2.Формулировка темы урока, постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Слайд 2-3 Съедобные и несъедобные ягоды. 1. Работа по учебнику (с. 56–57). – Откройте учебник, рассмотрите рисунки на левой странице. Какие ягоды здесь изображены? (Земляника, черника, малина, брусника, рябина.) – Какие ягоды созревают летом в нашем крае? – Какие ягоды растут в лесу? – Чем полезны эти ягоды? Почему люди собирают лесные и садовые ягоды? – Какие ягоды вы собирали? Что вам о них известно? | Определение цели урока. Работа с учебником | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – этап формулирования познавательной цели; Личностные: формулирование проблемы Коммуникативные: устанавливать причинно-следственные связи. |
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности | Работа в паре | Слайд 4-9 Ягодные адреса – А знаете ли вы ягодные адреса? «Адрес земляники у лесных пней спрашивай. Земляника растет там, где светло: по лесным опушкам, пригоркам и вырубкам. Пошарь между пнями в траве и найдешь похожую на алую капельку продолговатую душистую ягоду. Адрес черники узнай у лохматых и хмурых елей. Черника – обычная ягода сырого елового бора. Растет черника в сосновых и смешанных лесах. И брусничный адрес – сосновый бор и смешанный лес, только земля в брусничном бору будет посуше, чем в черничном. Малине нужна самая лучшая лесная земля. Малина обычно заселяет лесные опушки, вырубки, овраги. Адрес клюквы – болото, где хозяином зеленый мох. Когда клюква созреет, кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зеленому бархату. Слайд 10 Когда поспевают ягоды. Чтобы не зря ходить по ягодным адресам, надо знать время, когда поспевают ягоды: – земляника – в июне; – черника, голубика, малина – в июле; – брусника – в августе. Лес угощает щедро, но чтобы лес не обеднел, бери у него одни ягоды, не вырывай с корнем кустики. Может быть, по этому черничному адресу ходила твоя бабушка, прабабушка или прапрабабушка. Триста лет может жить кустарник черники. Так пусть он живет во все времена!» Слайд 11 Гибкий стебель повилики Ствол обвил, как поясок. Алой ягоды брусники Набрала я туесок. Хоть она и горьковата, Но моченая – вкусна! Мхов и хвои ароматов Эта ягода полна. Видеоролик – Подумайте: если ягоды ядовиты для человека, надо ли их уничтожать? (Конечно, нет! Из многих несъедобных ягод делают лекарства, другими питаются птицы – ягоды им вреда не приносят.) Слайд 12 Ядовитые ягоды Вороний глаз – это еще одно ядовитое растение, которое можно встретить в лесу. У этого растения прямой стебель, несущий один цветок. Название дано за сходство плода – ягоды – с глазом вороны. Волчье лыко. Это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд – дафнин. Если он попадает на кожу, то вызывает сильное раздражение. Особенно опасно, если сок волчьего лыка попадет в глаза. Может быть поэтому люди, считая волка олицетворением всего злого, страшного и опасного, назвали это растение волчьим. Поздней осенью там, где красовались его сиреневые или розовато-фиолетовые цветки, появляются ярко-красные ягоды. Они также очень ядовиты и называются волчьими ягодами. Не зная этого, люди пробуют их. В результате – сильное отравление. Вот почему даже в хорошо известных и знакомых лесах надо быть очень осторожным и не пробовать незнакомые ягоды на вкус. Ландыш. Гуляя по лесу, мы часто видим темно-зеленые листья ландыша, а вот его прекрасные белоснежные цветки-колокольчики на тонкой цветочной стрелке встречаются не всегда. Ландыш первый раз цветет в возрасте 7 лет. И за свою долгую жизнь растение цветет всего 2–3 раза. Цветки ландыша опыляют пчелы и шмели. Плод – круглая оранжево-красная ягода. Все растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков и семян – лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца. Хрестоматия стр. 68-69 Слайд 13 Правила сбора ягод Составление правил сбора ягод. Собираем только известные нам съедобные ягоды. Собираем ягоды, не ломая ветки растений. Нельзя собирать ягоды около автомобильных дорог. Перед едой ягоды тщательно моем. Слайд 14 | Сообщения детей Отгадывают загадки Выполняют физические упражнения Сообщения детей. Работа с учебником. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: -ориентироваться на разнообразие способов ответа на поставленные задачи; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - обобщать. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; |
4. Применение знаний (Закрепление) | Работа в паре | Слайд 15 Игра «Верно-неверно» Слайд 16 Работа по карточке Слайд 17 Проверь себя | | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий |