АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Ценность семьи и семейного образа жизни все еще остается для россиян очень высокой. Семья - ячейка общества, малая социальная группа (социальная общность) с присущими ей групповыми (семейными) ценностями, традициями, перспективами.
По словам А.С.Макаренко « семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека».
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей.
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействий между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Каждая семья отличается своеобразием жизни и жизненных условий,
каждая семья должна самостоятельно
решать многие педагогические задачи,
пользуясь для этого отнюдь не готовыми,
взятыми со стороны рецептами,
а исключительно системой общих принципов … жизни и морали.
А.С.Макаренко
Ценность семьи и семейного образа жизни все еще остается для россиян очень высокой. Семья - ячейка общества, малая социальная группа (социальная общность) с присущими ей групповыми (семейными) ценностями, традициями, перспективами.
По словам А.С.Макаренко « семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека».
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей.
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействий между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создают трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная);
социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества;
социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе;
технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи — в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается. То же самое может происходить с взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я».
Современная семья постоянно сталкивается с социальными проблемами:
- трудное материальное положение семьи;
- ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
- злоупотребление алкоголем и наркотиками;
- жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
- антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
- социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.
Семейные отношения обычно определяют психологию, поведение человека, дальнейшую судьбу его и людей, которые его окружают, поэтому семейное воспитание всегда представляло особый интерес для исследования. Под структурой семьи понимают систему отношений родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейной установки и отношения власти и авторитета.
Отец и мать в глазах ребёнка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребёнком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.
Как сказал А.С.Макаренко: «Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остаётся только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело».
Это значит, под авторитетом родителей следует понимать влияние отца и матери на детей, основанное на любви и уважении к родителям, доверие к их жизненному опыту, их словам, делам, поступкам.
Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу и матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во всём. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном доверии друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями и заботами. Родители должны предъявить к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.
Но бывает часто и так, что родители, вообще не думают ни о каком авторитете, живут как-нибудь, как попало, и как-нибудь тянут волынку воспитания детей. Сегодня родитель покричал и за пустяк наказал ребёнка, завтра он признаётся ему в любви, послезавтра что-нибудь ему обещает в порядке подкупа, а на следующий день снова наказал, да ещё и упрекнул за все свои добрые дела. Такие родители «всегда мечутся, как угорелые кошки, в полном бессилии, в полном непонимании того, что они делают. Часто бывает и так, что отец придерживается одного вида авторитета, а мать – другого. Детям в таком случае приходится быть, прежде всего, дипломатами и научиться лавировать между папой и мамой.
Если главным основанием родительского авторитета в советской семье была только жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение, то современного подростка сейчас этим не пробьёшь, и приходится искать другие пути воздействия на подростка и авторитет современного родителя.
В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет?
Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед всем российским обществом.
Гражданский авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если это не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена коллектива.
Родительский авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребёнка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание.
«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А.С. Макаренко.
Как только дети начинают подрастать, их всегда интересует: чем занимаются их родители, какая у них профессия, какой у них авторитет на работе. Отталкиваясь от своих собственных наблюдений, они начинают искать пути, помогающие найти связь с родителями. Многие родители считают это проникновением в их частную жизнь и начинают дистанциировать собственного ребёнка, соблюдая при этом авторитарный (ложный) режим воздействия.
В нашей школе всегда придерживались традиции воспитания гражданина-патриота, что тоже помогает в семье добиться в воспитании (через гражданскую позицию) определённых результатов. Если ребёнок видит, что успехи родителей приносят пользу стране и обществу, то он тоже будет стремиться соответствовать авторитету родителей.
Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах. Специфика семейного воспитания состоит в том, что оно основано на родительском чувстве любви, ласки, заботы, терпимости, великодушия, чувстве долга, ответственности, умении прощать.
По сути своей семейное воспитание продолжается практически всю жизнь человека. И даже сидя за школьной партой, ребенок мысленно связан с домом, с семьей.
Поэтому одной из забот школы является организация работы с родительской общественностью, оказание ей методической помощи.
Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми сейчас очень актуально, поэтому мы тоже широко практикуем подобное и в нашей школе, используя различные формы.
Изучение педагогической литературы и лучшего опыта воспитательной работы родителей позволяет выделить ряд основных условий, способствующих воспитанию сознательной дисциплины подростков: строгий распорядок жизни семьи, трудовое воспитание, авторитет родителей, атмосфера эмоционального благополучия, связь семьи со школой и общественностью, физическая культура и спорт в семье.