Направленность программы «Ладушки - ладошки» по содержанию: пальчиковые игры, потешки, по функциональному предназначению социально-педагогическая; по форме организации – групповая; по времени реализации – одногодичная.
Пальчиковые игры развивают мозг и стимулируют развитие речи детей.
Новизна программы заключается в том, что формирование речевых навыков совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Актуальность программы заключается в формировании и развитии речи дошкольников, с включением в учебно-игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры).
Педагогическая целесообразность программы:
В начальной школе познавательные игры являются ведущим видом деятельности детей.
Важный момент умственного совершенствования – это развитие мелкой моторики ребенка.
Пальчиковые игры способствуют развитию речи ребенка, а также творческих способностей.
Принцип действия пальчиковых игр состоит в следующем: в процессе игр происходит развитие нервных окончаний пальчиков ребенка, которые воздействуют на мозговые центры ребенка, вследствие чего развитие ребенка резко улучшается.
Цель – развитие речи и интеллектуальных способностей детей.
Задачи:
1. развитие мелкой моторики рук у детей начальной школы;
2. развитие речи детей начальной школы;
3. развитие творческих способностей детей начальной школы.
Отличительные способности программы:
Программа рассчитана на детей начальной школы и разработана с учётом возрастных особенностей развития детей.
Занятия строятся на основе естественных для детей видов деятельности:
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа «ЛАДУШКИ - ЛАДОШКИ»»
КГУ «Песчанская специальная коррекционная школа – интернат №2 для детей сиро, и детей оставшихся без попечения родителей»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
«ЛАДУШКИ - ЛАДОШКИ»
для детей 1 класса коррекционной школы
Срок реализации программы – 1 год
Составитель: Айгазинова Гульнара Базыловна
Пояснительная записка
Направленность программы «Ладушки - ладошки» по содержанию: пальчиковые игры, потешки, по функциональному предназначению социально-педагогическая; по форме организации – групповая; по времени реализации – одногодичная.
Пальчиковые игры развивают мозг и стимулируют развитие речи детей.
Новизна программы заключается в том, что формирование речевых навыков совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Актуальность программы заключается в формировании и развитии речи дошкольников, с включением в учебно-игровую деятельность игрового метода обучения (пальчиковые игры).
Педагогическая целесообразность программы:
В начальной школе познавательные игры являются ведущим видом деятельности детей.
Важный момент умственного совершенствования – это развитие мелкой моторики ребенка.
Пальчиковые игры способствуют развитию речи ребенка, а также творческих способностей.
Принцип действия пальчиковых игр состоит в следующем: в процессе игр происходит развитие нервных окончаний пальчиков ребенка, которые воздействуют на мозговые центры ребенка, вследствие чего развитие ребенка резко улучшается.
Цель – развитие речи и интеллектуальных способностей детей.
Задачи:
1. развитие мелкой моторики рук у детей начальной школы;
2. развитие речи детей начальной школы;
3. развитие творческих способностей детей начальной школы.
Отличительные способности программы:
Программа рассчитана на детей начальной школы и разработана с учётом возрастных особенностей развития детей.
Занятия строятся на основе естественных для детей видов деятельности:
Данная программа рассчитана на один год обучения: дети 1 класс
Формы и режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю,продолжительность – 10-15 минут, в группе 6-8 детей.
Занятия включают в себя организационную и практическую части:
организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций, настроить детей на игру;
практическая часть занимает большую часть занятия и позволяет ребенку получить необходимые знания и навыки.
Ожидаемые результаты: у детей движения пальчиков достигают достаточной точности.
Способы проверки:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы могут быть в форме интегрированного занятия.
Учебно-тематический план первого года обучения для детей 1 класс.
I Модуль: «Пальчиковые игры, потешки, сказки-прибаутки»
№
п/п
Раздел, тема
Количество часов
Практика
Теория
Всего
сентябрь
Полетела оса
1
0
1
Сорока-белобока
1
0
1
Мы капусту солили.
1
0
1
Зайка бежал и в огород забежал
1
0
1
октябрь
Под березой на пригорке
1
0
1
В осеннем лесу дует ветер
1
0
1
Мишка-косолапый
1
0
1
Ушки длинные у зайки
1
0
1
ноябрь
Это вся моя семья
1
0
1
Дом стоит с трубой и крышей
1
0
1
«Сказка, сказка приходи»
1
0
1
«На прогулку»
1
0
1
декабрь
Как на горке - снег, снег
1
0
1
Маша варежку надела
1
0
1
Жил-был зайчик
1
0
1
Елка наряжается
1
0
1
январь
Изготовление работ для участия в выставках
Итоговое занятие
1
0
1
Играем в снежки.
1
0
1
Снег, снежок.
1
0
1
февраль
Тетя-петушок.
1
0
1
Идет утка по дорожке.
1
0
1
Гуси, гуси! Есть хотите?
1
0
1
Наши гуси у пруда.
1
0
1
март
Почём пирожки?
1
0
1
Я на скрипочке играю.
1
0
1
Дружелюбная коза.
1
0
1
Как зовут лошадку?
1
0
1
апрель
Скворечник.
1
0
1
Солнечные зайчики.
1
0
1
Поезд.
1
0
1
Пароход плывет по речке.
1
0
1
май
Солнышко-ведрышко.
1
0
1
Птенчики в гнездышке.
1
0
1
Одуванчики на лугу.
1
0
1
Изготовление работ для участия в выставках
1
0
1
Итоговое занятие
1
0
1
Итого:
36
0
36
1 академический час соответствует 10-15 минутам занятиям в зависимости от возраста детей (в соответствии с СанПин).
Содержание курса.
Тема 1.1. Летела оса.
Знакомство с участниками, создать доверительную обстановку, вспомнить о приметах лета, игра «Летела оса».
Тема 1.2 Сорока-белобока. Знакомство с потешкой «Сорока-белобока».
Рассматривание иллюстрации, учить выполнять движения рук в соответствии тексту потешки. Пальчиковая игра «Сорока-белобока».
Тема 1.3 Мы капусту солили.
Знакомство с овощами, учить узнавать овощи по внешним признакам, чтение потешки и выполнение движений в соответствии тексту, учить лепить округлые формы (капуста), знакомство с желтым цветом.
Тема 1.4 Зайка бежал и в огород забежал.
Знакомство с обитателями леса (заяц), учить входить в образ и выполнять движения в соответствии тексту потеки, учить рисовать округлые формы (капуста). Закрепить зеленый цвет.
Тема 2.1 Под березой на пригорке.
Знакомство с обитателями лиса (ежик), познакомить с внешним видом ежей, их поводками, обучать выполнять движения в соответствии тексту, учить лепить ежика, используя семечки подсолнуха (комочки).
Тема 2.2 В осеннем лесу дует ветер.
Знакомство со временем года «Осень». Обучение игры на развитие фонематического слуха, познакомить с признаками осени, учить наносить мазки пальчиками «листопад». Знакомство с желтым цветом.
Тема 2.3 Мишка-косолапый.
Знакомство с обитателями леса (медведь), учить входить в образ и выполнять движения в соответствии тексту, учить выкладывать из шишек.
Тема 2.4 Ушки длинные у зайки.
Продолжить знакомство с обитателями леса, учить загибать пальчики, изображая уши зайца, учить рисовать пальчиковыми красками следы зверей.
Тема 3.1 Это вся моя семья.
Знакомство с членами семьи, учить узнавать членов семьи на фотографиях, учить, поочередно загибать пальчики в соответствии тексту.
Тема 3.2. Дом стоит с трубой и крышей.
Знакомство со зданиями (домами), дома бывают разные – высокие и низкие, в домах живут люди. Учить строить одноэтажный дом, используя деревянный строитель. Учить выполнять действия в соответствии с текстом.
Тема 3.3 Сказка, сказка приходи.
Знакомство настольным театром, показ сказки показ сказки «Теремок», игра малой подвижности «Как двигаются жители «Теремка». Учить выкладывать дом из цветных палочек.
Тема 3.4 На прогулку.
Учить детей порядку одеваться на прогулку, обучение игре «Одевалочка». Игра«Оденем куклу на прогулку». Игра: «Что забыла надеть Маня?».
Тема 4.1 Как на горе-снег, снег.
Знакомство с обитателями леса (медведь-заяц), дать знание о том, как живут два обитателя леса зимой, учить выполнять движения в соответствии тексту, рисование важными палочками «Снег идет».
Тема 4.2 Маша варежку надела».
Продолжать обучать детей одеванию на прогулку в зимнее время года, дать знания о зиме, чтение потешки, учить договаривать слова, потешки, игра «Найди пару» - учить группировать рукавицы по цвету и размеру.
Тема 4.3 Жил-был зайчик.
Знакомство с обитателями леса (заяц-лиса), учить выполнять действия в соответствии тексту потешки. Игра: «Кто идет по лесной дорожке?».
Тема 4.4 Ёлка наряжается.
Познакомить детей с приближающимся праздником, учить сравнивать живую елку и искусственную, учить сцеплять пальчики «ёлка». Лепка «Нарядим ёлку», закреплять основные цвета.
Тема 5.1 Играем в снежки.
Учить детей различать сходные по звучанию слова, выполнять на эти слова соответствующие движения; учить лепить округлые формы «Снежки».
Тема 5.2 Снег, снежок.
Знакомство со свойствами снега, развивать тактильное восприятие (холодный - теплый); учить лепить округлые формы разной величины и соединять их «Снеговик».
