Цель: расширить представление о единстве человека и
природы через общечеловеческую ценность
ненасилие
Задачи:- способствовать пониманию важности соблюдения
человеком законов природы
- развивать навыки бережного отношения к природе
- воспитывать чувство ответственности за сохранение
природного баланса
Ресурсы:
Фонограмма песни на сл.Ю.Энтина,муз.М.Минкова
«Дорога добра» и классическая музыка, слайды со словами песни и позитивным высказыванием, макет дерева с отрывными «плодами», фломастеры, листы бумаги,
методическое пособие
для учителя 3 класс,
интернет ресурсы
Ход урока
1. Организационный момент
Позитивный настрой «Мысленная прогулка по лесу» Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним. Прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас ( В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете к нему вернуться в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
Проверка чувств:
- вам понравилось прогулка?
- может быть, кто-то хочет поделиться своими чувствами, эмоциями?
2. Проверка домашнего задания.
Домашним заданием было подготовить мини-сочинение рассуждение на тему «Рационально ли используются дары природы в моей семье?»
Дети зачитывают сочинения по изъявленному желанию.
- Какой можно сделать вывод из услышанного?
Вывод: человек не всегда ценит то, чем одаривает его природа.
Анализ хода урока
3. Позитивное высказывание
На экране появляется картинка с цветущим садом и словами Б.Заходера «Матушка – Природа – сад, а люди в нем – цветы. Не сбережешь ее – не будешь жив и ты.»
- Как вы понимаете это высказывание? (ответы детей)
- Давайте повторим его хором.
- А теперь пусть девочки повторят 1 предложение, а мальчики – второе.
4. Рассказ учителя
- Теперь дети пришла пора сделать вам подарок. Я расскажу вам одну легенду. Называется она «Легенда о мергенах». Слушайте.
Давным-давно жили два славных охотника-мергена. Однажды случился в их местах сильный джут.
Прошел дождь, потом - ударил мороз, и степь покрылась толстой коркой льда. Верблюды, лошади и
овцы гибли от голода. Люди лишались тысяч и тысяч голов скота. Известное дело: нет скота - нет и
еды у скотоводов. Теперь многие с надеждой взирали на мергенов. Ведь только охотой можно было спасти людей от гибели.
Не стали мергены заставлять себя упрашивать, отправились на охоту. Вот где пригодилось их
искусство. Тяжело нагруженные кони охотников с трудом довезли свою ношу до аула. То-то было
радости! Задымились очаги, поднялся пар над казанами. Все воздавали хвалу славным мергенам. Вернулось в аул былое довольство и счастье. И с каждым днем добычи становилось все больше и
больше.
Но вот уже не осталось и места, куда складывать мясо. Собрались вечером старейшины аула и
сказали мергенам:
- Спасибо вам, сынки! Избавили вы сородичей от голодной смерти в эту лютую зиму. Теперь можете сложить ваши луки и стрелы в колчаны. Нет нужды убивать зверя больше, чем это необходимо.
Ничего не ответили мергены. Забыли они древний закон кочевников: даже самый заслуженный
человек не смеет ослушаться старейшин-аксакалов. Но в своей гордыне они привыкли чувствовать
себя главными людьми в ауле. К вечеру вернулись они с еще большей добычей. И так каждый день. Перед аулом выросла гора из звериных туш. Но не удалось теперь мергенам услышать похвалу.
Молчали женщины. Молчали мужчины. Молчали старики. Лишь старейший выступил вперед и
сказал им:
- Недоброе дело вы делаете, сыны мои! Звери - такие же живые существа, как и мы. И стрелять их следует ровно столько, сколько необходимо человеку для его нужд. Иначе охота становится грехом.
Ступайте по домам, и пусть в этом году ваши стрелы больше не окрашиваются кровью невинных животных.
Черная обида запала в сердца мергенов. Не поняли они, что добро и жестокость несовместимы.
Но не только обида тронула их холодные сердца. Слишком много похвал своей меткости довелось
им услышать, и стрельба по животным уже успела стать их страстью. А жестокое сердце - плохая
узда для страсти.
Утром не стало в ауле мергенов. Страсть убивать гнала их от аула все дальше и дальше - вслед за животными и птицами, которых могли настичь их меткие стрелы. Все живое на их пути настигала
смерть. Не было у охотников жалости ни к самкам, ждавшим потомство, ни к их детенышам. Не стало зверью прохода от жестоких мергенов. Мертвая тишина воцарилась на Земле.
Взмолились тогда звери и птицы, оставшиеся в живых, Всевышнему:
- Спаси нас! Избавь от жестоких мергенов, иначе никого из нас не останется на Земле.
Внял Всевышний их мольбе. Превратил он тогда жестоких мергенов в сурков:
- Не хотели жить на Земле по-человечески - живите в темных норах и питайтесь кореньями.
Вот такая история произошла с теми, кто нарушил законы природы.
- Что заставило жителей аула обратиться за помощью к мергенам?
- Как люди встретили мергенов после первой охоты?
- Когда изменилось отношение жителей к мергенам и почему?
- Почему мергены стали жестокосердными?
- Когда по мнению старейшин охота считается грехом?
- Как вы понимаете выражение «жить по-человечески»?
- Какой по вашему мнению закон природы был нарушен в данном случае? (равновесия, баланс)
Вывод: Человек должен понимать законы природы. Соблюдать их, а это и значит, жить по-человечески.
5. Творческая деятельность.
У доски вывешан макет дерева - яблоня. На нем прикреплены магнитной лентой разноцветные плоды (зеленые, красные, желтые)
- Дети, наша природа шлет вам сегодня небольшое послание. Сорвите с дерева, понравившийся вам плод, и прочтите пожелания от Матушки-Природы. (Желаю тебе расти здоровым, чтобы у тебя было доброе сердце…)
- Разделитесь на группы, объединившись по цвету плода, который вы сорвали.
Задание:
- А теперь мы с вами отправим свое послание природе. Ваше послание может быть в форме сердца, цветка, птицы…напишите 1-2 обещания о том, как лично вы будете относится к природе. Начните со слов: я обещаю, что буду….
Свои послания дети развешивают вокруг дерева.
6. Групповое пение.
Предлагаю, всем вместе исполнить песню Ю.Энтина на музыку М.Минкова «Дорога добра»
Звучит фонограмма. На экране появляются слова песни.
7. Домашнее задание.
Подобрать информацию о растениях обладающих лечебными свойствами.
8. Заключительная минута урока.
Звучит спокойная музыка. Учитель предлагает детям закрыть глаза, послушать музыку, вспомнить о чем мы говорили на уроке.