Обучение детей альтернативным вариантам повелдения в конфликте, оптимизация психологического климата в коллективе, улучшение межличностного общения подростков в классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Ковер мира"»
ЗАНЯТИЕ
«Профилактика конфликтов в коллективе, профилактика буллинга»
«Ковер мира»
Цель: Обучать детей поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте, оптимизация психологического климата в коллективе, способствует сплочению и улучшению межличностного общения подростков в классе.
Возраст – подростковый (11-13 лет)
Время проведения – урок (40-45 мин.)
Ход занятия.
Приветствие.
Педагог-психолог: Добрый день ребята! Сегодня у вас необычный урок, урок психологии! Я предлагаю вам поприветствовать друг друга необычным способом:
Упражнение1
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.
Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает группу энергией.
Правила работы в группе (обсудить)
А) Правило активности и ответственности каждого.
Б) Правило закрытости группы.
В) Правило откровенности и искренности каждого.
Г) Не оценивать участников группы, если они об этом не просят.
Д) Использовать только Я-высказывания, говорить от своего лица.
Е) «Стоп!» Каждый может отказаться от групповой работы, если почувствует крайнее нежелание. Но этим правилом желательно пользоваться как можно реже.
Педагог-психолог:А, сейчас ребята…Вы сами определите тему занятия…..
Введение в тему
Ребята смотрят мультфильм «Конфликт - спички».
Вопросы педагога – психолога: Как вы думаете, какую тему мы сегодня затронем? (Ответы детей).
Педагог – психолог: Тема нашего занятия сегодня «Умение решать конфликты». Педагог – психолог задает вопросы про содержимое мультфильма: о чем этот мультфильм? Совместно делают вывод: в конфликте всегда виноваты две стороны.
Педагог-психолог: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной, приводящей к возникновению конфликтов (барьеров в общении).
Конфликт — это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор.
Педагог-психолог: Сейчас мы попробуем научиться находить выход из сложных, трудных ситуаций, ссор, непонимания со стороны другого человека. И, предлагаю вам сделать упражнение: Перед вами на парте листочки и ручка. Вспомните конфликтную ситуацию, ссору, которая произошла у вас с кем-то. Это может быть – родители, друг, подруга, учитель, одноклассник…напишите ее на листочке (подписывать не надо, анонимно!) Время: 2-3 минуты.
Упражнение 2.
«Мозговой штурм»
Каждый участник занятия сворачивает листочек и складывает в корзинку (или коробочку, шляпу, мешочек) педагог-психолог методом случайного выбора достает одну из конфликтных историй и зачитывает, ребята из класса дают рекомендации автору, как и каким способом необходимо было правильно выйти из конфликта. (Обучающихся в классе много, поэтому все записки не зачитываем, первые 3-4), остальные можно на классном часе обсуждать.
Упражнение 3.
Просмотр мульт-ролика «Команда»
Обсуждение содержимого. О чем мульт - ролик? А как у вас в классе? Как бы вы хотели что бы было?
Работа по теме занятия
Педагог-психолог:
Согласны ли вы со следующими утверждениями:
– Культурного человека отличает умение приятно и свободно общаться с окружающими. Он может внимательно выслушать то, что говорит собеседник, даже поможет ему высказать свое мнение.
– Такой человек сумеет расположить к беседе даже замкнутого или расстроенного человека.
– Почти у каждого человека есть возможность стать обаятельным и доброжелательным собеседником.
Помогает ли продуктивному и доброжелательному общению такое понятие, как «комплимент»?
Комплимент — любезные, приятные слова.
Упражнение 4.
Игра «Король и королева»
Реквизиты: корона и жезл, сердечки из цветной бумаги на каждого участника. (Я использую корону из картона и жезл –палочка новогодняя).
Педагог-психолог: Каждый из нас- уникальная личность, со своими чертами характера, внешностью. Сейчас мы будем говорить добрые слова своим одноклассникам. Важно говорить комплимент не только замечая внешность , но и положительные черты характера. Предупреждаю, что все говорим в положительном ключе и соблюдаем правила занятия.
Каждому ребенку в классе по очереди говорят комплименты. Психолог выдает сердечко из цветной бумаги. Сердечко ребенок вручает тому, чей комплимент произвел наибольшее впечатление. Игра продолжается до тех пор, пока все участники примерять на себя роль короля и королевы. Если классный руководитель присутствует, то и он включается в игру.
Затем определяется тот, кто набрал наибольшее количество сердечек. Именно он и становится королем или королевой комплимента (можно использовать или нет, по желанию).
Анализ: легко ли было находить нужную формулировку для комплимента? Легко ли было произносить вслух комплименты? Какие чувства испытывали, когда произносили комплименты и когда слышали их в свой адрес? Что было приятнее — слушать комплименты или произносить их?
Не забывайте замечать и оценивать то хорошее, что есть в ваших друзьях, близких, знакомых. Несколько приятных слов, произнесенный с доброй улыбкой, зачастую способны превратить вашего противника в вашего сторонника.
Знаменитый американский психолог Дейл Карнеги в книге «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» приводит шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям:
Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
Правило 2. Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Правило 3. Улыбайтесь.
Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Упражнение 5. «Ковер мира»
Составление коллажа «Ковер мира» предлагает хорошую стратегию разрешения конфликтов в классе с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие «ковра мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением. Материал: ватман, фломастеры, клей, картинки животных, мультяшные, спорта, цветов (использую старые журналы «Мурзилка», настенные календари, открытки). Материалы для оформления декораций - блестки, звездочки, сердечки и т. п. На ватмане заранее подписываем крупными буквами «Ковер Мира 5 А класса», например.
Инструкция педагога-психолога: «По очереди подойдите к парте (заранее раскладываю вырезанные картинки, примерно 60 картинок на количество детей в классе – 30 человек) и можете выбрать ту картинку, которая вам понравилась больше всех. На две парты, сдвинутые вместе, положен ватман. Ребята подходят в круг и приклеивают свои картинки на ватман, подписывая свое имя. Классный руководитель тоже может принять участие.
Психолог с детьми подводит итог занятия: Ребята, это ваш Ковер мира, ковер мира вашего класса! Как только возникнет спор, «противники" могут посмотреть на него и поговорить друг с другом, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы (ковер мира вывешивается на стену, рядом с классным уголком).В заключении можно использовать притчу.
Притча
«Почему, когда люди ссорятся, они кричат?» Один раз Учитель спросил у своих учеников: - Почему, когда люди ссорятся, они кричат? - Потому, что теряют спокойствие, - сказал один. - Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? - спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен? Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов, он объяснил: - Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем дальше отдаляются и громче кричат. - А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. - В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.
Упражнение 6 (по желанию)
Класс делится на две группы, каждой группе дается задание построить групповую скульптуру со словами «Дружба» и «Мир» (говорится тихо, что бы другая группа не услышала). Слова можете выбрать другие)))). Можно сделать фото, распечатать и поместить в классный уголок.