики согрели. 
Бабочки летали. 
Крыльями махали. (Машут крыльями) .
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши) .
Ногами топаем! (Топают ногами) .
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делаютвдох- выдох) .
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места) .
 
 5. Игра «Когда это бывает? »
  
 
 Деревья сбросили наряд 
И обнажённые стоят. 
Но что за чудо? Как цветок. 
На ветке маленький. (листок) .
(Листопад - осенью.)
 
 Появился из-под снега, 
Увидал кусочек неба. 
Самый первый, самый нежный, -
Чистый маленький... (подснежник) .
(Весной.) 
 
 Много снега намело. 
Птичкам стало голодно. 
Смастерю для них кормушку, 
Дам им зёрен, дам ватрушку. 
Прилетай ко мне скорей, 
Забияка-воробей. 
Прилетай ко мне, сестрица, 
Желтогрудая. (синица) .
(Зимой.) 
 
 Это - девочка Наташка 
В ярко-розовой рубашке. 
Над Наташкой вьётся пташка. 
В поле зацвела... (ромашка) .
(Летом.) 
 
 6. Изменения в жизни человека.
  
 
 Игра «Пантомима».
В каждое время года люди придумали интересные занятия – забавы. 
 
Ребята, покажите мимикой и жестами любимые свои забавы по временам года. 
Зима - катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки. 
Весна - пускание корабликов, игра в классики. 
Лето — плавание, игра в футбол. 
Осень - сбор осенних листьев.  
  
 
  -  Игра "А ну-ка, отыщи!"   
 
 
  Перед тобой четыре картинки на которых изображены разные времена года. Отыщи лето (обозначь красным кружком), зиму (голубым), весну (зеленым), осень (желтым). Почему я выбрала такое цветовое обозначение?
  При наличии времени дети раскрашивают картинки.
  
 
 IV. Подведение итогов.  
 
 
 Вопросы:
 - О чем мы говорили сегодня на уроке?
 - Что понравилось?
 - Что показалось трудным?
  - Оцените свою работу на уроке. (Можно приготовить смайлики.)
 - Сегодня на занятии мы очень плодотворно поработали: вспомнили названия времен года, их приметы ,читали стихи, разгадывали загадки о временах года. Мне понравилась ваша работа на занятии.