Деловая игра "Качество рабочих мест для молодежи" для обучающихся 1 - 2 курсов с целью профессионального самоопределения и дальнейшего трудоустройства по выбранной профессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деловая игра "Качество рабочих мест для молодежи"»
Деловая игра "Качество рабочих мест для молодежи"
Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, Подготовить обучающихся к дальнейшему трудоустройству по выбранной профессии.
Задачи:
сформировать у обучающихся знаний о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;
научить соотносить требования, предъявляемые при трудоустройстве.
научить анализировать свои возможности и способности.
Оборудование: проектор, компьютер.
Ход мероприятия
До начала мероприятия группа делится на 2 команды.
(Слайд 2)
Педагог - психолог: Пройдет совсем немного времени, и вам придется устраиваться на работу. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог – именно столько сейчас существует рабочих мест. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?
(Слайд 3)
На экране вы видите 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?»
( Участники дают ответы.)
(Слайд 4)
Подведем итоги. Перед вами краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине.
(Профессия – это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития).
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация – это уровень профессионального мастерства.
Должность – это место, занимаемое человеком в организации.
Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Сегодня мы поговорим о различных профессиях и о выборе профессии.
(Слайд 5)
(Слайд 6)
Психолог: Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Сейчас пришло время для нового задания.
Задание 2: Вы получите карточки с названиями профессий, которые вы должны разбить на группы.
Первая группа профессий «Самые модные профессии».
Вторая группа – «Профессии, которые почти или совсем исчезли».(забытые)
Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа – «Самые отважные профессии».
Пятая «Появились только в XX веке»
(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Профессии, которые почти или совсем исчезли: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик, кучер, фонарщик, пряха, прачка, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
«Появились только в XX веке» программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь – референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист – машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр .
(Слайд 8)
Деловая игра «Собеседование» Работодатель и соискатель (каждой команде раздаются вопросы, подготовить коллективный ответ)
1. Назовите три своих основных достоинства.
2. Как вы представляете себя через 5 лет?
3. Готовы ли вы работать сверхурочно?
4. Что для вас важнее – хорошая зарплата или интересная работа?
5. Что вы будете делать, в случае отказа принять Вас на работу?
6. Каким вы видите свое будущее рабочее место, свой коллектив?
(Слайд 9)
Кем бы могли работать в наши дни:
Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (ответ: пародистом)
Красная Шапочка (ответ: социальным работником)
Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин (ответ: коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).
(Слайд 20)
Задание 4. Сейчас каждая команда получит карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.
"Закончить предложения":
Люди работают ради…
Настоящий труд – это…
При выборе профессии люди часто не учитывают…
В любом профессиональном труде самое важное…
Счастье – это…
Записали, зачитали.
(Слайд 21)
Психолог: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков. (На слайдах)
1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
А. Хочу – своё желание.
Б. Могу – свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
В. Надо – потребности рынка труда.
4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
5. Однажды на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье – это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.
(Слайд 22)
Автобиография от каждой команды
(Слайд 23)
Оказывается, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Осознанный выбор – это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
хочу – это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
могу – это все, что мне по силам, по способностям;
надо – это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Соотношение между «хочу» и «могу» – в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
(Слайд 24)
Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 с. (Участники рисуют фигурки.)
(Слайд 25)
Теперь подсчитайте количество треугольников. А теперь посмотрите ключ к тесту на слайде.
Первый тип: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Игра «Организация рабочего места» (участники из разбросанных вещей должны создать себе рабочее место)
(Слайд 26)
Заключительное слово.
Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.
Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».