Тема 6.1 Полетели птички.
Знакомство с птицами (воробьи-вороны); учить различать воробья и ворону по размеру, окрасу; учить играть в игру выполняя движения в соответствии тексту, учить рисовать птичек ладошкой; уточнить и закрепить знания цветов.
Тема 6.2 Птичка-птичка, где твой дом?
Учить замечать птиц в ближайшем окружении: на деревьях, крыше, заборе, дорогах, в небе; учить замечать птиц, которые садятся на кормушку или ожидают корма вблизи ее. Игра: «Громко каркают вороны»; учить лепить фигурку птиц путем прощипывания для лепки хвоста и крыльев, клюва из целого куска.
Тема 6.3 Петя – петушок.
Знакомство с домашними птицами (петушок и его семья); чтение потешки вместе с детьми; учить строить забор из цветных кирпичиков; учить отщипывать пластилин из целого куска (зерна).
Тема 6.4 Наши гуси у пруда.
Знакомство с потешкой; учить выполнять движения пальцами, изображая героев потешки; учить выкладывать забор из цветных палочек.
Тема 7.1 Печем пирожки.
Знакомство с представителями праздником (Мамин день); учить слушать потешку и выполнять действия в соответствии тексту; лепка из теста – пирожки.
Тема 7.2 Я на скрипочке играю.
Знакомство с музыкальными инструментами; учить различать по звучанию, какой инструмент играет; учить выполнять действия в соответствии тексту потешки.
Тема 7.3 Дружелюбная коза.
Знакомство с песенкой «Песенка о зверях» (муз. А. Филиппенко); формировать у детей чувство ритма; учить узнавать животных по голосу; учить выполнять действия в соответствии тексту потешки.
Тема 7.4 Как зовут лошадку?
Знакомство с домашними животными и их детенышами; учить выражать словом свои впечатления; ввести в активный словарь слова «лошадь», «лошадка», «жеребенок»;учить детей выполнять действия в соответствии тексту потешки; учить рисовать штрихи восковыми карандашами – «травка».
Тема 8.1 Скворечник.
Знакомство с весенним временем года, обратив внимание на изменение в природе; учить действовать в соответствии текстом потешки; учить выкладывать скворечник из цветных палочек
Тема 8.2 Солнечные зайчики.
Закрепить впечатления детей о весне: тает снег, бегут ручьи, птицы весело поют песенки, светит солнце ярко; учить лепить солнышко из пластилина; учить выкладывать солнышко из геометрических фигур.
Тема 8.3 Поезд.
Знакомство видами транспорта; учить детей использовать в речи обобщающее слово – транспорт; учить выполнять действия в соответствии с потешкой; учить выкладывать поезд, используя геометрические фигуры; учить собирать поезд из конструктора.
Тема 8.4 Пароход плывет по речке.
Продолжить знакомство с видами транспорта; учить выполнять действия в соответствии тексту; учить рисовать пальчиками – речка.
Тема 9.1 Птенчики в гнездышке.
Знакомство с птицами, о том, что птицы весной вьют гнезда и высиживают птенчиков; воспитывать любовь к природе; стремление проявлять заботу о птицах; учить лепить «Птичий домик» (гнездышко); учить употреблять в речи глагольные формы «чирикает», «каркает», «стучит».
Тема 9.2 Одуванчики на лугу.
Знакомство с явлениями природы в мае, особое внимание обратить на расцветающие на лугу одуванчики; воспитывать в детях гуманные, добрые чувства ко всему живому в окружающем мире; учить слушать стихотворение «Одуванчики»; учить рисовать пальчиковыми красками – одуванчики.
Структура занятий: Ритуал приветствия (хлопанье в ладоши).
Основная часть.
Методические приемы:
Вхождение в игровую ситуацию.
Рассматривание (иллюстрации, игрушек по теме).
Пальчиковые игры по теме.
Физкультурная минутка, игра малой подвижности.
Рисование пальчиками, тестопластика, выкладывание из цветных палочек, нанизывание бус, и т.д.
Ритуал прощания.
Материально-техническое обеспечение программы:
Занятия проводятся в игровой комнате:
Необходимое оборудование:
столы по возрасту и количеству детей;
стулья по возрасту и количеству детей;
шкаф для пособий, игрушек, хранения материалов;
дидактический манеж;
дидактические объемные игрушки;
пуфик детский;
индивидуальный коврик;
магнитофон;
карандаши (цветные, восковые);
магнитная доска;
альбом;
пальчиковые краски;
цветные счетные палочки.
Список литературы.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 1996. – 32 с.
Абрамова Л.П. Бушки-барашки. Пальчиковые игры.: Издательский дом «Карапуз».
Борисенко М.Г. Школа раннего развития. Игры круглый год. Зимняя сказка. Для детей 2-3-х лет». – СПб.: «Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – 32с.