kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Варианты развития художественно - образного мышления на уроках композиции в художественной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта в мхудожественной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Варианты развития художественно - образного мышления на уроках композиции в художественной школе»»

Технологическая карта урока:

«Варианты развития художественно - образного мышления на уроках композиции в художественной школе»

Тип урока: комбинированный.

Возраст учащихся 10 - 12 лет.

Состав группы 10 человек.

Урок проводит Иванов С.Г.

Задание: используя цветовые пятна выполнить абстрактную композицию и на ее основе придумать реалистическое или фантастическое произведение, раскрыв умение воплотить замысел в художественную форму.

Задача: развитие художественно-образного мышления у детей

Оборудование для преподавателя: наглядное пособие

Оборудование для учащихся: мольберт, лист бумаги формата А-3, простой карандаш, гуашевые краски, кисти, палитра, банка с водой.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

III. Закрепление нового материала.

IV. Практическая работа.

V. Подведение итогов.

VI. Выставка работ.

VII. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с абстрактной композицией, как же думать абстрактно и какие приемы использовать для осуществления. Но перед этим кратко вас ознакомлю с историей.

II. Объяснение нового материала.

Конец XIX-началоXXвека – время художественных поисков и экспериментов.

Появляются новые образы. Всё чаще встречаются смешение стилей, жанров, видов искусств, эксперименты с формой, цветом, композицией.

Появляются стилевые направления – символизм, модерн. Стилевые течения авангарда – фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм и так далее.

Самым необычным из всех этих течений считается абстракционизм, который вызывает множество вопросов – как понять это произведение? что хотел сказать нам художник?

Попробуем в этом разобраться.

Абстракционизм – одно из самых сложных и противоречивых течений, возникших в мировом искусстве в начале XX века, в котором отказ от изображения форм реального мира заменяется «беспредметными» сочетаниями цветовых пятен или геометрических элементов и линий, а произведение основано исключительно на формальных элементах (линия, цветовое пятно, отвлечённая конфигурация).

Искусство можно разделить на реалистическое и абстрактное.



Реализм – это искусство, отражающее мир в реальных (узнаваемых) формах и образах, которое правдиво отражает мир во всех его появлениях.

Абстракция - это направление, которое воздействует на зрителя с помощью отвлечённых изображений, таких как линия, цвет, пятно и т. д., не похожими на конкретные предметы или объекты живой природы.

Самые яркие страницы в современном искусстве связаны с именами Василия Кандинского и Казимира Малевича.

Давайте рассмотрим некоторые произведения.

Василий Кандинский, родился 4 декабря 1866 года в Москве. Первой профессией Кандинского стали музыкальные выступления, на которых он играл на фортепиано и виолончели. Через некоторое время Кандинский стал рисовать, причем в его картинах встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что каждый цвет живет своей таинственной жизнью.

Василий Кандинский искал способы выразить самые тонкие, нежные переживания души. Он прислушивался к тем ощущениям, которые рождает в человеке огонёк свечи, звуки музыки, плеск волны, запах мимозы и т. д.

В работах Кандинского невозможно различить образы или фигуры, только читая название, удивляешься необычному взгляду на выбранную тему. Он использует свободные линии, размытые контуры, смешивает границы объектов, экспериментирует с цветом, рисует различные геометрические фигуры, крупные точки, волнистые линии и прочие свободные элементы.

Надо было на место прежних взаимоотношений реальных предметов друг с другом поставить новые взаимоотношения, но не реальностей, а чистых эмоций и духовных представлений «абстрагированных» форм и линий.

Мастеру предстояло сделать решающий шаг в новое измерение.

И так, ребята, давайте посмотрим произведения Кандинского и попробуем определить, чем его работы отличаются от работ Малевича?

Маленькие миры. Без названия.

Композиция VII (1913)

Серый овал. Композиция IV.



Композиция VII Композиция VI.

Учащиеся - В его работах присутствует фон, нет конкретных геометрических фигур, все элементы расположены по поверхности, нет свободного места …

Совершенно правильно. «Композиция VI» и «Композиция VII», почти одинаковые по размеру, различны по характеру содержания и его воплощения. Каждый из мотивов, достигая своего крайнего напряжения, действительно уподоблен некой катастрофе — своего рода взрыву или потопу. Линии «Композиций» движутся по поверхности холста плавными изгибами то широко и свободно, то группируются в виде параллелей. Взаимодействуя, они сталкиваются друг с другом, изменяют свое направление, перерезают друг друга, ломаются или складываются в те или иные комбинации. Пятна и линии здесь действуют, как живые существа. И то, что это абстрактные линии (а не конкретные люди, животные или предметы), лишь усиливает выразительность события. «Хор красок», состоящий из множества голосов — разных по характеру, тембру и силе, звучит мощно и взволнованно. В. Кандинский в своих «Композициях» творит новую реальность, не имеющую ничего общего с окружающим нас миром.

Ещё один представитель абстракционизма это - Казимир Малевич родился в 1878 году в Киеве. В 1895 году посещал Киевскую художественную школу. Пройдя через стадии подражания постимпрессионистам, он в 1915 году основал художественное течение беспредметного искусства, где художественное произведение должно основываться на главенстве «чистого ощущения» и никоим образом не зависеть от реального мира. Картина является лишь композицией простейших геометрических фигур и цветовых пятен. Он создал свой собственный уникальный стиль «супрематизм» (лат –supremus - высший).

