«Сюжетные дидактические игры в развитии математических способностей дошкольников»
«Сюжетные дидактические игры в развитии математических способностей дошкольников»
Сюжетные дидактические игры, благодаря своим структурным особенностям, непосредственно влияют на позицию ребёнка как на активного участника или субъекта образовательной деятельности. Неоценима их роль в формировании математических представлений и развитии математических способностей у дошкольников.
Сюжетные дидактические игры с математическим содержанием условно делятся на следующие группы:
-сюжетные игры с предметами способствующие усвоению и закреплению математических понятий (количество, форма, величина, пространство, время);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сюжетные дидактические игры в развитии математических способностей дошкольников»»
«Сюжетные дидактические игры в развитии математических способностей дошкольников»
«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский.
В работе рассматривается роль сюжетных дидактических игр как в развитии математических способностей, так и в воспитании нравственно-волевых качеств детей дошкольного возраста. Сюжетные дидактические игры не только обучают и воспитывают детей, но и способствуют развитию объективной самооценки и чувства взаимопонимания
Гармоничное развитие детей дошкольного возраста предполагает формирование математических способностей средствами стимулирования самостоятельности и познавательных интересов. Наилучшим стимулом для проявлений познавательных интересов и самостоятельности в решении математических задач служит игровая деятельность. В процессе развития математических способностей дошкольников неоценима роль сюжетных дидактических игр.
Мною были разработаны дидактические игры на основе народных игр, содержание которых не только обучает и развивает, но и воспитывает, способствуя формированию нравственных- волевых качеств и навыков взаимодействия, поднятию самооценки и самоуважения.
Сюжетные дидактические игры, благодаря своим структурным особенностям, непосредственно влияют на позицию ребёнка как на активного участника или субъекта образовательной деятельности. Неоценима их роль в формировании математических представлений и развитии математических способностей у дошкольников.
Сюжетные дидактические игры с математическим содержанием условно делятся на следующие группы:
-сюжетные игры с предметами способствующие усвоению и закреплению математических понятий (количество, форма, величина, пространство, время);
-сюжетные дидактические игры, развивающие произвольность познавательных процессов;
-способствующие формированию наблюдательности и аналитических навыков;
-стимулирующие развитие способностей моделирования пространственных отношений;
-дидактические игры на основе сказочных сюжетов.
К первой группе я соотношу следующие сюжетно-дидактические игры:
«Магазин», «Цирк», «Паровозик с пассажирами», «На кухне», «Торт на именины» «В гостях у Мишки», «Домики для гномиков», «Семья ежей»
В центре вышеуказанных игр-предметы или их заместители в виде геометрических фигур, манипуляция с которыми способствует не только усвоению математических представлений, но и развитию способностей логического и творческого мышления.
Сюжетные игры дают детям возможность осознать взаимосвязь между числом, количеством, способствуют развитию способности ориентиро-
ваться в пространстве и времени.
В качестве предметов- заместителей эффективно используются счётные палочки. Палочки-заместители можно оживлять и использовать в разных назначениях.
В педагогическом процессе упражнения со счётным палочками широко
используются, в основном, в плане подготовки детей к школе.
Например, детям предлагаются следующие задания:
1.-белые палочки сложите так, чтобы получалась одна целая палочка.
2.найди палочку, которая имеет ту же длину, что и две вместе взятые;
3-найдите палочку, длина которой равна трём вместе сложенным белым палочкам, назовите число;
4.-сложите ковер из палочек (количество неограниченно) , для ковра используйте как можно больше палочек и т.д.
Ко второй группе относятся игры, в которых сюжет требует самостоятельных действий с произвольным запоминанием последовательности шагов с применением творческого воображения либо элементов логики. Например, предлагаются игры, где фигурирует сюжетные образы. Дети с помощью квадрата, круга, треугольника, прямоугольника и счетных палочек создают собаку, кошку, дом, дерево и т.д. До организации игр можно натренировать детей соответствующими упражнениями на развитие памяти и внимания. Например, посмотреть и через минуту мысленно восстановить изображение (куклу, зайца) или называть числа от 1 до 10 и одновременно показывать их пальцами в порядке убывания (возрастания). Или же, предложить по образцу раскрасить геометрические фигуры очень эффективен как упражнение математический диктант. Его дидактический смысл заключается в том, что ребенок может действовать самостоятельно, многократно повторяя действия до получения результата.
