Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма солдат. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.
закрепить нравственные понятия «Патриотизм», «Любовь к Отечеству».
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1.Самоопределение к деятельности | Здравствуйте ребята! Кого нет в классе? На прошлом уроке мы с вами обобщили раздел «Бережное отношение к природе». Сегодня у нас с вами необычный урок, посвященный Героическим страницам из истории нашей страны. | Отвечают | 1 мин |
2. Актуализация знаний | 1 уровень: читать стр. 49-55; 2 уровень: Как мы можем участвовать в охране природы?; 3 уровень: подготовить рассказ «Заповедники Башкортостана». - Кто из вас не слышал о славнейших былинных богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче? (Отвечают). - Кто из вас не мечтал быть похожим на них? И точно – нет такого человека, который не видел бы картину художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». Рассмотрите внимательно куртину В.М. Васнецова «Три богатыря» (слайд №1). - Что вы о них знаете ребята? (прославились подвигами). - А кто опишет нам портрет Д.Донского? (слайд №2) Ведь он тоже совершил подвиг. - А что объединяет эти две картины? | Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения. | 5 мин |
3. Постановка учебной задачи и темы урока | - Что такое ратный подвиг? (Высказывают мнения) Подвиг – героический поступок, в трудных условиях. Это конкретное проявление внутренней красоты и духовного богатства и высокой нравственности человека (слайд №3). Ратный подвиг – это проявление мужества, героизм, самоотвержности в военной области, в боевой обстановке. Ратный подвиг совершается в интересах Родины, Отечества, родной земли (слайд №4). - Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? - Какова цель урока? - Какие задачи будем выполнять в ходе нашего урока? - Проблемный вопрос: Подготовим ответ на вопрос: «Если в наше время место ратного подвига? Если место подвигу в современном мире?» | Отвечают на вопросы формируют тему и цели. Тема урока: Жизнь ратными подвигами полна. Цель: формировать представления о Героях войны. -Познакомиться с ратными подвигами. -Сформулируем понятие "Отечественная война". -Узнать, какую лепту вносили в победу над врагом люди разных национальностей. -Узнать что поддерживало людей в трудное для их страны время. | 5 мин |
4. Решение учебной задачи | Интеллектуальная разминка (за каждый ответ по баллу отмечают учащиеся на листах Самооценивание). 1.Объединение, союз народов называется…. 2.В России проживают народы разных национальностей поэтому она является ….. страной. 3. Что такое нравственность, помогает разобраться наука … 4. Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины называется…. 5. Ратный подвиг означает …. (Слайд №6) Обсудим вместе Внимательно посмотрите на картины и подумайте, что их объединяет. (Показ репродукций картин слайд №7) - Что же объединяет все эти художественные произведения? (Тема – война) - С какими ассоциациями у вас связано это понятие – война? (Смерть, боль, слёзы, разруха, страдания..) - Попробуйте перечислить качества человека, связанные с понятием – «защита Родины» (любовь к Родине, ненависть к врагу, героизм, самоотверженность). - Все эти понятия можно объединить одним словом – Патриотизм. - Вот какое толкование этого понятия дано в словаре С.И.Ожегова: (Читают ученики) «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». – С.И.Ожегов «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его» – В.И.Даль. -В разные исторические эпохи русский народ с великим мужеством и отвагой защищал своё Отечество. Сегодня мы коснемся темы «Отечественной войны 1812 года». | Отвечают 1. Федерация. 2. Многонациональной страной. 3. Этика. 4. Патриотизм. 5. Воинский подвиг. Записывают определение | 7 мин |
5. Первичное закрепление | Индивидуальная работа. Ответьте на вопросы 1. Какие два сильнейших государства участвовали в войне 1812 года? (Россия и Франция) 2. Кто возглавил армии? (Кутузов и Наполеон) 3. Кто помогал русской армии в разгроме врага? (Ополченцы и партизаны) 4. Что заставило людей, никогда не служивших в армии, взяться за оружие? (Любовь к Родине, патриотизм) 5. Как названа война 1812 года? (Отечественная) 6. Почему война получила такое название? (Всё отечество поднялось на защиту Родины) В ходе беседы появляется схема: Отечественная война 1812 года Франция - Наполеон - Армия - Поражение Россия - Кутузов - Армия Партизаны Ополчение – Победа (Слайд №8, 9) Отечественной называется война, в которой все население, весь народ поднимается на защиту своего Отечества. В Отечественной войне 1812 года в боевых действиях против французов участвовала не только регулярная русская армия, но и многочисленные партизанские войска, простые крестьяне и горожане. Народное ополчение формировалось и в смутное время, когда Россия оказалась перед угрозой полного уничтожения. Вывод: Следовательно, Отечественная война - это война за свою страну, в тот момент, когда само существование страны оказывается под угрозой. Война всего народа. Задание: Используя текст с.28-29 рассказать о Надежде Дуровой. Обсудим вместе - работа в парах. -Зачем представительнице «слабого пола» - женщине воевать? Может быть, её роль только в том, чтобы быть хозяйкой дома, воспитывать детей и вести домашнее хозяйство? (Слайд №10) | Схема: Отечественная война 1812 года Франция - Наполеон - Армия - Поражение Россия - Кутузов - Армия Партизаны Ополчение – Победа. Отечественной называется война, в которой все население, весь народ поднимается на защиту своего Отечества. Читают текст, отвечают на вопросы. | 10 мин |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с текстом «Башкирские кавалеристы» с. 29-30. Работа в парах. (Слайд №11) - Какими же качествами обладали воины – башкирцы? Вывод. История России показывает, что победа над врагами складывалась из совместных усилий всех людей, независимо от их национальности. | Читают текст отвечают на вопрос. | 6 минут |
7. Обобщение | О чем говорит иудаизм с. 30-31. Читаем текст о Рабби Шнеур-Залман. Письменно отвечают на вопрос. | Отвечают на вопрос. | 6 мин |
8.Рефлекси | Оцените урок по степени актуальности. (шкала от 1 до 5) Что было наиболее важным и значимым, возникали ли трудности? 1)Что такое ратный подвиг? 2)Какой вклад вносили в победу над врагом люди разных народов и разного вероисповедования? 3)Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? 4) Был ли полезен для вас урок? 5) Сумели ли мы доказать, что «жизнь ратными подвигами полна»? 5) Есть ли в нашем современном мире место ратным подвигам? "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "На этом уроке меня порадовало…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; | Отвечают на вопросы | 3 мин |
9. Итоги урока. Домашнее задание. | Оценки подсчитайте все баллы на листочках Самооценивание. 1 уровень: читать стр. 25-35; 2 уровень: задание с.27 . Составить по картине совестный портрет Дмитрия Донского; 3 уровень для сильных учащихся: подготовить проекты: «Герои партизаны Великой Отечественной войны», «Правнуки Победы о своих прадедах», «Место подвига в наше время» задание стр. 35. Всем спасибо за внимание. До сведение. | Записывают домашние задание | 2 мин |