Цель: коллективное изучение трудностей обучения пятиклассников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно-воспитательных мер по устранению этих причин.
Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо: учитывать психологические особенности 10–11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс; анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника. Данная тема очень актуальна на протяжении многих лет, так как процесс перехода ребёнка из начальной школы в среднюю, для многих детей, родителей является не только радостным событием, но зачастую и очень проблемным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптация учащихся 5 класса»
Цель: коллективное изучение трудностей обучения пятиклассников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно-воспитательных мер по устранению этих причин.
(слайд 1)Успешность адаптации школьника к обучению в 5-м классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо: учитывать психологические особенности 10–11-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс; анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника. Данная тема очень актуальна на протяжении многих лет, так как процесс перехода ребёнка из начальной школы в среднюю, для многих детей, родителей является не только радостным событием, но зачастую и очень проблемным.
(слайд 2)ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ - связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению. Переходя в среднюю школу, дети становятся младшими подростками. Этот переход совпадает с началом кризисного периода, связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности, повышением уровня тревожности. В этот период у уч-ся появляются утомляемость, перегрузки, эмоциональное и психологическое напряжение с вытекающим отсюда снижением учебной результативности. Это психологическая сторона проблемы. Эти объективно сложные психологические этапы взросления требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых.
Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Задача родителей на данном этапе - познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.
(слайд 3)Какие "плюсы" несет в себе переход из начальной в среднюю школу? Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка? Прежде всего, дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются. В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но - действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность за порогом класса и школы. А потому задача родителей - помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему? Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями.
(слайд 4-5)Так же одной из важнейших причин трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 5 класса, в данном случае добавляется ещё так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой по следующим аспектам:
•преемственность форм и методов обучения: темпа, объёма и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления.
•единство подхода к критериально - оценочной деятельности в начальных и средних классах.
Многие «хорошисты» и «отличники» начальной школы при переходе в среднюю, меняют свой «статус» на более низкий.
(слайд 6-7)
Основой осуществления преемственности является установление преемственных и перспективных связей между этапами педагогического процесса. Перспективная связь обращена в будущее, преемственная - в прошлое.
С целью изучения уровня социальной и учебной адаптации учащихся 5 класса при переходе к средней ступени обучения, выявление уровня учебной компетенции и трудностей адаптационного периода, возможных проявлений дезадаптации, на протяжении сентября - ноября месяцев 2018 года был осуществлен контроль учащихся 5 класса.
Психологом школы осуществлена диагностика учеников через наблюдение за учащимися во время внеклассных мероприятий, на переменах, собеседований, анкетирований и диагностик. На начало учебного года в классе 10 учащихся: 2 девочки, 8 мальчиков (3 из них – находятся на домашнем обучении). Наблюдения за учащимися свидетельствует о том, что у учеников в целом сформированы общие умения и навыки в пределах программных требований, но дети имеют разный уровень знаний, степень учебной мотивации.
(слайд 8)Собеседования с учителями дает основание сделать выводы, что 66,6 % детей умеют работать с учебным текстом, хорошо пересказывают прочитанное, умеют аргументировано выразить собственное мнение, и делают это с интересом, активные на уроках, должным образом выполняют домашние задания. Навык чтения при выполнении технической нормы слов полностью сформирован у 66,6% учащихся, у 2 учащихся (Царева Р. и Алпысбай А.)- сформирован слабо, эти учащиеся медленно читают. Царев Р. имеет низкий уровень знаний, на уроках нуждается в систематической индивидуальной работе, тороплив, невнимателен, учебным материалом овладевает слабо, нуждается в постоянной помощи со стороны учителя, в тетрадях работы выполняет неряшливо, делает исправления, во время письма невнимателен, что негативно влияет на результат.
(слайд 9)На уроках естественно-математического цикла ученики также обнаруживают разный уровень знаний на уроках математики 33,3% учащихся имеют слабые знания, также есть учащиеся, которые плохо знают таблицы умножения. Вычислительные навыки сформированы, но часто дети невнимательные, делают механические ошибки, которые могут исправить, если по указанию учителя внимательно проверят работу.
Дети любят интересные, нетрадиционные формы работы на уроке, любят наблюдать, исследовать, учатся делать выводы.
(слайд 10)На всех уроках учащиеся чувствуют себя комфортно, и отдают свое предпочтение таким предметам как: математика, русский язык, русская литература, казахский язык, физическая культура, технология, информатика, ИЗО. Позитивный контакт с учителями - предметниками настроен у всех учеников. За первые два месяца учебы заметная позитивная динамика, ученики с желанием посещают все уроки, имеют первые достижения, пытаются активно работать на уроках и дома.
(слайд 11-17)По словам учеников на выполнение домашнего задания по русскому языку:
15-20 минут затрачивают (Тутешева Д.,Желнова А., Шевченко Ю. ), 30-40 минут – Алпысбай А.,50-60 минут – Царев Р., от 1 часа и более – Шостик И.
На выполнение математики : 15-20 минут затрачивают (Тутешева Д.,Алпысбай А., Шевченко Ю. ), 30-40 минут – Желнова А.,50-60 минут – Шостик И.., от 1 часа и более – Царев Р.
На выполнение истории: 15-20 минут затрачивают (Тутешева Д., Шевченко Ю. ), 30-40 минут – Алпысбай А.,Шостик И.50-60 минут – Желнова А., от 1 часа и более – Царев Р.
На выполнение естествознания: 15-20 минут затрачивают (Тутешева Д.,Желнова А., Шевченко Ю., Алпысбай А. ), 30-40 минут – Шостик И.,50-60 минут – Царев Р.
