Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Проекции геометрических тел"»
Тема урока: «Проекции геометрических тел с отверстиями и вырезами».
Цели урока: способствовать формированию представления о геометрических телах и их проекций, научить учащихся выполнять и читать чертежи проекций геометрических тел с отверстиями и вырезами;
развивать умения пространсвенно мыслить, выполнять анализ геометрической формы предмета; развивать умение сравнивать, анализировать, работать по алгоритму;
воспитывать эстетику, графическую грамотность.
Оборудование: карточки-задания, слайды , чертежи к теме, чертежные инструменты и принадлежности.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Цели и задачи урока.
3.Повторение.
Определите, группе каких геометрических тел относятся данные проекции на чертеже?
4.Объяснение нового материала.
Форма каждого геометрического тела и его изображений на чертеже имеет свои характерные признаки. Этим пользуются, чтобы облегчить чтение и выполнение чертежей. Деталь мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие изображения, характерные для известных нам геометрических тел.
Последовательность построения изображений на чертеже.
Изображения начнем строить с так называемых габаритных фигур, имея при этом в виду первоначальную общую форму детали. В данном случае это будут три прямоугольника (рис. 101, в), размеры которых определяются габаритами пред-мета (h, L и b). Затем вычерчиваются необходимые оси сим-метрии и центровые линии. Все построения вначале выполняют тонкими линиями.
Размеры отдельных частей предмета с одного вида на другие можно переносить с помощью линий связи, используя при необходимости постоянную прямую чертежа. Если размеры отсутствуют (как на рис, 101, а), то их можно получить измерением соответствующих отрезков на заданном изображении.
Теперь покажем на строящихся изображениях прямоугольные вырезы (рис. 101, г). Их целесообразно нанести сначала на пивном виде.
Цилиндрическое отверстие можно сначала показать на виде сверху, найдя центр окружности, которая является проекцией основания цилиндра. Затем, используя линии связи, следует показать его на главном виде и виде слева,
Однако пользоваться линиями связи, как и постоянной прямой чертежа, не всегда рационально. Требуемый размер на том или ином виде можно получить, откладывая его циркулем от линии симметрии или проекции какой - либо грани,
В заключение обводят изображения линиями, установленными стандартом (рис. 101, д),и наносят размеры, если этого требует условие задачи.
Последовательность построения видов детали с нанесением размеров приведена далее на рисунке 106.
Нанесение размеров на основе анализа формы предмета.
Деталь, заданную на чертеже (рис. 102), можно мысленно разделить на параллелепипед 1 с отверстием, имеющим тоже форму параллелепипеда 2, и цилиндр 3. Размеры этих тел и наносят на чертеже. Для параллелепипеда и призмы (она четырехугольная) указывают длину, ширину и высоту, для цилиндра — диаметр основания и высоту,
Однако нанесенных размеров будет недостаточно для изготовления детали. Необходимо еще иметь размеры, которые определяют взаимное положение ее частей. Такие размеры можно назвать координирующими. На рисунке 102 ими являются размеры 16 и 18, 5 и 6 мм.
Размеры 16 и 18 мм определяют положение центра цилиндрического отверстия в детали, размеры 5 и 6 мм—положение призматического отверстия.
Размеры, определяющие высоту цилиндра и глубину отверстия, наносить не нужно. При изготовлении детали высоту цилиндра легко определить как разность между общей высотой детали (36 мм) и толщиной основания (14 мм), Она равна 22 мм. Глубина отверстия равна высоте основания, т. е. 14 мм.
Каждый размер на чертеже указывают только один раз. Например, если на главном виде (см, рис. 102) нанесен размер основания цилиндра ø20, то на виде сверху его наносить не следует. В то же время чертеж должен содержать все размеры, необходимые для изготовления детали.
На чертежах обязательно наносят габаритные размеры, определяющие предельные внешние очертания предметов. На рисунке 102 это размеры 70, 32, 36 мм. Габаритные размеры располагают дальше от изображения, чем остальные.
Меньшие размеры располагают ближе к изображению, а большие — дальше, благодаря чему удается избежать лишних пересечений размерных и выносных линий.
5. Практическая работа.
Практическое задание: упражнение на стр.135. Задание на дочерчивание недостающих линий.
6.Итоги урока.
Закрепление нового материала.
1.С какой целью используют анализ геометрической формы предмета по чертежу?
2.Назовите последовательность действий при построении видов предмета?
3.Как наносят размеры фасок под углом 45 градусов?
4.Какие размеры являются габаритными. Обязательно ли указывать их на чертеже?
5. В какой степени анализ формы детали позволяет определить размеры, необходимые для нанесения на чертеже?