Цель: поддержать интерес учащихся к окружающему миру, воспитывать береж¬ное отношение к природе; развивать уме¬ние видеть красоту окружающего мира, а также учить работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы коллектива.
Материалы к занятию: силуэты деревь¬ев; кленовые листья желтого и красного цве¬та; сетка для кроссворда; овощи (помидор, кабачок, морковь, лук, чеснок, картофель, огурец); концерты с загадками; карточки со славянскими названиями осенних месяцев; чистые листы бумаги, фломастеры; пирог.
Занятие начинается с обращения учи¬теля:
- Добрый день, дорогие друзья! Сегод¬ня наш классный час посвящен... Впрочем, вы сейчас сами определите его тему.
1-й ученик.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
2-й ученик.
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист,
Осинник желтый бьет тревогу,
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу.
Догадались, о чем пойдет речь? Конечно же об осени, прекрасной поре. А какие вы знаете осенние месяцы?
Учащиеся называют осенние месяцы и рассказывают о происхождении названия каждого из них (домашнее задание).
Сентябрь от латинского слова сэптэбэр — седьмой. Новый год у древних рим¬лян начинался с 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем.
В старину славянские названия месяцев были тесно связаны с явлениями природы. Этот месяц наши предки называли хмурень, рюен, ревун, вересень. (Карточки крепятся на магнитную доску.)
Хмурень — дни короткие, тучи плотно кроют небо.
Рюен — желтый цвет.
Ревун — ветряная погода.
Вересень — цветение вереска.
Октябрь — десятый месяц в году. Об¬разовано от латинского слова окто, что значит восемь.
Почему же десятый, а не восьмой месяц назвали октябрем? Как вы уже знаете, в Древнем Риме год начинался с 1 марта, а не с 1 января. Поэтому октябрь был восьмым месяцем. На Руси этот месяц называли грязник, листобой, хлебник. (Карточки кре¬пятся на магнитную доску.)
Хлебник — полны закрома, убраны все поля.
А почему грязник и листобой? Попро¬буйте объяснить сами.
Ноябрь получил название от латинско¬го слова новем, что значит девять. В паро¬де ноябрь зовут полузимником, потому что он как бы наполовину уходит в зиму, и ле¬довым кузнецом, потому что покрываются льдом реки и озера.
Итак, начинаем игру. Но прежде нам нужно разделиться на две команды. Выби¬райте любой кленовый лист.
Учащиеся выбирают листья красного и желтого цвета.
— Команда Красного листа занимает места справа, команда Желтого кленового листа — слева.
1-й конкурс. Назвать слова на тему «Осень».
Команды по очереди называют слова на тему «Осень». Побеждает команда, которая последняя назовет слово. Победителю конкурса кленовый лист, который приклеи¬вается на заранее приготовленное из бума¬ги дерево.
2-й конкурс. «Узнай овощи».
Oт команды выходят по одному учени¬ку. Им навязывают глаза.
Учитель.
Однажды хозяйка с базара пришла.
Хозяйка с базарa овощей принесла.
Угадайте, какие овощи она принесла? Ученики ощупывают овощи руками и называют его.
Зa каждый правильный ответ команда получает кленовый лист и приклеивает его на свое дерево.
3-й конкурс. Загадки.
Представители команд выбирают кон¬церты «Лесные загадки от Осени».
Учитель.
Сосны, елки, березы, клены...
Это лес — он наш друг зеленый!
Добрый друг, он шумит, моет
И в прохладную тень зовет.
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас?
Чей это дом?
К загадке первой мы идем...
Смотри, стоит какой-то дом.
Дом без дверей и 6eз окон
Народом дружным заселен.
Народ веселый, трудовой
Охотно дом построил свой...
Все что-то тащат, все снуют,
Стараются, не устают...
Ты видел этих силачей?
Тогда скажи, дом этот чей?
Удивительный портной
Удивительный портной:
Нет катушки ни одной,
И машинки швейной нет...
И утюг не разогрет
Но зато иголки есть.
Сколько? Их не перечесть!
Бусы на опушке
Сколько бус рассыпано
На лесном опушке!
Девочки-подружки
Соберут их в кружки.
Трудятся, стараются
Девочки проворные,
Потому что вкусные
Эти бусы черные!
Хвастун-обманщик
Нам издали красная шляпа видна
Лесного обманщика-хвастуна.
Ему к нам в корзинку
Попасть не придется,
Пусть мухам на гибель
В лесу остается!
Грибы на сосне
Может быть, вы поверите мне,
Но я увидала грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут...
Надеты на ветки маслята, опята...
Кто же их на зиму сушит, ребята?
Крокодил-малютка
Мальчик по лесу бродил:
— Ой, смотрите, крокодил!
Что за чудо? Что за шутка?
Крокодил совсем малютка!
Как тот мальчик ни старался,
Крокодила не поймал.
Только хвост в руке остался,
Крокодил в траву удрал.
Знаешь, как зовут его
— Крокодильчика того?
Загадки читает каждая команда по оче¬реди. Если команда затрудняется дать от-вет, ой помогает команда-соперница.
За каждый правильный отпет команда получает кленовый лист для своего дерева.
4-й конкурс. Мы рисуем осень.
От каждой команды выходят по одному «художнику». Они выбирают лист с зада¬нием.
1-е задание: нарисовать осень, листо¬пад, прекрасную погоду.
2-е задание: нарисовать осень, силь¬ный ветер, дождь.
Команда должна по рисунку своего ху¬дожника угадать задание. За правильный ответ команда получает кленовый лист для дерева.
5-й конкурс. Стихи об осени.
Конкурс проводится, пока «художники» выполняют задание.
Победителя выбираем но аплодисментам.
6-й конкурс. Какого цвета осень?
Это вы узнаете, отгадав кроссворд (на доске рисунок).
За каждый правильный ответ — клено¬вый лист на дерево.
I. Это явление природы, при котором понижается температура воздуха. Верная примета этого явления — лед на лужах.
Чаще всего это бывает осенью и весной. Что это? (Заморозки.)
2. Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (Дождь.)
3. Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцвет¬ные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад.)
4. Осенью ночью намного холоднее, чем днем; воздух, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки во¬ды. Что это? (Роса.)
5. Это явление похоже на легкую дым¬ку в воздухе, а иногда на белую, непрозрач-ную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (Туман.)
6. Осенью, когда все чаще стоят холод¬ные дни, вдоль берегов рек на мелких мес-тах образуется тонкий лед, а затем и вся ре¬ка покрывается льдом. Как это называется? (Ледостав.)
7. Осенью птицы улетают в теплые края. Они собираются в большие группы. Как они называются? (Стаи.)
Встреча с осенью заканчивается слова¬ми: «Весна красна цветами, а осень пирога-ми». Учащиеся накрывают столики салфет¬ками и пьют чай с пирогами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "В гостях у Осени" »
Классный час
«В гостях у Осени»
Цель: поддержать интерес учащихся к окружающему миру, воспитывать бережное отношениек природе; развивать умение видеть красоту окружающего мира, а также учить работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы коллектива.
Материалы к занятию: силуэты деревьев; кленовые листья желтого и красного цвета; сетка для кроссворда; овощи (помидор, кабачок, морковь, лук, чеснок, картофель, огурец); концерты с загадками; карточки со славянскими названиями осенних месяцев; чистые листы бумаги, фломастеры; пирог.
Занятие начинается с обращения учителя:
- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш классный час посвящен... Впрочем, вы сейчас сами определите его тему.
1-й ученик.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
2-й ученик.
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист,
Осинник желтый бьет тревогу,
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу.
Догадались, о чем пойдет речь? Конечно же об осени, прекрасной поре. А какие вы знаете осенние месяцы?
Учащиеся называют осенние месяцы и рассказывают о происхождении названия каждого из них (домашнее задание).
Сентябрьот латинского слова сэптэбэр — седьмой. Новый год у древних римлян начинался с 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем.
В старину славянские названия месяцев были тесно связаны с явлениями природы. Этот месяц наши предки называли хмурень, рюен, ревун, вересень. (Карточки крепятся на магнитную доску.)
Хмурень — дни короткие, тучи плотно кроют небо.
Рюен — желтый цвет.
Ревун — ветряная погода.
Вересень — цветение вереска.
Октябрь — десятый месяц в году. Образовано от латинского слова окто, что значит восемь.
Почему же десятый, а не восьмой месяц назвалиоктябрем? Как вы уже знаете, в Древнем Риме год начинался с 1 марта, а не с 1 января. Поэтому октябрь был восьмым месяцем. На Руси этот месяц называли грязник, листобой,хлебник. (Карточки крепятся на магнитную доску.)
Хлебник — полны закрома, убраны все поля.
А почему грязник и листобой? Попробуйте объяснить сами.
Ноябрьполучил название от латинского слова новем, что значит девять. В пароде ноябрь зовут полузимником, потому что он как бы наполовину уходит в зиму, и ледовым кузнецом, потому что покрываются льдом реки и озера.
Итак, начинаем игру. Но прежде нам нужно разделиться на две команды. Выбирайте любой кленовый лист.
Учащиеся выбирают листья красного и желтого цвета.
— Команда Красного листа занимает места справа, команда Желтого кленового листа — слева.
1-й конкурс. Назвать слова на тему «Осень».
Команды поочереди называют слова на тему «Осень». Побеждает команда, которая последняя назовет слово. Победителю конкурса кленовый лист, который приклеивается на заранее приготовленное из бумаги дерево.
2-й конкурс.«Узнай овощи».
Oт команды выходят по одному ученику. Им навязывают глаза.
Учитель.
Однажды хозяйка с базара пришла.
Хозяйка с базарa овощей принесла.
Угадайте, какие овощи она принесла? Ученики ощупывают овощи руками и называют его.
Зa каждый правильный ответ команда получает кленовый лист и приклеивает его на свое дерево.
3-й конкурс. Загадки.
Представители командвыбирают концерты «Лесные загадки от Осени».
Учитель.
Сосны, елки, березы, клены...
Это лес — он наш друг зеленый!
Добрый друг, оншумит, моет
И в прохладную тень зовет.
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас?
Чей это дом?
К загадке первой мы идем...
Смотри, стоит какой-то дом.
Дом без дверей и 6eз окон
Народом дружным заселен.
Народ веселый, трудовой
Охотно дом построил свой...
Все что-то тащат, все снуют,
Стараются, не устают...
Ты видел этих силачей?
Тогда скажи, дом этот чей?
Удивительный портной
Удивительный портной:
Нет катушки ни одной,
И машинки швейной нет...
И утюг не разогрет
Но зато иголки есть.
Сколько? Их не перечесть!
Бусы на опушке
Сколько бус рассыпано
На лесном опушке!
Девочки-подружки
Соберут их в кружки.
Трудятся, стараются
Девочки проворные,
Потому что вкусные
Эти бусы черные!
Хвастун-обманщик
Нам издали красная шляпа видна
Лесного обманщика-хвастуна.
Ему к нам в корзинку
Попасть не придется,
Пустьмухам на гибель
В лесу остается!
Грибы на сосне
Может быть, вы поверите мне,
Но я увидала грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут...
Надеты на ветки маслята, опята...
Кто же их на зиму сушит, ребята?
Крокодил-малютка
Мальчик по лесу бродил:
— Ой, смотрите, крокодил!
Что за чудо? Что за шутка?
Крокодил совсем малютка!
Как тот мальчик ни старался,
Крокодила не поймал.
Только хвост в руке остался,
Крокодил в траву удрал.
Знаешь, как зовут его
— Крокодильчика того?
Загадки читает каждая команда поочереди. Если команда затрудняется дать ответ, ой помогает команда-соперница.
За каждый правильный отпет команда получает кленовый лист для своего дерева.
4-й конкурс. Мы рисуем осень.
От каждой команды выходят по одному «художнику». Они выбирают лист сзаданием.
Команда должна по рисунку своего художника угадать задание. За правильный ответ команда получает кленовый лист для дерева.
5-й конкурс. Стихи об осени.
Конкурс проводится, пока «художники» выполняют задание.
Победителя выбираем но аплодисментам.
6-й конкурс. Какого цвета осень?
Это вы узнаете, отгадав кроссворд (надоске рисунок).
За каждый правильный ответ — кленовый лист на дерево.
I. Это явление природы, при котором понижается температура воздуха. Верная примета этого явления — лед на лужах.
Чаще всего это бывает осенью и весной. Что это? (Заморозки.)
2. Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (Дождь.)
3. Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад.)
4. Осенью ночью намного холоднее, чем днем; воздух, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это? (Роса.)
5. Это явление похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (Туман.)
6. Осенью, когда все чаще стоят холодные дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий лед, а затем и вся река покрывается льдом. Как это называется? (Ледостав.)
7. Осенью птицы улетают в теплые края. Они собираются в большие группы. Как они называются? (Стаи.)
Встреча с осенью заканчивается словами: «Весна красна цветами, а осень пирогами». Учащиеся накрывают столики салфетками и пьют чай с пирогами.