Партерная гимнастика является одним из основных предметов дополнительной образовательной программы для детей в области хореографического искусства. Она помогает в освоении всего комплекса танцевальных дисциплин. Благодаря занятиям гимнастикой, развиваются физические данные детей, укрепляются мышцы ног и спины, развивается подвижность суставно-связочного аппарата, формирует технические навыки и основы правильной постановки корпуса, осанки, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Технологическая карта занятия
«Партерная гимнастика»
Разработала:
педагог-организатор
Красова Е.Е.
г. Донецк, 2022
Введение
Партерная гимнастика является одним из основных предметов дополнительной образовательной программы для детей в области хореографического искусства. Она помогает в освоении всего комплекса танцевальных дисциплин. Благодаря занятиям гимнастикой, развиваются физические данные детей, укрепляются мышцы ног и спины, развивается подвижность суставно-связочного аппарата, формирует технические навыки и основы
правильной постановки корпуса, осанки, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, корректирует физические недостатки строения тела.
На занятия приходят дети с разными физическими данными. Все эти недостатки методически целенаправленно устраняются на занятиях партерной гимнастики. При этом поставленная цель достигается без особой нагрузки на позвоночник, без напряжения всего тела, т.к. все упражнения выполняются лежа на спине, затем на животе при работе конкретной группе мышц, остальные части тела спокойны и расслаблены.
Учащемуся необходим самый высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его костно-суставной и мышечной систем. Эти системы обеспечивают связь отдельных частей тела между собой. Если двигательный аппарат окажется недостаточно подготовлен, тело будет стеснённым в движении, негибким, маловыразительным.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.
Известно, что ребёнок развивается в движениях. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, поэтому на своих занятиях я также использую приёмы логоритмики (гимнастические упражнения под образно – ритмическое упражнение динамические паузы, подвижные игры).
Весь комплекс партерной гимнастики выполняется под музыку. Ничем не заменимая часть содержания урока - развитие музыкальной памяти. Музыкальное воспитание в занятиях партерной гимнастики приносит много пользы: оно повышает музыкальную культуру обучающихся и постепенно, накапливаясь и развиваясь, во всех видах исполнительского искусства музыкальность должна проявиться в единстве с двигательным мастерством. Музыка в уроках гимнастики имеет значение методического приёма, дополняющего словесное объяснение и показ. Без неё трудно понять, а тем более создать в движении художественный образ.
Поэтому в конце занятия обязательно исполняется пластический этюд на простых упражнениях под разнообразные музыкальные фрагменты.
В данной части занятия я использую разнообразную танцевальную музыку, что способствует поднятию эмоционального состояния.
Технологическая карта занятия
(групповое)
Преподаватель: Красова Елена Евгеньевна
Предмет: Хореография
Класс: 1
Тема урока: Партерная гимнастика (балетная)
Тип занятия: повторение и закрепление изученного материала.
Цель занятия: освоение правил техники выполнения комплекса упражнений партерной гимнастики.
Задачи:
обучающая - научить соблюдать правила при выполнении комплекса упражнений партерной гимнастики;
развивающая – способствовать развитию гибкости позвоночника в совокупности с подвижностью и укреплением всего суставо – связочного аппарата;
воспитательная – формировать у учащихся сознание необходимости индивидуальной работы по собственному физическому развитию.
Материально-техническое обеспечение занятия:
хореографический зал с зеркалами, фортепиано, концертмейстер;
коврики;
форма детей для занятий хореографией.
Основные методы работы:
метод мотивации и эмоционального стимулирования (доброжелательность, поощрение, установка на успех);
методы организации практической деятельности:
словесный (объяснение, беседа);
наглядный (практический показ);
метод контроля и коррекции (наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов).
Педагогические технологии:
здоровье сберегающая технология;
личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.
Ожидаемый результат:
совершенствование техники исполнения партерного экзерсиса;
развитие координации, гибкости, пластики;
правильная постановка корпуса;
Форма подведения итогов:
оценка работы детей;
поощрение за успешную работу;
установка на дальнейшую деятельность.
План занятия:
I.Организационный:
построение,
поклон – приветствие.
II. Вводная часть:
разминка в движении и статике.
III. Основная часть:
комплекс упражнений балетной гимнастики.
IV. Заключительная часть:
Закрепление пройденного учебного материала.
Логоритмические упражнения: «В ГОСТИ К КОШКЕ»
Танцевально-гимнастический этюд с элементами цыганского танца
Ход занятия:
I.Организационный:
1.Построение, поклон-приветствие.
2.Сообщение темы занятия.
II. Вводная часть:
1. Разогрев в движении по кругу: ходьба на полупальцах, бег с захлестом голени, с выносом ноги вперед, шаг с подъемом колена до груди, перестроения в колону, линии.
2. Последовательный разогрев в статике:
наклоны и повороты головы, поочередные, круговые движения плеч, наклон с поворотом корпуса.
стойка на прямых ногах с опорой руками около носков (тело согнуто в тазобедренных суставах).
releve на полу - пальцах в VI позиции
temps leve sauté по VI и I позициям
Итог разминки: Подготовительная часть нашего занятия закончена, мышцы разогреты и готовы для выполнения упражнений основного комплекса партерной гимнастики.
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Учащиеся берут коврики и становятся на места, соблюдая шахматный порядок.
садятся на коврики и выполняют комплекс партерной гимнастики:
Комплекс упражнений партерной гимнастики:
1. Сидя на полу, сократить и вытянуть стопы по VI позиции.
2. Лежа на спине, круговые движения стопами: вытянуть стопы по VI позиции, сократить по VI позиции, медленно развернуть стопы так, чтобы мизинцы коснулись пола (сокращенная I позиция), вытянуть стопы по I позиции.
3. Из положения - сидя на пятках, подняться на пальцы (подъем должен «вывалиться»), перейти на полу - пальцы, опустить пятки на пол. Все сделать в обратном порядке и вернуться в исходное положение.
4. Лежа на спине развернуть ноги из VI позиции в I позицию.
5. Лежа на спине, подъем ног на 90º по I позиции с одновременным сокращением и вытягиванием стоп.
6. «Складочка» по VI позиции с обхватом рук за стопы.
7. Лежа на животе, port de bras назад с опорой на предплечья, ладони вниз - поза «сфинкса».
8. Лежа на животе, port de bras на вытянутых руках (развивает силу и гибкость спины, а также крестцового отдела позвоночника).
9. «Колечко» с глубоким port de bras назад, одновременно ноги согнуть в коленях, носками коснуться головы (укрепляет мышцы спины, ног, рук).
10. «Корзиночка». В положении лежа на животе, взяться руками за стопы. Сильно прогнуться, подняв бедра и туловище вверх.
11. Лежа на коврике, ноги поднять на 90º (в потолок) и опустить, руки в стороны ладонями вниз:
12. «Уголок» - из положения – лежа.
13. Стойка на лопатках с поддержкой под спину.
14. Лежа на спине battements releve lent двух ног на 90º (поочередно).
15. «Лодочка». Перекаты на животе вперед и обратно.
16. Сидя на прямом полу - шпагате, повернуть туловище вправо, и, с максимальным наклоном к правой ноге, взяться левой рукой за стопу. Правая рука отведена за спину.
17. Сидя на полу с ногами по I позиции, развести ноги до прямого шпагата, лечь вперед и, разворачивая ноги в тазобедренных суставах, перевести их в «лягушку» на животе.
Перед тем как приступить к выполнению упражнений преподаватель проводит экспресс опрос. Он позволит определить знания учащихся правил выполнения данного комплекса. Убедившись в готовности детей, учащиеся приступают к работе.Темп музыкального сопровождения умеренный и медленный.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
1. Логоритмические упражнения «В гости к кошке» (см. приложение №1)
2. «Комплекс упражнений с элементами цыганского танца» (см. приложение №2)
В конце занятия педагог использует метод опроса, чтобы закрепить
усвоенные знания учащихся по технике выполнения комплекса упражнений
балетной гимнастики, подводит итог занятия и дает задание на дом.
Преподаватель и дети выполняют поклон-прощание.
Приложение №1
«В гости к кошке»
Позвала нас в гости кошка (руками изображаем кошачьи лапки),
И пошли мы по дорожке (стучим носочками по полу).
Топ – топ, прыг – прыг, (работа стопами: сократить-вытянуть)
Видим озеро глубокое (ноги складываем в «бабочку»).
Птицы песенки поют (ладони перекрестно – «птица», ноги разводим в стороны),
Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют, (наклоны вперед)
Никому их не дают (садимся на колени).
Это дом, (встаем на колени, делаем ручками «крышу»)
А в нем окошко (садимся на пятки, руками изображаем «окно» – правая рука наверху, согнутая в локте, левая рука внизу, согнутая в локте – «выглядываем в окошко»)
Нас встречают кот (изображаем кота – на коленях, руки впереди на полу, одна нога вверх как хвостик)
И кошка (другая нога вверх)
Мы немножко погостим (принимаем и. п.)
И обратно побежим (стучим носочками по полу).
Повторяем несколько раз, убыстряя темп.
Приложение №2
«Комплекс упражнений с элементами цыганского танца».
1. И.п.: основная стойка, руками обнять себя за плечи. Подняться на носки, опуститься.
2. И.п.: тоже, руки внизу. Поднять руки в стороны, вверх, согнуть в локтях перед лицом, опустить вниз. Руки сопровождаются движениями головы.
3. И.п.: основная стойка. Отвести согнутую в колене ногу в сторону, чуть присесть, обе руки отвести в сторону поднятой ноги (по 4 раза в каждую сторону).
4. И.п.: основная стойка. Руки опущены, ладони вперед. Ногу выставить вперед на пятку, плечи поднимать поочередно вверх-вниз с небольшим приседанием (1-4 - вниз, 5-8 - вверх).
5. И.п.: основная стойка, руки вверху. Приставной шаг влево-вправо, руки выполняют движение "Фонарик". Приставной шаг, нога становится вперед на носок, противоположная рука - вперед.
6. И.п.: основная стойка. Руки: правая в сторону, левая - вверх. Движение ног, как в упр.№3. Правой рукой ударить по пятке правой ноги (4 раза). Затем с другой ноги. Руки после удара выполняют движение "Фонарик".
7. И.п.: основная стойка. Потрясти плечами с постепенным опусканием на колени. Наклониться вперед и назад.
8. И.п.: сидя на полу. 1-2 - согнуть колени, прижать к груди. 3-4 - развернуться в пол-оборота вправо, правую ногу согнуть в колене, левую отвести назад. Правая рука в упоре сзади, левую руку вынести вперед, чуть согнув в локте. То же в другую сторону.
9. И.п.: сидя, ноги врозь. Плавный наклон к правой ноге, вперед, к левой ноге, выпрямиться. Руки перед собой, потряхивая кистями. В правую и левую сторону.
10. И.п.: сидя, ноги врозь. Подъем с поворотом вправо и влево, рука выполняет движение "Фонарик".
11. И.п.: лежа на животе. «Кольцо», «Корзиночка», «Рыбка».
12. И.п.: основная стойка. Поворот с припаданием в правую сторону, руки в сторны, ладони вверх (2 оборота).
13. И.п.: то же. Отвести правую руку в сторону, левую руку в сторону, правую руку - на левое плечо, левую руку - на правое плечо. Поворот с припаданием в левую сторону.
14. И.п.: основная стойка. Маховые движения назад согнутой ногой с поворотом корпуса, руки вверх в сторону поворота. Выполняется вправо и влево.
15. И.п.: основная стойка. Повтор второго упражнения, но в быстром темпе. По окончании зафиксировать позу 1 на четыре счета.
Список методической литературы:
Шмелин А.М. и Украна М.Л. «Гимнастика». – М.: ФиС, 2000.
Бекина С.И. Музыка и движение. Музыкально-ритмическая
деятельность детей дошкольного возраста: Уч. / С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковникова. – М.: Просвещение, 1981.
Егорова С.А. Интеграция музыки и лечебной физкультуры в комплексной реабилитации плоскостопия у детей / С.А. Егорова, Н.Ю.
Потапчук А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте: Уч. / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – Санкт-Петербург: Речь, 2007.
Сайкина Е.Г. Лечебно-профилактический танец «Фитнесс-данс». Учебно-методическое пособие для студентов физкультурных и педагогических университетов и специалистов по физической культуре в дошкольных и школьных учреждениях: Уч. / Е.Г. Сайкина, Ж.Е.