Просмотр содержимого документа
«урок башкирского языка на тему "Зима" »
Урок башкирского языка в 2 классе на тему: «Зима».
Учитель башкирского языка ГБОУ Стерлитамакская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 25 VIII вида Хисамова Ф.Ф.
Тип урока - комбинированный.
Цели урока:
познакомить детей с характерными признаками зимы, освоение новых слов и активизировать словарь,
развивать фонематический слух.
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: кукла, картина с изображением зимы, мелко разрезанные листочки белой бумаги, магнитофон ,запись песни “Тышта ҡар яуа”.
Слова и словосочетания для активного усвоения: ҡыш, ҡар, ҡар яуа, ҡар бөртөге, һыуыҡ, сана, саңғы .
Ход и содержание урока:
Организационная часть.
Приветствие гостей.
Постановка цели урока учителем.
Артикуляционное упражнение.
- Вы знаете птицу ворона? Ворона по- башкирски будет “ҡарға”. А если сердитая ворона произносит “карр- карр”, то она говорит башкирское слово “снег”,т.к. слово “ҡар”означает снег. Давайте мы тоже попробуем сердито прокаркать.
А почему ворона сердитая, потому, чт о ее не кормили, зимой трудно найти пропитание для птицы. Если птицу покормить то, она говорит совершенно по другому, мягко “карр- карр”. Давайте вы тоже попробуйте мягко прокаркать.
б) язык высунув вперед, облизывать губы из конца в конец влево, вправо.
в) облизывание “мороженого”: далеко вперед высовывать язык и заводить обратно в рот.
Упражнения повторять несколько раз.
II.Освоение новых знаний.
Молодцы! А теперь подойдите к окну. Что мы видим на улице. Что за белое покрывало лежит на земле? Как будет слово “снег” на башкирском языке? Теперь возвращайтесь на свои места.
Учитель берет мелко изрезанную бумагу и бросает их наверх, показывая тем самым снегопад.
Ҡар яуа. Снег идет.
Предлагает всем детям попробовать проделать тоже самое и повторить фразу “Ҡар яуа”.
Прописывание буквы [Ҡҡ]. Коррекция осанки при письме.
Игра “Снег идет”.
Когда учитель говорит “Снег идет”, то вы, раскинув руки, должны покружится. Если говорит “Ҡар ергә төштө”, то приседаете. Если учитель говорит “Ҡар һыуыҡ”, то вы согреваете свои руки, проговаривая “һу-һу-һу” .
Игра повторяется 3-4 раза.
Вот и поиграли. Какие зимние игры вы знаете? Дети катаются на санках , на лыжах, на коньках, играют в снежки. Об этом мы послушаем песню “Тышта ҡар яуа”. (Включается запись песни).
Мы сегодня начнем разучивать эту песню.
Тышта ҡар яуа, ҡар яуа,
Ниндәй саф һауа, саф һауа!
Әйҙә сығайыҡ, сығайыҡ,
Сана шыуайыҡ, шыуайыҡ.
Работа в тетрадях.
Нарисовать в тетрадях снежинки по образцу. Не умеющим работать самостоятельно, предлагается шаблон снежинок для обводки.
Рядом напишите слова, ҡар, ҡар бөртөге.
Физкультминутка.
Снежинки похожи на бабочек. А бабочки делают так.
(упражнения для кисти руки)
Күбәләк уянды, йылмайҙы,
Йыуынды, елпенде, өйрөлдө
Һәм осоп китте.
V.Подведение итогов урока. Обобщение и выставление оценок.
VI. Домашнее задание.Выучить слова ҡыш, ҡар, ҡар яуа, ҡар бөртөге .