Конспект занятия для будущих первоклассников по теме "Времена года"
Цели: закрепление знаний о временах года, месяцах;
Задачи:
Речевое развитие: развивать умение отвечать на вопросы, обогащать словарный запас.
Познавательное развитие: учить правильно отвечать на вопросы, развивать логическое мышление, сообразительность.
Социально-коммуникативное развитие: развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью, отвечать по очереди.
Художественно-эстетическое развитие: развивать у детей творческие способности.
Ход занятия:
I .Орг. момент.
Рассадка детей за парты. (Сделать таблички с именами.)
Правила поведения на уроке.
А теперь давайте начнем наш урок.
II. Сообщение темы урока
Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на уроке , вы должны отгадать мои загадки.
Послушайте внимательно:
1) Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле... (весна) .
Посмотрите. Что за сказка?
Всё вокруг в цветах и в красках.
Сколько золотого света!
Ну конечно, это - ... (лето) .
Серые тучи по небу плывут.
Клин журавлей улетает на юг.
В небо взметнулись верхушки сосен.
Бродит уныло за окнами... (осень) .
-А еще какая бывает осень только ли дождливая и унылая? (золотая осень)
4) Снег танцует и кружится.
Королева-вьюга мчится
На санях, а с ней сама
Раскрасавица-. (зима) .
После каждой отгадки появляется изображение времени года на экране.
- Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)
Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о временах года.
III. Основная часть.
1. Беседа об очередности времен года и чтение стихов. (учителем или детьми)
Времена года сменяют друг друга в определенном порядке
Какое сейчас идет время года? (весна)
Послушайте стихотворение и скажите, о каких признаках весны говорит автор?
Весна
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Автор: Е. Баратынский
Какое время года придет за весной? ( лето)
Стихотв. о лете.
Здравствуй, ЛЕТО!
Сколько солнца! Сколько света!
Сколько зелени кругом!
Что же это? Это ЛЕТО
Наконец спешит к нам в дом.
Певчих птиц разноголосье!
Свежий запах сочных трав,
В поле спелые колосья
И грибы в тени дубрав.
Окаких приметах лета услышали?
А после лета наступит ... ( осень)
Стихи об осени
Осень наступила золотая,
Опадает яркая листва.
По ковру украдкою шагая,
Слышишь звуки осени, слова.
Птицы пролетели тихо-тихо,
Вот шуршит под елкой сонный еж,
Вторит ему чуткая ежиха,
Шорох их на шёпот так похож!
Зашумели листья, выше, выше,
Дождик тихо песенку поёт.
Это звуки осени, ты слышишь?
С нами разговор она ведет.
О каких приметах осени узнали?
А за осенью придет ... (зима)
Стихи о зиме
Вновь зима к нам подступила.
Всюду снега навалило,
Землю холодом сковало,
Жить зверью труднее стало.
Зайцы шубки поменяли,
Белки тоже серы стали,
Скачут птички-невелички -
Снегири, клесты,синички,
Корм повсюду собирают
И от холода страдают.
Назовите признаки зимы, о которых услышали в стихотворении.
2. Задание "Закончи ряд" ( В первом ряду картинки с изображением осеннего листа, снеговика, весенней ветки; во втором ряду: снежинка, земляника и грач).
Внимательно посмотри на первый ряд рисунков. Они расположены в строгом порядке, но не хватает последней картинки. Попробуй догадаться , что хотел сказать художник, располагая их именно так. Ниже расположены еще три карточки с рисунками. Твоя задача выбрать из них карточку, которой не хватает в первом ряду.
3.Сезонные изменения в природе.
Мы с вами уже говорили о том, что каждое время года имеет свои приметы. Догадайтесь, о каком времени года я рассказываю.
1) Набухают почки;
Появляется березовый сок;
Прилетают грачи;
Показывается первая зеленая травка;
2) На улице жара;
Зреют хлеба на полях;
В лесу полно ягод;
3) Желтеет листва;
Птицы улетают;
Бывают первые заморозки
Всё укрыто снегом;
На улице мороз;
Реки под толстым слоем льда;
У нас гостят снегири.
4. Физминутка
Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте) .
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам).
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы к верху и «тянутся к солнышку) .
И их лучики согрели.
Бабочки летали.
Крыльями махали. (Машут крыльями) .
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши) .
Ногами топаем! (Топают ногами) .
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делаютвдох- выдох) .
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места) .
5. Игра «Когда это бывает? »
Деревья сбросили наряд
И обнажённые стоят.
Но что за чудо? Как цветок.
На ветке маленький. (листок) .
(Листопад - осенью.)
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный, -
Чистый маленький... (подснежник) .
(Весной.)
Много снега намело.
Птичкам стало голодно.
Смастерю для них кормушку,
Дам им зёрен, дам ватрушку.
Прилетай ко мне скорей,
Забияка-воробей.
Прилетай ко мне, сестрица,
Желтогрудая. (синица) .
(Зимой.)
Это - девочка Наташка
В ярко-розовой рубашке.
Над Наташкой вьётся пташка.
В поле зацвела... (ромашка) .
(Летом.)
6. Изменения в жизни человека.
Игра «Пантомима».
В каждое время года люди придумали интересные занятия – забавы.
Ребята, покажите мимикой и жестами любимые свои забавы по временам года.
Зима - катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки.
Весна - пускание корабликов, игра в классики.
Лето — плавание, игра в футбол.
Осень - сбор осенних листьев.
Игра "А ну-ка, отыщи!"
Перед тобой четыре картинки на которых изображены разные времена года. Отыщи лето (обозначь красным кружком), зиму (голубым), весну (зеленым), осень (желтым). Почему я выбрала такое цветовое обозначение?
При наличии времени дети раскрашивают картинки.
IV. Подведение итогов.
Вопросы:
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Что понравилось?
- Что показалось трудным?
- Оцените свою работу на уроке. (Можно приготовить смайлики.)
- Сегодня на занятии мы очень плодотворно поработали: вспомнили названия времен года, их приметы ,читали стихи, разгадывали загадки о временах года. Мне понравилась ваша работа на занятии.