ИЗО 5
Тема урока: Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства.
Цели урока:
- познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере выполнения практических работ;
- раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;
- развивать художественную осведомленность, фантазию при разработке современных проектов украшения интерьера школы, отдельных декоративных вещей;
Задачи урока:
- воспитывающая – осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;
- обучающая – закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;
- развивающая – развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.
Материалы: рабочая тетрадь, ручка, графитный карандаш, ластик, линейка, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА или клей - карандаш.
На доске: дата, тема, термины: «панно».
Зрительный ряд:
- оформление классной доски – эскизы панно на различные темы.
Использование ИКТ: презентация к уроку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: - словесные (инструктаж, рассказ);
- наглядные (демонстрация пособий, использование ИКТ – презентации по теме урока);
- социальный (сочетание индивидуальной );
- метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).
Формы организации работы на уроке:
- фронтальная.
Ход урока:
1. Организаторский момент:
- проверка наличия учащихся, их готовность к уроку;
- повторение правил техники безопасности на уроках технологии;
- оценка благоприятности психосферы учебного занятия.
2. Изучение нового материала:
Теперь ты сам можешь выступить в роли настоящего художника ДПИ.
На этих уроках вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное – вы подарите радость всем, кто умеет по – настоящему ценить красоту.
Во-первых, необходимо определиться в выборе места, где будут размещены работы (в коридоре, столовой, рекреации), решить, каков будет их размер и содержательный мотив. Можно сделать, например, декоративное панно на темы: «Праздничные гулянья», «Веселые посиделки», по мотивам русских народных сказок, древних образов народного искусства – древо жизни, коня, птицы, матери – земли.
Рождение замысла и воплощение его в эскизах – это один из самых важных и ответственных моментов творческого процесса. От того, насколько он будет плодотворен, и зависит успех дальнейшей работы над декоративной композицией.
Работу над эскизами начинают с поиска пластического решения главного образа композиции. Нужно стремиться к тому, чтобы изображение было лаконичным, обобщенным и выразительным. В эскизе не нужны подробности.
Законченные эскизы необходимо внимательно просмотреть. Затем, выбрав самые удачные, доработать, обогатить интересными находками других авторов.
Прежде чем приступить к работе в материале, нужно выполнить так называемый картон, т.е. вспомогательный рисунок, в котором композиция исполняется в натуральную величину.
Художник, как правило, переносит изображение с маленького эскиза на основной формат по клеткам.
Рисунок на картоне можно обвести угольком, разделить на фрагменты, пронумеровать детали. Это облегчит работу, связанную с выполнением отдельных деталей. Приложив лист бумаги к рисунку, вы сможете быстро сделать на нем оттиск нужной формы, вырезать ее и, поставив с обратной стороны соответствующий номер, начать украшать деталь. Детали собираются в более крупные блоки, а затем монтируются на панно.
Для декоративной работы могут понадобиться материалы: кусок оргалита, мешковина или холст разных оттенков и фактуры, а также кожа, цветное сукно, кусочки ткани, велюра, веревки разной толщины, шпагат, бумага и клей ПВА.
Для украшения панно потребуется заготовить большое количество узелков, петелек, завитков разной величины, а также плетеные косички и крученые веревки. С косичками придется немного потрудиться: необходимо научиться продергивать веревку через петлю, подобно тому, как это делает мама, когда вяжет крючком веревочкцу.
Чтобы представить общее цветовое решение панно и подобрать нужные материалы, разложите их на картоне. Отдельные детали панно можно выполнить, используя шпагат.
На приклеенную поверхность приложите друг к другу короткие отрезки шпагата, подтягивая их к середине. Когда клей высохнет, можно подрезать края детали и украсить их косичкой или веревкой.
Используя вырезанные из кусков кожи, велюра или плотной ткани детали, а также петельки, завитки, узелки, крученые веревки, вы можете выстраивать из них причудливые узоры, свободно декорировать большие поверхности, по – разному комбинируя и сочетая на них разные элементы.
Чтобы панно получилось красивым, постарайтесь делать эту работу аккуратно, с любовью, а главное – смело фантазируйте.
Еще один вариант выполнения декоративного панно (декоративная композиция в строго ограниченной плоскости; прикрепляют к стене архитектурного интерьера) – из соленого теста. Изготовить такое тесто несложно самому: нужно взять стакан муки одну столовую ложку соли и добавлять понемногу воды, пока не получится крутой замес. Материал для панно готов, можно начинать работу.
Вначале необходимо сделать эскиз (условно, обобщенно, выразительно) и перевести рисунок на основной формат. На твердой оргалитовой основе рисунок можно выполнить мелом. Лучше начать работу с крупных форм. Чтобы связать лепное изображение с основой, следует проклеить тонким слоем ПВА нужный участок рабочей поверхности, а затем, выложив на него кусок теста, начать работу над лепным изображением в соответствии с рисунком. Отдельные детали, например оборки платья, лепестки цветов и т.д., можно сделать более рельефными, выступающими над лепной поверхностью.
Работа будет красиво смотреться, если вы украсите отдельные участки узорами. Их можно продавить линейкой или стекой, придав им вид геометрического орнамента. Можно сделать углубления острым концом карандаша, а также налепы в виде шариков из теста с углублениями в них. Способов украсить поверхности очень много – нужно только проявить выдумку, изобретательность и фантазию.
Когда лепное изображение будет готово, дайте ему просохнуть. А на следующем уроке можно очень осторожно включить цвет, предварительно составив палитру из нежных цветов. Лучше всего работать, чуть – чуть касаясь полусухой плоской кистью рельефной поверхности, не стараясь ее перекрыть полностью. Нежные цвета, сквозь которые пробивается цвет теста, создадут эффект свечения, а также цветовое богатство декоративной работы.
3. Закрепление изученного материала:
- Как вы понимаете выражение «произведение говорит языком своего материала»?
- Какие средства художественной выразительности использует художник для выражения своих мыслей и чувств в произведениях ДПИ?
- Что такое панно?
- Что такое композиция?
- Как можно выделить основную часть композиции?
Физкультминутка.
- Практическая творческая работа:
Выполнить декоративную работу - древних образов народного искусства – древо жизни, коня, птицы, матери – земли. Исполнение работы в двух вариантах.
- Из ткани, веревок, на картоне.
- На картоне, холсте, элементы из соленого теста.
Текущий инструктаж. Во время практической работы учащихся учитель проводит обходы рабочих мест с целью:
- контроля за правильностью выполнения приемов работы;
- оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;
- контроль объема и качества выполненной работы.
- Подведение итогов совместной работы:
В конце занятия провести анализ творческих работ учеников с точки зрения следующих критериев: декоративность, содержательность, условная выразительность, оригинальность решения творческого задания. Выставление оценок.
Д/з. Принести материалы для выполнения творческой работы: картон, клей ПВА, ножницы, куски ткани разного цвета, куски веревки, толстых ниток.
Словарь терминов.
Эскиз — предварительный рисунок.
Картон — вспомогательный рисунок, в котором задуманная композиция исполнена в масштабе будущей декоративной работы (панно).
Панно — декоративная композиция в строго ограниченной плоскости; прикрепляют к стене архитектурного интерьера.
Композиция (лат. compositio — составление, связывание) — построение художественного произведения, осуществляемое в каждом виде искусства своими средствами, техниками, с учетом своих законов.
Художественный образ вещи — видимое строение содержания, идеи, слитное единство формы и содержания, осуществленное художником в конкретном материале и пронизанное его личностью.
Кич, китч (нем., букв. «халтура, дурной вкус») — изделия или произведения, не отвечающие общепринятым представлениям о прекрасном. Это торжество пошлости, безвкусицы, стремление к подделке либо дешевого под дорогое, либо одного материала под иллюзорное подобие другого (стекла под хрусталь, фарфора под дерево, металла под камень и т. д.).
Витраж (фр. vitrage — остекление) — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала; изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитанная на сквозное освещение (окно, дверь, прозрачная перегородка).
Творческая интерпретация — творческое исполнение художественного произведения, основанное на самостоятельном толковании.