Урок «Тема и проблема исследования» занимает одно из центральных мест в рамках системно-деятельного подхода к образованию и реализуется в соответствии с содержанием примерной программы по предмету «Индивидуальный проект». Одной из компетенций выпускника средней общеобразовательной школы является, готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.
Цель: сформировать у обучающихся представления об возможных темах исследований и постановки проблемы исследования.
Сценарий урока опубликован в библиотеке Московской Электронной Школы Ссылка: https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/1875657
Планируемые результаты
Предметные:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
Метапредметные
Регулятивные:
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Познавательные:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-умение структурировать знания;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Этапы урока
1. Актуализация знаний
Попробуем угадать название нашего урока.
На первой картинке мы видим ребус, разгадаем?
Ответ: тема.
На второй картинке есть современное определение из толкового словаря с сайта грамота.ру: сложный вопрос, нуждающийся в специальном исследовании; задача, не имеющая пока решения.
Ответ: проблема.
Тема - это своего рода визитная карточка исследования. Первоначальная формулировка темы может носить неокончательный вариант, а лишь предварительный.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Это определяет направление исследования.
2. Новый материал о выборе темы
Видеоматериал по ссылке: https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/7565438
При просмотре видеоролика ответьте на вопросы:
1. При выборе темы необходимого анализа уникальных черт самого организатора проекта: интересов, возможностей, ценностей, предпочтений, возможно, талантов, стиля мышления и работы?
Ответ: да. Тема проекта должна соответствовать интересам организатора, отвечать на вопрос «Что мне в этом нравится» и «ради чего я прикладываю усилия».
2. Что делать для поиска интересной, мотивирующей темы проекта?
Ответ: можно использовать схему "Хочу - могу- надо".
Тема должна быть интересна не только на данный момент, но и будет востребована в будущем. Тема должна быть актуальна, т.е. отражать проблемы современной науки и практики, запросам общества. Тема также должна быть реализуема в моих условиях.
По данной теме можно найти достаточно информации для экспериментов. Формулировка темы может содержать спорный момент, предполагать столкновение разных точек зрения на одну проблему, хотя в названии работы слово «проблема» может не включаться.
4. Новый материал про проблему
Традиционные требования к формулировке: тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Желательно, чтобы тема была вам интересна, она должна быть реализуема в государственных условиях, т.е. по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Поэтому не торопись: посмотри, какая литература есть по интересующему тебя вопросу дома и что можно найти в библиотеке.
Далее следует последовать формулировки противоречий. Это может быть противоречия между использованием методов и недостаточной теоретической проработкой некоторых вопросов. Как правило, наличие противоречий приводит к появлению проблемы, что является несомненным показателем актуальности данной области исследования. Разрешение этих противоречий должно быть связано с практической необходимостью. Исследователям необходимо использовать методы исследования, направленные на то, чтобы помочь исследователям использовать их в исследованиях.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Это определяет направление исследования.
5. Задания на определение проблемы
1. Дан текст с информацией противоречивого характера о возможном объекте исследования. Необходимо выбрать проблему, решение которой снимет указанное противоречие.
На сегодняшний день Интернет - это современный инструмент без которого невозможна повседневная жизнь человека. С помощью интернета люди могут поддерживать общение, находясь за тысячи километров друг от друга. ХХI век - это век технологий, которые с каждым годом совершенствуются. Сейчас уже невозможно представить подростка, у которого нет аккаунта в социальных сетях. Большая часть учащихся проводит огромное количество времени за монитором, что, по их мнению, расширяет кругозор и мировоззрение.
Противоречие между "безграничностью" информации, предоставляемой Интернетом, и её достоверностью, а также механизмом её обработки.
Варианты ответа:
А. Проблема заключается в необходимости овладения учащимися базовыми знаниями, использованием их альтернативных источников и механизма их обработки с последующим сравнительным анализом.
В. Проблема заключается в разработке эффективного, доступного контента социальных сетей.
Ответ: А. Проблема заключается в необходимости овладения учащимися базовыми знаниями, использованием их альтернативных источников и механизма их обработки с последующим сравнительным анализом.
2. Представлено изображение с информацией противоречивого характера о возможном объекте исследования:
Необходимо указать возможную проблему исследования.
В опросы:
1. Что мы видим на фото? Ответ: глиняная дощечка с иероглифами - клинопись.
2. Можем ли мы догадаться, что означают эти иероглифы? Ответ: нет.
3. Почему мы не можем с вами прочитать древнее послание? Ответ: потому что не знаем обозначения иероглифов.
Можем указать проблему: невозможно расшифровать текст, если не указано используемое значение знаков.
3 . Дан текст с информацией противоречивого характера о возможном объекте исследования. Необходимо указать проблему, разрешение снимет противоречие.
Биологически активные добавки (БАД) к пище - биологически активные вещества и их композиции, предназначенные для введения в состав пищевых продуктов для улучшения работоспособности организма и его противостояния болезням или стрессам.
В России нет цельной системы и нормативной базы регулирования в сфере оборота БАД. В результате БАД стали бесконтрольной коммерческой деятельности с недобросовестной и агрессивной рекламой. Сегодня многие БАДы рекламируются как лекарства, на самом деле не являясь ими. Контроль за качеством выпускаемых и реализуемых товаров низок. БАДы не являются допингом, поэтому не запрещаются в свой рацион активные активные добавки.
Противоречие: БАД оказывает положительное влияние на работоспособность организма, но при этом не является лекарством и нет нормативной базы в сфере реализации БАДов.
Сформулируйте возможную проблему.
Ответ: проблема заключается в необходимости повышения контроля за выпуском БАДов и некачественных БАДов на организм спортсменов.
4. Определите тему исследования данной проблемы и актуальности.
В настоящее время используется свинец во многих областях его деятельности: в медицине, в полиграфии и т.д. Однако его перенасыщенность в атмосфере, почве и воде неблагоприятное влияние на живую природу. Причиной этому может быть близость предприятий по производству свинца.
Проблема исследования- перенасыщенность свинца в окружающей среде неблагоприятное влияние на живую природу.
Актуальность исследования- необходимость поиска решения проблемы перенасыщенности свинца в окружающей среде.
Варианты ответа:
1. Свинец и его влияние на атмосферу.
2. Свинец и его влияние на окружающую среду.
3. География размещения предприятий цветной металлургии.
Ответ: 2. Свинец и его влияние на окружающую среду.