Школьники испытывают состояние психологического напряжения, психологу важно и нужно говорить об этом состоянии говорить с детьми. Это мероприятие поможет учащимся 7-11 классов научиться отслеживать у себя состояние напряжения, тревоги, научиться использовать его для себя с пользой и овладеть способами преодоления большого волнения, снятия психологического напряжения, тревоги.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«классный час "Волнуйтесь, на здоровье!"»
Классный час
Тема: «Волнуйтесь, на здоровье!»
Нам не достаточно одних только волнений: нам нужны потрясения и тревоги, чтобы мы могли изведать жизнь во всей её силе.
Жорж Санд
Цель: Ознакомление учащихся с понятием тревожности и возможными методами её преодоления.
Задачи:
Научить понимать своё состояние волнения/тревоги
Развить стремление быть здоровым и успешным, используя игровую форму занятия
Создать благоприятные условия для развития, обучения детей и сохранения психологического здоровья
Форма проведения: Классный час
Возраст: 12-14 лет
Ожидаемые результаты:
Осознание, что каждый человек может испытывать волнение в той или иной ситуации
Волнение/тревожность – это состояние, с которым можно справиться
Уметь находить положительные и отрицательные стороны состояния волнения
Ход занятия
Организационный момент
Упражнение «Ассоциации»
Разные слова вызывают у нас разные ассоциации.
Ведущий. Пожалуйста, назовите по очереди, с чем ассоциируется у вас слово «волнение»?
(ведущий записывает названные слова на доске, например: мурашки по коже, тревога, опасность, страх, контрольная, ответ у доски, неожиданная ситуация, первое свидание)
Необходимо обобщить названные ассоциации и сделать акцент на положительных, отрицательных, нейтральных характеристиках.
Подводя итог упражнения можно сделать вывод: состояние волнения/тревожности испытывают все, причины могут быть самыми разными.
Определение уровня волнения/тревожности
Теоретическая часть.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность человека к тревоге.
Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.
Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Практическая часть (самоисследование).
Работа по тесту Ю.Л. Спилбергера – Ю.Л. Ханина.
Методика включает в себя бланк шкал самооценки состоящий из 40 вопросов – суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 – для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).
Результаты теста помогут учащимся понять свое состояние и состояние других.
Инсценировка «Суд идет»
Действующие лица:
Обвиняемый – тревожность,
Обвинители – 4 человека,
Адвокаты – 4 человека,
Присяжные – остальные.
Учащимся предлагается разделиться на обвинителей, адвокатов и присяжных.
Ведущий. Прошу принять участие в судебном процессе. Обвиняемый – тревожность.
Для того чтобы подготовиться к процессу, участникам дается 5 минут. Свои аргументы они могут записать на бумаге, но, естественно в процессе игры что-то может меняться, уточняться, добавляться и т.д.
Возможные обвинения:
Портит отношения с друзьями,
Человек становиться не уверенным, порождаются различные страхи
Начинает болеть, подрываются силы
Не дает человеку возможности выражать свое мнение и отстаивать свои права,
Усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе,
Мешает «потерпевшему» ясно мыслить и эффективно общаться
Ведет к одиночеству и к не успешности
Возможные контраргументы или положительные стороны волнения:
Подъем жизненных сил, активизация поведения,
Способствует уединению и приносит радость, которую только уединение способно дать
Тревожные люди не задевают других, не бывают назойливыми
Тревожные люди часто бывают более разборчивыми в личных контактах
Волнение способствует осмотрительности, осторожности, дает возможность отстраниться, понаблюдать, за чем-либо со стороны.
Позволяет тщательнее следить за своим внешним видом: одеждой, прической
Стимул к саморазвитию (записаться на тренинг «Общение»…)
Варианты положительных характеристик тревожности могут быть самыми разнообразными. Ведущий может подсказывать и обвинителям и защитникам, чтобы и у той и у другой стороны было много самых разных аргументов.
Ведущий. И наконец, вынесем приговор тревожности. Что вы можете предложить?
Вот один из вариантов приговора:
1.Обявим бойкот тревожности. Поскольку «короля играет свита», мы будем поддерживать тех кто волнуется, кто смущен. Нам это несложно, а тому, на кого направлена наша помощь, порой просто жизненно необходима.
2. Оглянитесь! Рядом всегда найдется человек ещё более тревожный, чем вы, ему труднее он нуждается в вашей поддержке.
Итог урока можно подвести игрой «Мозговой штурм».
4. «Мозговой штурм»
Ведущий. Над тревожностью можно работать. Каждый человек в силах изменить себя, стоит ему только задаться такой целью.
Учащимся предлагается сформулировать идеи по преодолению волнения/тревоги.
Возможные варианты: расслабиться, дыхательная гимнастика, прослушивание спокойной музыки, настроиться на лучшее, выпустить пар, написать письмо.
Учащимся озвучиваются новые методы преодоления волнения/тревоги:
«Использование роли». В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания (например: любимого киногероя), войти в эту роль и действовать как бы «в его образе»
«Переинтерпретация» симптомов тревожности. Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать (признаки активации), их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше. При определенной тренировке этот прием может помочь школьнику «выбраться из чертова колеса».
«Репетиция». Психолог проигрывает со школьником ситуации, вызывающие у того тревогу. Например, школьник как бы отвечает у доски, психолог исполняет роль «строго учителя», «насмешливого одноклассника», детально отрабатывая способы действия учащегося. Полезным оказывается также, когда психолог, "не предупреждая об этом заранее школьника, меняет тон разгона с ним — становится нетерпеливым, прерывающим собеседника, недовольным слушателем.
5. Рефлексия
Что нового вы узнали на нашем занятии?
Что вам понравилось, а что не понравилось?
Как вы считаете, поможет ли вам тема нашего урока справиться с волнением и сохранить свое здоровье?
Литература:
Лабиринты психологии / Под ред. С.В. Трушковой. -М.: издательский отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.
Настольная книга практического психолога в образовании. Рогов Е.И. – М.: «Владос», 1995.