К третьей группе относятся сюжетные дидактические игры, способствующие формированию наблюдательности и аналитических навыков.
Например, детям старшего дошкольного возраста предлагаются игра «На кухне». Цель: сортировать предметы по их идентичным свойствам. Ход игры может быть следующим: воспитатель заранее готовит и раскладывает на подносе « блины», имеющие треугольную, круглую, квадратную форму, и предлагает детям распределить их по соответствующим тарелкам. Красную положить блины, имеющие три вершины и три стороны, в синюю- блины с четырьмя вершинам и четырьмя сторонами и т.д.
Такие игры, как «В гостях у трёх медведей» , « Нарисуй вместо художника»,
« Мама решила сварить суп» , « Забавные куклы готовятся к празднику» и т.д.
Цель: развивать наблюдательность и аналитические навыки
В четвертой группе собраны сюжетные дидактические игры, сюжетные дидактические игры, стимулирующие развитие способности моделировать пространственные отношения .
Они позволяют совершать воображаемые действия, ориентируясь на картинах,чертежах, моделях. Восприятия графических изображений и ориентировка в них при решений задач сюжетного характера в дальнейшем способствуют развитию интереса к графическим схемам и конструкциям, готовят старших дошкольников к разработке собственных моделей . Поскольку самой доступной формой пространственных отношений в дошкольном возрасте является план, которой можно просто начертить мы отбираем дидактические игры с сюжетом известных детям сказок и изначально учим рассказывать сказку по начерченному плану.
Во второй младшей группе это сказки «Колобок», «Репка».
В средней, например, может использоваться сказка «Красная Шапочка» или «Три медведя» .
А в старшей группе детям предлагаются игры типа « Кто первым пройдет лабиринт» , «Ковер- Самолет» либо свободные сюжеты- путешествия.
В пятую группу входят дидактические, построенные на основе сказочных сюжетов с математической направленностью, сказочные герои игр, таких как, например, «Почемучка», «Слоник», «Замок чисел», « В сказочном лесу».
Игры- сказкиведут детей в сказочную страну или волшебный город, где их ждут занимательные истории и необычные приключения, где вместе героями они попадают в разные трудные ситуации и оказываются перед выборов решительных действий. Взрослый, рассказывая ситуацию, описанную в игре, предлагает детям помочь героям. Например, оживить заколдованных жителей города, решив довольно сложную задачу из мелких частей собрать одно целое. Или, в сюжете у зайчика нет дома, воспитатель просит помочь его построить.
Детям особенно интересны игры, где есть неожидаемые изменения. Например, во время такой игры дети закрывают глаза, ходят по комнате или выходят в коридор и находят там новых персонажей. Вовлечение всех детей в развёртывание сюжетных линий дидактической игры наиболее эффективно влияет на формирование навыков совместной деятельности. С целью активизации совместных действий детей и их сближение игры желательно проводить малыми группами.
Рассмотрев сюжетные дидактические игры математического содержания, я решила отметить роль музыкально-математических игр в развитии математических способностей дошкольников. Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально- математические игры на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими ("Звучащий клубок”, "Игры с пуговицами”, "Птички и птенчики”, "Три медведя”, "Музыкальные птенчики” и т.п). Подвижная музыкальная игра "Найди свой листик” способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра "Веселый круг”, игра-танец "Мы вместе” и т.п.). Используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества ("Веселый счет” Почему два, а не один», «Косой»).
Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются, закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.
и др). занимательны и соответствуют эмоциональному состоянию ребёнка.
В дошкольном возрасте наблюдается большой интерес к национальным музыкальным считалочкам, в основе которых лежит определённый ритм, с его помощью легко запомнить последовательность ряда натуральных чисел.
В детском саду музыкально-математические игры проводятся также на утренниках, национальных праздников и разного рода мероприятий. Они могут быть использованы параллельно с сюжетными дидактическими играми.
Сюжетные дидактические игры математического содержания должны быть включены задания, соответствующие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Таким образом, я пришла к выводу, что методически грамотное использование сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием может способствовать не только математическому развитию дошкольников, но и воспитанию в них уверенности в своих силах, объективной самооценки, дружелюбного отношения к сверстникам.