Беседа педагога - психолога для групповой работы с подростками "Закон и подросток"
Беседа педагога - психолога для групповой работы с подростками "Закон и подросток"
Данная беседа направлена на профилактику преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, нацеливает подростков на воспитание правового сознания, способствует воспитанию законопослушного гражданина, развивает правовую культуру, воспитывает нравственные качества личности. Материал может быть использован для внеклассной работы классных руководителей, воспитателей, педагогов - психологов, социальных педагогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- вырабатывать у детей ценностные ориентации в общественных отношениях, формирование правосознания;
- воспитывать нравственные качества личности
Форма проведения: интеллектуальная игра
Участники: учащиеся старших классов.
- Здравствуйте дорогие ребята! Я знаю, что наши учащиеся уважают права и законы. Это очень важно для нашего государства. Так как без уважения к закону не построить правового государства.
Сегодня мы будем говорить о законах и праве в прошлом и настоящем. Человечество прошло долгий путь, чтобы понять, что право необходимо для жизни. Истории неизвестно имя первого человека, кто придумал слово «закон» и ввёл его в обиход. Однако известно, что законы перешли из обычаев, принятых в племени, а с развитием человечества - в законы.
Я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в мир права и законов.
1. «ЗАКОНЫ ПРОШЛОГО».
1.В каком древнем государстве, и при каком правителе, по словам древних греков, законы были «писаны не чернилами, а кровью», где за самые ничтожные преступления, как кража винограда или фруктов, полагалась смертная казнь.
(Государство – Древние Афины, правитель - архонт Дракон)
2. В свод, каких законов были включены законы гостеприимства, принцип «сам погибай, а товарища выручай» и за их нарушение полагалось суровое наказание, вплоть до смертной казни.
(Этот свод назывался Яса, законы Чингизхана )
3. В государствах Древнего мира эту категорию населения могли продать в рабство не за свои, а за чужие грехи, лишить средств к существованию, убить за непочтительность. И всё это не считалось преступлением. Кто эти люди?
(Дети).
4. Назовите известную русскую поговорку, которую породили указы и действия русских царей в разное время: увеличение «пожилого»; введение «заповедных лет», установление «урочных лета»?
( «Вот тебе, бабка, и Юрьев день»).
5. Всем известен юридический принцип в латинском положении – «Незнание не оправдывает». Какова его современная формулировка?
( «Незнание закона не освобождает от ответственности»).
6. Как известно Елизавета Петровна отменила смертную казнь. В её правлении широко практиковали 2 вида ссылки. Как формулировали приговор к этому виду наказания?
(Места отдалённые и не столь отдалённые)
7.Какова основная функция суда в правовом государстве?
( Суд решает, виновен человек или нет).
8.Первый, дошедший до нас правовой сборник, появление которого связывают с именем Ярослава Мудрого, датирован 1016 годом. Существовало несколько вариантов этого сборника, но одинаково служила единственным руководством для княжеских судей. («Русская правда»)
Перед вами 8 ситуаций. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.
Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)
Подросток появился на улице в состоянии алкогольного опьянения (Административная)
Ребята избили одноклассника (Уголовная)
Девочка украла телефон из портфеля одноклассницы (Уголовная)
Ученик прогулял занятия в школе (Дисциплинарная)
Девочка перешла дорогу в неположенном месте (Административная)
Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)
Мальчики нецензурно выражались в автобусе (Административная)
3. «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная. Она наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ и с 16 лет. Первой команде, определить за какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 14 лет, а второй команде – с 16 лет.