На выполнение литературы: 15-20 минут затрачивают (Желнова А., Шевченко Ю.), 30-40 минут – Алпысбай А., Шостик И., Тутешева Д., Царев Р.
На выполнение казахского языка: 15-20 минут затрачивают (Алпысбай А., Шевченко Ю.), 30-40 минут – Желнова А., Тутешева Д., Шостик И. от 1 часа и более – Царев Р.
На выполнение казахской литературы: 15-20 минут затрачивают (Тутешева Д.,Алпысбай А., Шевченко Ю.), 30-40 минут – Шостик И., Желнова А., от 1 часа и более – Царев Р.
(слайд 18)По словам детей и родителей имеют значительные трудности в изучении казахского языка 4 ученика (Желнова А. – не успевает на уроке, Тутешева Д. – не может читать по- казахски, Шостик И. – трудности в изучении, Царев Р. – не может пересказывать на казахском языке) и 1 ученик (Алпысбай А.) в изучении английского языка. Некоторые из ребят считают, что большой объем домашних заданий на таких уроках, как английский язык, казахский язык, математика. В выполнении домашних заданий им помогают родители. Ребята стараются учиться, не хотят расстраивать своих родителей, любят, когда их хвалят и хотят, чтобы их класс был лучшим в школе. Они постоянно работают над собой, систематически выполняют домашние задания, помогают классному руководителю, слушают учителей, соблюдают дисциплину. Во внеклассной работе учащиеся активны, искренны в общении. Дети подвижны, эмоциональны, инициативны. Все ученики посещают кружки или секции:
Шостик И. - информатика
Царев Р.- борьба, волейбол
Алпысбай А.- информатика
Желнова А.- информатика
Шевченко Ю.- волейбол
Тутешева Д.- волейбол
(слайд 19)Ученики, имеющие достаточный уровень знаний -3 ученика (Шостик И., Шевченко Ю., Тутешева Д.), средний- 2 ученика (Желнова А., Алпысбай А.), низкий – 1 ученик (Царев Р.)
(слайд 20)Высокий уровень развития школьной мотивации, как видим из таблицы, имеют 3 ученика Шевченко Ю., Тутешева Д., Желнова А. (50% пятиклассников). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 2 учащихся 5 класса Шостик И., Алпысбай А. (12%). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но школа привлекает таких учеников внеучебной деятельностью, а общением с друзьями.
Низкая школьная мотивация была выявлена у 1 ученика Царева Р.(16,6% пятиклассников). Такие дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Таким образом, ученик с низким уровнем мотивации по данному тесту находится в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Ему требуется контроль и помощь взрослых.
(слайд 21)Вывод: Учащихся с дезадаптацией в 5 классе нет.
Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация.
С родителями пятиклассников была проведена анкета, анализируя которую, можно сделать вывод, что они призывают учителей к сотрудничеству и просят о более подробном объяснении на уроках и об индивидуальном подходе.
(слайд 22)Рекомендации:Учителям - предметникам, работающим в 5 классе:
1. Добросовестно работать над выполнением учебных программ, над формированием у учащихся в полной мере знаний, умений и навыков с учетом дифференциации и индивидуализации учебы.
2. Всем учителям – предметникам добиваться выполнения домашней работы всеми учащимися.
3. Классному руководителю Белан О. В. продолжить работу по воспитанию у учащихся ответственности, взаимопомощи, вежливости, поведению.
Родителям раздаю памятки «Ваш ребенок пятиклассник. Как ему помочь?»
Завершая наш консилиум, хочу прочитать одно из откровенных писем родителям, которое было написано учащимися накануне.
«Вот я и учусь в 5 классе. Прежде всего, хочу сообщить, что я стала на год старше. Если сравнивать с учебой в 4 классе, то сейчас я учусь лучше. Настроение у меня хорошее. Иногда я люблю побаловаться. Самые интересные и любимые предметы для меня – это русская литература, математика, ИЗО. А еще я люблю петь, играть и изучать казахский язык. Но кроме этого, я хочу рассказать о том, что у меня самая хорошая мама и у меня все хорошо. Еще хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе очень добрые и справедливые. А наш классный руководитель самый лучший. В 5 классе меня удивило, что разные учителя будут вести у нас уроки. И теперь я с гордостью могу сказать, что я многому научилась. Крепко обнимаю. Ваша ученица.»
(слайд 23-30)Показ слайдов (уроки в 5 классе)
Уважаемые родители, педагоги! Только в тесном сотрудничестве и понимании мы сможем помочь легко перенести адаптационный период наших детей. Давайте приложим все усилия для этого. Я желаю всем здоровья, терпения и успехов! В добрый путь!
Сколько времени вы затрачиваете на выполнение домашнего задания по письму и развитию речи?________________________________________ ____________________
Сколько времени вы затрачиваете на выполнение домашнего задания по чтению и развитию речи?_____________________________________________________________
Сколько времени вы затрачиваете на выполнение домашнего задания по математике? __________________________________________________________________________
Сколько времени вы затрачиваете на выполнение домашнего задания по природоведению?__________________________________________________________
Сколько времени вы затрачиваете на выполнение домашнего задания по письму и развитию речи?________________________________________ ____________________
Сколько времени вы затрачиваете на выполнение домашнего задания по чтению и развитию речи?_____________________________________________________________
Сколько времени вы затрачиваете на выполнение домашнего задания по математике? __________________________________________________________________________
Сколько времени вы затрачиваете на выполнение домашнего задания по природоведению?__________________________________________________________