Ребята посмотрите, пожалуйста, внимательно на работы. Какие выразительные средства использует художник в своих работах?

Учащиеся - Разные геометрические фигуры, линии, цвет, пятно…





Супрематизм.

Правильно, молодцы. В многочисленных работах Малевича беспредметные композиции состоят из геометрических форм: чёрных кругов, квадратов, прямоугольников и треугольников на белом фоне, скомпонованных по законам динамики и статики.



Вот мы с вами посмотрели работы известных художников, рассмотрели один из направлений.

III. Закрепление нового материала.

Ну, а теперь давайте определим принципы неизобразительных форм.

Что должно быть в картине, содержание?

Учащиеся - Да.

Эмоциональная выразительность формы?

Учащиеся - Да.

Выразительность цветовых пятен?

Учащиеся – Да.

Таким образом, неизобразительная композиция это композиция беспредметная, условная. Линии, штрихи и пятна наделены выразительностью! Иногда случайная клякса возбуждают у художника фантазию и порождают определённые образы.

Давайте вспомним, какие основные выразительные средства композиции нам знакомы?

-линия;

-контраст;

-нюанс;

-ритм;

-акцент;

-точка;

- пятно;

Напомните, что такое линия?

Учащиеся - Линия - это след от карандаша, маркера, мелка, кисти.

Хорошо, а какая бывает линия?

Учащиеся - Прямая - зигзагообразная, толстая – тонкая, длинная - короткая, синяя – красная…

Какое чувство вызывает у вас прямая линия?

Учащиеся - Четкость, уверенность, целеустремленность…

Правильно, а не совсем ровная линия, какие чувства она у вас вызывает?

Учащиеся - Эта линия живая, мягкая, спокойная…

Хорошо, а зигзагообразная линия?

Учащиеся - Напряженность, тревожность, агрессивность…

Молодцы. Следующий выразительный композиционный элемент - это контраст. Ребята, а какой бывает контраст?

Учащиеся -Контраст цвета, контраст формы.

Контраст представляет собой резкое противопоставление характеристик, например, контраст формы:

-темное – светлое,

-большое – малое,

-простое – сложное,

-прямое – кривое,

А теперь давайте рассмотрим контраст цвета, какой он бывает?

Учащиеся - Это цвета, которые дополняют друг друга, например: красный – зелёный, жёлтый - фиолетовый, синий – оранжевый.

Контраст – подчеркнутая противоположность в форме, цвете, размерах, фактуре и массе. Контраст придает композиции эмоциональность, необычность. Он подразумевает, что будут два или более элемента, которые будут усиливать звучание друг друга.

Хорошо ребята есть ещё одно средства выразительности это нюанс. Посмотрите на рисунок.

Если контраст это резкое различие элементов форм, цвета, то нюанс незначительные отличия. В нюансных формах больше сходства, различие идёт на чуть – чуть.

Нюанс - это оттенок, тонкое различие, например, от тяжелого к легкому, от темного к светлому, от большого к малому, от простого к сложному и т.д.



А теперь давайте поподробнее рассмотрим акцент, т.е. точку, привлекающую внимание в большей степени, например, картина в целом решена в прохладных сине-зелёных тонах, но какая-то фигура написана в красных, т.е. это выделение какого то фрагмента контрастным по отношению к общей гамме. Посмотрите на картинку.

- Какой здесь вы видите акцент?

Учащиеся – Акцентом в этой работе является оранжевый круг.

Конечно же, вообще в любой композиции должен быть господствующий элемент, приковывающий взгляд в наибольшей степени. Акцент призван создавать впечатление единства. Выбор акцента всегда зависит от замысла композиции, от ее стиля. Все другие элементы композиции подчиняются акценту и усиливают его звучание.

А теперь давайте рассмотрим такой элемент выразительности как ритм. Ребята, скажите, пожалуйста, где можно встретить ритм помимо изобразительного искусства?

Учащиеся - Ритм можно встретить в литературных произведения, например в стихотворении, а также в музыке, в танце…

Да вы правы. Мы воспринимаем его не только зрительно, но и на слух. Чем ритмичнее стихотворение, тем легче оно читается и запоминается. Посмотрите, пожалуйста, на картинку. Ритм - это чередование каких – либо элементов линий, фигур, цветовых пятен в определённой последовательности.

А сейчас давайте рассмотрим предпоследнее выразительное средство композиции – это точка. Как вы думаете, какая бывает точка?

Учащиеся – Точка бывает большая и маленькая, светлая и тёмная…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Иванов Станислав Германович

Дата: 07.12.2018

Номер свидетельства: 489371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Ты сам мастер. "
    ["seo_title"] => string(14) "ty-sam-mastier"
    ["file_id"] => string(6) "108628"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403784975"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Программа кружка "Дизайнер""
    ["seo_title"] => string(28) "proghramma-kruzhka-dizainier"
    ["file_id"] => string(6) "143080"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418444734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства