Северо – Казахстанская область
Тимирязевский район
Мичуринская средняя школа
Урок по самопознанию 3 класс тема:
«В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ»
Учитель начальных классов: Хабибрахманова Н. В.
2016 год
Урок по самопознанию 3 класс
Тема: В гармонии с природой.
Цель: Расширение представлений о взаимодействии человека и природы.
Задачи: 1. Формировать и расширять знания детей о животном и растительном мирах.
2.Развивать мышление, память, любознательность, внимание, самостоятельность суждений.
3.Воспитывать любовь и бережное отношение к многообразию природного мира, развивать стремление быть защитником природы.
Ход урока
В начале урока показ клипа «С добрым утром»
Вводное слово учителя:
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и звери, и птицы,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Музыкальная минутка.
Учитель:
-Как вы думаете, о чем или о ком мы сегодня будем говорить?
-Правильно о природе.
-Многоцветный мир природы – ее богатство. Красочность, окружающего мира радует человека, помогает ему увидеть яркую красоту окружающего.
Беседа
-Можно ли с уверенностью сказать, что сегодня человек живет в гармонии с природой?
-Как вы думаете, можно ли восстановить гармоничные отношения человека с природой?
-Попробуйте представить, что может произойти с природой лет через 10, если человек будет продолжать свои губительные действия.
(Ответы учащихся)
-Человек не всегда живет в согласии с природой. Первый шаг на пути восстановления этих отношений – спросить с себя: а всегда ли я лично бережно отношусь к природе?
Учитель предлагает учащимся закрыть глаза, расслабиться:
-Представьте раннее утро в лесу. Солнце пробивается сквозь ветви могучих дубов и мягко рассеивает вокруг свои лучи. Вы удивлены, потому что вам удается различать голоса птиц и зверей. Вы слышите, о чем они разговаривают вы, можете передать их разговор людям. Прислушайтесь.
Работа по презентации «Откуда берется мусор»
Разминка
Мимикой и жестами покажите, как реагируют растения, когда люди:
-слушают пение птиц
-обламывают ветки деревьев
-оставляют после отдыха на природе мусор
-убирают сухие сучья
-разжигают костры
Цитата урока
Три клада у природы есть: вода,
Земля и воздух – три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они – все возродится снова.
А сейчас давайте познакомимся с правилами поведения в природе.
1.Не топчи зря лесные полянки, передвигайся по тропинкам.
2.Не шуми на природе!
3.Не забирай из леса домой животных!
4.Не разоряйте муравейники!
5.Не рвите цветы!
6.Не портите несъедобные грибы!
7.Не загрязняйте берега водоемов.
8.Не рвите водные растения!
9.Берегите лягушек и головастиков.
Учитель
-Защищая природу, человек защищает себя. Кто в детстве спас птенца, выпавшего из гнезда, не дал разорить муравейник, во взрослой жизни тоже будет защищать все живое, не позволит рубить ель в парке для празднования Нового года, не нарушит тишину и чистоту лесов и озер.
Мы научились летать в небе, как птицы, и плавать в море, как рыбы, но так и не научились одной простой вещи – идти по земле, как братья.
Учитель предлагает ученикам рассказать о своем домашнем питомце, о чувствах, которые они испытывают к нему.
Затем посмотреть и прокомментировать презентацию «Братья наши меньшие»
Учитель читает стихотворение О. Зеленской «Бездомный пес»
А для меня вдруг все остановилось,
И друг мой рядом тоже замолчал.
Бежал щенок – из лапы кровь сочилась,
Растерзанный язык во рту пылал.
Облезла шерсть, в глазах тоска и горе.
Как много на себе он испытал!
Спина вся в ссадинах – наверно, от побоев –
И рта беззубого беспомощный оскал.
А люди, люди безразлично отвернулись –
Кому он нужен, сей бездомный пес.
Больной, избитый, грязный и кровавый –
Неважно, что он в жизни перенес!
И бродит пес холодный и голодный,
Судьбою, отрешенный от всего.
Найдется ли хозяин сильный, добрый,
Что защитит от «человечности» его?
-Как вы можете охарактеризовать хозяина пса?
-С какими словами вам бы хотелось обратиться к нему?
Упражнение.
- Напишите письмо – обращение к тем людям, которые жестоко обращаются с животными.
По окончании работы учащиеся по желанию зачитывают свои обращения.
Учитель.
- Человек несет ответственность за животных, которые живут в его доме. Он обязан ухаживать за ними, проявлять заботу. Животные не заслуживают грубого и злого обращения.
Обобщение.
Работа по презентации «Знай и люби природу родного края».
- Угадай по листу дерево
- Разгадай кроссворд
- Кто лишний?
-Разгадай ребус.
-Поменяй букву и получи название животного.
- Кто где живет?
- Кто живет в реке?
Земля – наш общий дом. «Рыбе – вода, птице- воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина». М. Пришвин
Учитель
Нас много ребята! Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада посадит сейчас.
Пусть лучше и краше, сама, как весна,
Становится наша родная земля.
Беречь природу родного края – значит относиться к ней ответственно: заботиться о животных и птицах, ухаживать за деревьями и растениями, сохранять чистоту природы.
Домашнее задание
Представьте себя акимом нашей области. Напишите в тетради решение, которое вы бы приняли, чтобы сохранить красоту и богатство природы своего края.
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы…
Берегите Землю! Берегите…
В конце урока послушать песню «Земля наш дом».