Авторская программа "Развитие интеллектуальных способностей ребенка"
Авторская программа "Развитие интеллектуальных способностей ребенка"
Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 3-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа "Развитие интеллектуальных способностей ребенка"»
Цель программы:
Научить ребенка мыслить,
Сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности,
Дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач,
Развить мотивацию к обучению, рефлексии у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
1. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, слова;
обобщать;
классифицировать предметы, слова, числа;
устанавливать логические закономерности;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения понятиям и явлениям;
определять отношения между предметами типа «род – вид»;
определять отношения между предметами типа «часть – целое»;
определять функциональные отношения между предметами;
развивать речь;
объяснять и подбирать значения слов (омонимы);
использовать операции логического мышления для речения задач.
2. Формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения.
3. Повысить уровень самосознания учащихся, самооценку;
4. Контроль над развитием интеллектуальных способностей учащихся.
Принципы, на которых осуществляется программа:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 3-4 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Формы работы при реализации программы:
При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности учеников: фронтальную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.
Время проведения занятий:
Систематический курс (один раз в неделю) по развитию интеллектуальных способностей учащихся. Количество занятий – 34, продолжительностью по 40 – 45 минут.
Методики и техники для работы:
создание проблемной ситуации;
техника поэтапного формирования умственных способностей;
развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
методы групповой работы;
методы индивидуальной работы.
Структура программы:
Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.
I.Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).
Продолжительность вводной части – 5 минут.
II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Этапы основной части:
Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.
Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).
Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.). Продолжительность основной части урока – 30 минут.
III.Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.
Продолжительность заключительной части – 5 минут.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
Развитие основных мыслительных операций с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление различных логических связей (3-й год обучения).
Формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте (4 год обучения).
Для проведения программы рекомендуется использовать:
методическое руководство для учителя, психолога по проведению занятий (3, 4 классы).
рабочая тетрадь (3, 4 классы).
Календарно-тематический план программы Приложение 1
С некоторыми из разработанных занятий можно познакомиться в приложении 2.
Данная программа прошла апробацию на базе нескольких школ города Алматы в течение 5 лет.
Литература, используемая при составлении программы:
Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000.
Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. – М., 2002.
Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.
Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.
Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.
Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1984. – Т 4.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. – М., 2000.
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб., 2001.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1996.
Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004.
Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.