kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Самопознания в 3 классе " В гармонии с природой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для начальных классов

Самопознание в 3 классе тема : В гармонии с природой

Просмотр содержимого документа
«Урок Самопознания в 3 классе " В гармонии с природой"»

Урок самопознания

Школа КГУ «___________» Дата_ № 28

Педагог: ______________________

Класс: 3 Тема урока : В гармонии с природой

Ценность: Ненасилие  Качества: бережное отношение к природе, забота о животных

Цель: расширить представление о «ненасилии» как общечеловеческой ценности, через понимание единства человека и природы.

Задачи:

  • расширить и углубить у учащихся понятие «гармония с природой»;

  • способствовать развитию навыков у учащихся заботы о животных;

- содействовать воспитанию стремления помогать всегда и не вредить никогда природе.

Ресурсы: (материалы и источники)

  1. Учебник «Самопознание», 3 класс Калачева И., Кудышева Б., Керимбаева С. – АЛМАТЫ: ННПООЦ «Бөбек», 2014

  2. Самопознание. Тетрадь ученика Калачева И.,Лосева Е., - АЛМАТЫ: ННПООЦ «Бөбек», 2014

  3. Аудиозапись для позитивного настроя В.А. Моцарт «Музыка ангелов»

http://music.nur.kz/812944-va-mozart-muzika-angelov

  1. Рассказ В Чаплина Жаворонок

http://www.e-reading.club/chapter.php/86996/53/Chaplina_-_Zabavnye_zhivotnye.html

«Это называется природа»

  1. Слова Михаила Пляцковского, музыка Юрия Чичкова Материалы для творческой работы: листы А5, ватман, фломастеры и карандаши, ножницы, клей

  2. Рассказ «Мышка Аришка в цветных штанишках» Анны Крылышкиной

http://www.blog-travuscka.ru/detskie-bolezni/detskaya-skazka-pro-zozh-myshka-arishka-v-cvetnyx-shtanishkax.html

  1. Презентация к уроку.


Ход урока:

Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: «В гармонии с природой».

Позитивный настрой. «Прогулка в лес».

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (Пауза). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь в класс, на свои места. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Можете открыть глаза.

Вопрос:

- Кто хотел бы поделиться своими впечатлениями?

Проверка домашнего задания.

Прочитать и ответить на вопросы рассказ В. Масленникова «У нас появился котенок Микки» с 87-89

В тетради учащегося выполнить задание с 69-70 №5 напишите рассказ «Мой четвероногий друг»

Нарисовать или вклеить фотографию домашнего питомца или того, животного кого хотели бы видеть питомцем.


Вопросы по домашнему заданию:

- Кто главные герои рассказа?

- Почему так мальчик относился к котенку?

- Что вы испытывали, когда у вас появился питомец?

- Приведите свои примеры из жизни ?


3. Позитивное высказывание. Цитата.

«Пойми живой язык природы,-

И скажешь ты: прекрасен мир»

И.С. Никитин

Иван Саввич Никитин – русский поэт.

Вопрос к цитате:

- Как вы понимаете это высказывание? что значит «живой язык природы»?

(Нужно стараться быть внимательными и заботливыми к природе).

Проговорить несколько раз.

Записать в тетрадь.


4. Рассказывание истории (беседа).

Сегодня я вам приготовила подарок, это рассказ Веры Чаплиной. Во время войны маленькая Вера потерялась и жила в детском доме, куда приносила всех животных из округи. Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. А также определили ее профессию, более 20 лет Вера Васильевна Чаплина проработала в Московском зоопарке, она делала все возможное, чтобы помочь животным, проводила много с ними времени и стала записывать случаи из жизни. Так родился и этот рассказ «Жаворонок»

Вера Чаплина

Жаворонок

Марина пришла из школы гордая и счастливая. Ещё бы, у неё в дневнике почти одни пятёрки.

– Бабушка! – торжественно обратилась она ко мне. – А помнишь, что ты мне обещала?

– Помню, – сказала я.

И вот в воскресенье я выполняю обещанное. Мы отправляемся с Мариной на Птичий рынок, пока только на разведку.

Сначала мы ехали в метро, потом сели на трамвай. В трамвае народу было очень много. У всех какие-то сумки, корзины, клетки… Кто вёз кроликов, кто щенят, кто птиц, а один мужчина запихнул под сиденье большую собаку с завязанной мордой. И никто никого не ругал, хотя все знали, что возить животных в трамвае запрещено.

У Птичьего рынка вышли почти все. Вышли и мы. Спрашивать, где находится рынок, нам не пришлось, потому что туда направился весь поток пассажиров. Шёл и тот мужчина, который держал под скамейкой собаку. Она шла рядом с хозяином, понуро опустив голову и поджав хвост, будто понимая, куда её ведут.

Человек с собакой завернул в большие ворота рынка, мы тоже направились следом за ним и сразу очутились в царстве рыб. И каких здесь только не было рыбок! Чёрные, пёстрые, жёлтые и, наконец, золотые с длинными, будто вуалевыми хвостами. Они плавали в просторных аквариумах медленно и важно, словно сознавая свою красоту.

– Бабушка, милая, купи мне рыбку! Эту!.. Нет, эту!.. Нет, ту!..

Марина перебегала от одного аквариума к другому, не зная, какую же рыбку выбрать.

– Мариночка, мы же сегодня хотели только посмотреть, а купим рыбку или щенка перед отъездом на дачу, – уговаривала я её, уводя от соблазна и… попадая в ещё более соблазнительное царство птиц.

– Бабушка, птичку! Купи птичку! Ну самую маленькую, самую дешёвую! – умоляла Марина, подтаскивая меня к прилавку.

За прилавком стоял мужчина. Он держал перед собой клетку, наполненную птицами. Здесь были красногрудые снегири, вертлявые синички, щеглы… Одни сидели нахохлившись, другие, что-то попискивая, прыгали с жёрдочки на жёрдочку или бились клювиком о решётку, тщетно стараясь вырваться из плена.

Я не люблю держать в клетке птиц и никогда не держала: мне всегда жаль этих маленьких пернатых певцов, лишённых свободы. Ведь куда приятней слушать их весёлые песни в лесу, в поле, следить за их свободным полётом. Вот поэтому я твёрдо сказала Марине:

– Нет, не куплю!

И ни за что бы не купила. Но тут, в углу клетки, я заметила небольшой серый комочек. Это был жаворонок. Взъерошенный, какой-то жалкий, он совсем не был похож на того жаворонка, чья звонкая трель так радует нас.

– Хорошо, Марина, – согласилась я. – Раз тебе так хочется, давай купим вон ту, которая сидит в уголке. Она больная. Мы ее вылечим, отвезём на дачу и выпустим.

Однако покупать больную, невзрачную птицу совсем не входило в планы Марины.

– Нет, бабушка! – возразила она. – Та некрасивая, лучше купим эту. – И она показала на большого красногрудого снегиря.

Не знаю, чем бы кончился наш разговор, но тут вмешался продавец. Очевидно, ему самому хотелось скорей избавиться от больной птицы. Он заговорщицки мне подмигнул и сказал Марине, что все птицы уже проданы и осталась лишь та, которую хочет купить бабушка. К моему удивлению, Марина тут же согласилась взять жаворонка. Продавец откуда-то вытащил небольшую коробочку и, ловко посадив туда птицу, передал Марине.

Крепко прижав к себе драгоценную ношу, Марина заторопилась домой.

– Не спеши, – остановила я внучку. – Надо ещё найти, где жаворонку корм купить.

– А чего искать, вон у того деда возьмите, – посоветовал продавец. – Он по этой части большой специалист, у него всякий корм имеется.

Подошли к деду. Тот спросил, для какой птицы нужен корм. Затем поколдовал среди своих многочисленных мешочков и протянул пакет со смесью каких-то семян и ещё маленький кулёчек с муравьиными яйцами, а я-то и не знала, что они жаворонку тоже нужны.

Мы поблагодарили деда, быстро прошли мимо голубей, собак, кошек, мимо кроликов и, больше нигде не задерживаясь, вышли за ворота рынка.

По дороге заехали в магазин и купили клетку. Взяли ту, которая была побольше. Пусть жаворонку будет свободней – может, скорее поправится.

Дома мы выбрали самое светлое место на окне, поставили клетку и выпустили в неё жаворонка. Он сразу стал биться грудкой о решётку, но, видя, что из клетки не выбраться, сел в уголок и нахохлился.

Вы видели когда-нибудь, как жаворонок высоко-высоко взвивается в небо? И вот льётся оттуда его песня и звенит, звенит, словно ручеёк. Слушаешь её и не наслушаешься. Любуешься небом голубым, полем зелёным, и кажется, что не будет оно таким прекрасным без песни, льющейся сверху.

Я люблю песню жаворонка, и, быть может, потому мне было так жаль нашего пернатого невольника. Мы делали всё, что в наших силах, лишь бы он скорее поправился. Всю клетку заставили зеленью, давали по нескольку раз в день дедову смесь, муравьиные яйца, а он почти не ел. Весь день то рвался на свободу, то сидел, забившись в самый угол клетки. Сидел скучный, взъерошенный. Марина ставила жаворонку еду и уговаривала:

– Ну поешь, маленький, поешь! Ты поправишься, и мы тебя сразу выпустим…

Однако жаворонок никак не поправлялся. С каждым днём всё больше и больше взъерошивались его перышки, всё хуже и хуже клевал он зёрна. Тогда мы с Мариной решили его выпустить. Выпустить сегодня… сейчас… пусть не живёт больше в неволе.

Через полтора часа мы были уже за городом. День выдался хороший, безоблачный, заметно припекало ласковое июньское солнышко. Мы вышли из автобуса и, не задерживаясь, пошли к полю.

Мне очень хотелось выпустить жаворонка самой, но потом передумала. Пусть это сделает Марина, ведь ей ещё никогда не приходилось выпускать на свободу птиц.

Я поставила клетку посередине поляны, заросшей яркими ромашками, привязала к дверце крепкую капроновую леску; затем мы с Мариной отошли в сторону и спрятались за бугорок. Оттуда хорошо была видна и клетка и птица. Было видно, как бьётся жаворонок, как хочется ему на волю. Марина тихонько потянула за леску, и дверца открылась.

Не сразу увидел открытую дверцу наш пленник. Но вот заметил… наклонил головку… Теперь он уже не бился о решётку, вся его маленькая фигурка с вытянутой шейкой выражала недоверие. Так же недоверчиво и насторожённо вышел он из клетки. Вот и свобода. Свободный!.. Жаворонок встряхнулся, прилегли взъерошенные перышки, и он сразу будто поправился. На какой-то миг прижался грудкой к тёплой земле и взвился вверх.

Он поднимался всё выше… выше… к самому голубому небу. Но вот, трепеща крылышками, жаворонок будто остановился, и вдруг полилась его песенка. Она журчала, переливалась, звенела прямо над нами.

– Бабушка! Это он нам поёт! Это он говорит «спасибо»! – зашептала Марина. – Правда?

Кто знает! Может, правда говорил нам «спасибо», а может, радовался свободе, ведь люди ещё не научились разгадывать то, что говорят в своих песнях птицы.

Вопросы:

  1. Кто главные герои рассказа?

  2. Какой случай произошел с ними?

  3. Почему бабушка настояла на покупке именно этой птицы?

  4. Каким человеческим качествам учила бабушка внучку?

  5. Приведите примеры, случалось ли вам помогать животным в беде, заботиться о них?



5. Творческая деятельность (групповая работа).

Предлагает представить детям, что значит жить в гармонии с природой? И составить коллаж

как относятся люди к природе, что делают.

(защита).


6. Групповое пение.

«Это называется природа»

Слова Михаила Пляцковского, музыка Юрия Чичкова

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

Все это называется природа,

Все это называется природа,

Мы любим природу

Давайте же всегда ее беречь!

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!


В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Природой называется все это,

Мы любим природу

Давайте же с природою дружить!


Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Все это называется природа,

Мы любим природу

Давайте же сердца ей отдадим!


Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется все это,

Природой называется все это,

Мы любим природу

Давайте же любить ее всегда!


Домашнее задание.

Прочитать сказку «Мышка Аришка в цветных штанишках» Анны Крылышкиной, выполнить в Тетради учащегося с 75 задание №2: подберите и запишите пословицы о здоровье



Заключительная минута урока.

А сейчас ребята закройте глаза и подумайте о том, что нового и хорошего вы узнали на уроке.

Сохраните это в своем сердце.

Пусть это вам поможет в вашей жизни.

Побудьте в этом состоянии еще немного и откройте глаза.

Желаю вам жить в мире и гармонии с природой!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок Самопознания в 3 классе " В гармонии с природой"

Автор: Даулбаева Гульмира Жетписовна

Дата: 23.05.2017

Номер свидетельства: 417927

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Урок самопознания "В гармонии с природой""
    ["seo_title"] => string(41) "urok_samopoznaniia_v_gharmonii_s_prirodoi"
    ["file_id"] => string(6) "449976"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515962674"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок по самопознанию "В гармонии с природой""
    ["seo_title"] => string(38) "urokposamopoznaniiuvgharmoniisprirodoi"
    ["file_id"] => string(6) "293753"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455542066"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Статья "Духовно- нравственное воспитание через урок самопознание""
    ["seo_title"] => string(71) "stat_ia_dukhovno_nravstviennoie_vospitaniie_chieriez_urok_samopoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "377135"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483981772"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "урока самопознания "В гармонии с природой""
    ["seo_title"] => string(42) "uroka_samopoznaniia_v_gharmonii_s_prirodoi"
    ["file_id"] => string(6) "347584"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475686074"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) ""Доброта спасёт мир" урок самопознания"
    ["seo_title"] => string(34) "dobrotaspasiotmiruroksamopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "321245"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461244319"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства