kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока «тема и проблема исследования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Тема и проблема исследования» занимает одно из центральных мест в рамках системно-деятельного подхода к образованию и реализуется в соответствии с содержанием примерной программы по предмету «Индивидуальный проект». Одной из компетенций выпускника средней общеобразовательной школы является, готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.

Клю­че­вые сло­ва: иссле­до­ва­ни­е, те­ма, про­бле­ма, акту­аль­нос­ть, за­да­ни­е, про­ти­во­ре­чи­е.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока «тема и проблема исследования»»

СЦЕНАРИЙ УРОКА «ТЕМА И ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ»

Клю­че­вые сло­ва: иссле­до­ва­ни­е, те­ма, про­бле­ма, акту­аль­нос­ть, за­да­ни­е, про­ти­во­ре­чи­е.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Цель: сформировать у обучающихся представления об возможных темах исследований и постановки проблемы исследования.

Сценарий урока опубликован в библиотеке Московской Электронной Школы Ссылка: https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/1875657

Планируемые результаты

Предметные:

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

Метапредметные

Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-умение структурировать знания;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Этапы урока

1. Актуализация знаний

Попробуем угадать название нашего урока.

На первой картинке мы видим ребус, разгадаем?

Ответ: тема.

На второй картинке есть современное определение из толкового словаря с сайта грамота.ру: сложный вопрос, нуждающийся в специальном исследовании; задача, не имеющая пока решения.

Ответ: проблема.

Тема - это своего рода визитная карточка исследования. Первоначальная формулировка темы может носить неокончательный вариант, а лишь предварительный.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Это определяет направление исследования.

2. Новый материал о выборе темы

Видеоматериал по ссылке: https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/7565438

При просмотре видеоролика ответьте на вопросы:

1. При выборе темы необходимого анализа уникальных черт самого организатора проекта: интересов, возможностей, ценностей, предпочтений, возможно, талантов, стиля мышления и работы?

Ответ: да. Тема проекта должна соответствовать интересам организатора, отвечать на вопрос «Что мне в этом нравится» и «ради чего я прикладываю усилия».

2. Что делать для поиска интересной, мотивирующей темы проекта?

Ответ: можно использовать схему "Хочу - могу- надо".

3. Интерактивное задание: https://uchebnik.mos.ru/material/app/248550

Верно выполненное задание:

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ И ФОРМУЛИРОВКЕ ТЕМЫ

Тема должна быть интересна не только на данный момент, но и будет востребована в будущем. Тема должна быть актуальна, т.е. отражать проблемы современной науки и практики, запросам общества. Тема также должна быть реализуема в моих условиях.

По данной теме можно найти достаточно информации для экспериментов. Формулировка темы может содержать спорный момент, предполагать столкновение разных точек зрения на одну проблему, хотя в названии работы слово «проблема» может не включаться.

4. Новый материал про проблему

Традиционные требования к формулировке: тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Желательно, чтобы тема была вам интересна, она должна быть реализуема в государственных условиях, т.е. по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Поэтому не торопись: посмотри, какая литература есть по интересующему тебя вопросу дома и что можно найти в библиотеке.

Далее следует последовать формулировки противоречий. Это может быть противоречия между использованием методов и недостаточной теоретической проработкой некоторых вопросов. Как правило, наличие противоречий приводит к появлению проблемы, что является несомненным показателем актуальности данной области исследования. Разрешение этих противоречий должно быть связано с практической необходимостью. Исследователям необходимо использовать методы исследования, направленные на то, чтобы помочь исследователям использовать их в исследованиях.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Это определяет направление исследования.

5. Задания на определение проблемы

1. Дан текст с информацией противоречивого характера о возможном объекте исследования. Необходимо выбрать проблему, решение которой снимет указанное противоречие.

На сегодняшний день Интернет - это современный инструмент без которого невозможна повседневная жизнь человека. С помощью интернета люди могут поддерживать общение, находясь за тысячи километров друг от друга. ХХI век - это век технологий, которые с каждым годом совершенствуются. Сейчас уже невозможно представить подростка, у которого нет аккаунта в социальных сетях. Большая часть учащихся проводит огромное количество времени за монитором, что, по их мнению, расширяет кругозор и мировоззрение.

Противоречие между "безграничностью" информации, предоставляемой Интернетом, и её достоверностью, а также механизмом её обработки.

Варианты ответа:

А. Проблема заключается в необходимости овладения учащимися базовыми знаниями, использованием их альтернативных источников и механизма их обработки с последующим сравнительным анализом.

В. Проблема заключается в разработке эффективного, доступного контента социальных сетей.

Ответ: А. Проблема заключается в необходимости овладения учащимися базовыми знаниями, использованием их альтернативных источников и механизма их обработки с последующим сравнительным анализом.

2. Представлено изображение с информацией противоречивого характера о возможном объекте исследования:

Необходимо указать возможную проблему исследования.

В опросы:

1. Что мы видим на фото? Ответ: глиняная дощечка с иероглифами - клинопись.

2. Можем ли мы догадаться, что означают эти иероглифы? Ответ: нет.

3. Почему мы не можем с вами прочитать древнее послание? Ответ: потому что не знаем обозначения иероглифов.

Можем указать проблему: невозможно расшифровать текст, если не указано используемое значение знаков.

3 . Дан текст с информацией противоречивого характера о возможном объекте исследования. Необходимо указать проблему, разрешение снимет противоречие.

Биологически активные добавки (БАД) к пище - биологически активные вещества и их композиции, предназначенные для введения в состав пищевых продуктов для улучшения работоспособности организма и его противостояния болезням или стрессам.

В России нет цельной системы и нормативной базы регулирования в сфере оборота БАД. В результате БАД стали бесконтрольной коммерческой деятельности с недобросовестной и агрессивной рекламой. Сегодня многие БАДы рекламируются как лекарства, на самом деле не являясь ими. Контроль за качеством выпускаемых и реализуемых товаров низок. БАДы не являются допингом, поэтому не запрещаются в свой рацион активные активные добавки.

Противоречие: БАД оказывает положительное влияние на работоспособность организма, но при этом не является лекарством и нет нормативной базы в сфере реализации БАДов.

Сформулируйте возможную проблему.

Ответ: проблема заключается в необходимости повышения контроля за выпуском БАДов и некачественных БАДов на организм спортсменов.

4. Определите тему исследования данной проблемы и актуальности.

В настоящее время используется свинец во многих областях его деятельности: в медицине, в полиграфии и т.д. Однако его перенасыщенность в атмосфере, почве и воде неблагоприятное влияние на живую природу. Причиной этому может быть близость предприятий по производству свинца.

Проблема исследования - перенасыщенность свинца в окружающей среде неблагоприятное влияние на живую природу.

Актуальность исследования - необходимость поиска решения проблемы перенасыщенности свинца в окружающей среде.

Варианты ответа:

1. Свинец и его влияние на атмосферу.

2. Свинец и его влияние на окружающую среду.

3. География размещения предприятий цветной металлургии.

Ответ: 2. Свинец и его влияние на окружающую среду.

6 . Подведение итогов








Составим синквейн по теме нашего урока.

Пример 1:

Тема

Интересная, актуальная

Формулируем, изучаем, конкретизируем

Тема востребована в будущем

Спорный момент



Пример 2:

Проблема

Противоречивая, практическая

Находим, ставим, решаем, завершаем

Задача, которую нам решить

Противоречие




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока «тема и проблема исследования»

Автор: Новикова Татьяна Сергеевна

Дата: 29.10.2020

Номер свидетельства: 561699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Тема Прямоугольные координаты на плоскости "
    ["seo_title"] => string(46) "tiema-priamoughol-nyie-koordinaty-na-ploskosti"
    ["file_id"] => string(6) "240374"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445005449"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока "Про кошек и собак""
    ["seo_title"] => string(33) "konspekt_uroka_pro_koshek_i_sobak"
    ["file_id"] => string(6) "475779"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1534176392"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Доклад на тему: "Проектная деятельность в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-na-tiemu-proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "103079"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402566316"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Организация современного урока русского языка  в условиях перехода к ФГОС (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(101) "orghanizatsiia-sovriemiennogho-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-pieriekhoda-k-fgos-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "134715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416773542"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Использование ИКТ на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(42) "ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "235274"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443637440"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства