kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Сюжетные дидактические игры в развитии математических способностей дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжетные дидактические игры, благодаря своим структурным особенностям, непосредственно влияют на позицию ребёнка как на активного участника или субъекта образовательной деятельности. Неоценима их роль в формировании математических представлений и развитии математических способностей у дошкольников.

         Сюжетные дидактические игры с математическим содержанием  условно делятся на следующие группы:

-сюжетные игры с предметами способствующие усвоению и закреплению математических понятий (количество, форма, величина, пространство, время);

Просмотр содержимого документа
««Сюжетные дидактические игры в развитии математических способностей дошкольников»»

«Сюжетные дидактические игры в развитии математических способностей дошкольников»


«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский.

В работе рассматривается роль сюжетных дидактических игр как в развитии математических способностей, так и в воспитании нравственно-волевых качеств детей дошкольного возраста. Сюжетные дидактические игры не только обучают и воспитывают детей, но и способствуют развитию объективной самооценки и чувства взаимопонимания


Гармоничное развитие детей дошкольного возраста предполагает формирование математических способностей средствами стимулирования самостоятельности и познавательных интересов. Наилучшим стимулом для проявлений познавательных интересов и самостоятельности в решении математических задач служит игровая деятельность. В процессе развития математических способностей дошкольников неоценима роль сюжетных дидактических игр.

Мною были разработаны дидактические игры на основе народных игр, содержание которых не только обучает и развивает, но и воспитывает, способствуя формированию нравственных- волевых качеств и навыков взаимодействия, поднятию самооценки и самоуважения.

Сюжетные дидактические игры, благодаря своим структурным особенностям, непосредственно влияют на позицию ребёнка как на активного участника или субъекта образовательной деятельности. Неоценима их роль в формировании математических представлений и развитии математических способностей у дошкольников.

Сюжетные дидактические игры с математическим содержанием условно делятся на следующие группы:

-сюжетные игры с предметами способствующие усвоению и закреплению математических понятий (количество, форма, величина, пространство, время);

-сюжетные дидактические игры, развивающие произвольность познавательных процессов;

-способствующие формированию наблюдательности и аналитических навыков;

-стимулирующие развитие способностей моделирования пространственных отношений;

-дидактические игры на основе сказочных сюжетов.

  • К первой группе я соотношу следующие сюжетно-дидактические игры:

«Магазин», «Цирк», «Паровозик с пассажирами», «На кухне», «Торт на именины» «В гостях у Мишки», «Домики для гномиков», «Семья ежей»

В центре вышеуказанных игр-предметы или их заместители в виде геометрических фигур, манипуляция с которыми способствует не только усвоению математических представлений, но и развитию способностей логического и творческого мышления.


Сюжетные игры дают детям возможность осознать взаимосвязь между числом, количеством, способствуют развитию способности ориентиро-

ваться в пространстве и времени.

В качестве предметов- заместителей эффективно используются счётные палочки. Палочки-заместители можно оживлять и использовать в разных назначениях.

В педагогическом процессе упражнения со счётным палочками широко

используются, в основном, в плане подготовки детей к школе.

Например, детям предлагаются следующие задания:

1.-белые палочки сложите так, чтобы получалась одна целая палочка.

2.найди палочку, которая имеет ту же длину, что и две вместе взятые;

3-найдите палочку, длина которой равна трём вместе сложенным белым палочкам, назовите число;

4.-сложите ковер из палочек (количество неограниченно) , для ковра используйте как можно больше палочек и т.д.

  • Ко второй группе относятся игры, в которых сюжет требует самостоятельных действий с произвольным запоминанием последовательности шагов с применением творческого воображения либо элементов логики. Например, предлагаются игры, где фигурирует сюжетные образы. Дети с помощью квадрата, круга, треугольника, прямоугольника и счетных палочек создают собаку, кошку, дом, дерево и т.д. До организации игр можно натренировать детей соответствующими упражнениями на развитие памяти и внимания. Например, посмотреть и через минуту мысленно восстановить изображение (куклу, зайца) или называть числа от 1 до 10 и одновременно показывать их пальцами в порядке убывания (возрастания). Или же, предложить по образцу раскрасить геометрические фигуры очень эффективен как упражнение математический диктант. Его дидактический смысл заключается в том, что ребенок может действовать самостоятельно, многократно повторяя действия до получения результата.

  • К третьей группе относятся сюжетные дидактические игры, способствующие формированию наблюдательности и аналитических навыков.

Например, детям старшего дошкольного возраста предлагаются игра «На кухне». Цель: сортировать предметы по их идентичным свойствам. Ход игры может быть следующим: воспитатель заранее готовит и раскладывает на подносе « блины», имеющие треугольную, круглую, квадратную форму, и предлагает детям распределить их по соответствующим тарелкам. Красную положить блины, имеющие три вершины и три стороны, в синюю- блины с четырьмя вершинам и четырьмя сторонами и т.д.

Такие игры, как «В гостях у трёх медведей» , « Нарисуй вместо художника»,

« Мама решила сварить суп» , « Забавные куклы готовятся к празднику» и т.д.

Цель: развивать наблюдательность и аналитические навыки

  • В четвертой группе собраны сюжетные дидактические игры, сюжетные дидактические игры, стимулирующие развитие способности моделировать пространственные отношения .

Они позволяют совершать воображаемые действия, ориентируясь на картинах,чертежах, моделях. Восприятия графических изображений и ориентировка в них при решений задач сюжетного характера в дальнейшем способствуют развитию интереса к графическим схемам и конструкциям, готовят старших дошкольников к разработке собственных моделей . Поскольку самой доступной формой пространственных отношений в дошкольном возрасте является план, которой можно просто начертить мы отбираем дидактические игры с сюжетом известных детям сказок и изначально учим рассказывать сказку по начерченному плану.

Во второй младшей группе это сказки «Колобок», «Репка».

В средней, например, может использоваться сказка «Красная Шапочка» или «Три медведя» .

А в старшей группе детям предлагаются игры типа « Кто первым пройдет лабиринт» , «Ковер- Самолет» либо свободные сюжеты- путешествия.

  • В пятую группу входят дидактические, построенные на основе сказочных сюжетов с математической направленностью, сказочные герои игр, таких как, например, «Почемучка», «Слоник», «Замок чисел», « В сказочном лесу».

Игры- сказки ведут детей в сказочную страну или волшебный город, где их ждут занимательные истории и необычные приключения, где вместе героями они попадают в разные трудные ситуации и оказываются перед выборов решительных действий. Взрослый, рассказывая ситуацию, описанную в игре, предлагает детям помочь героям. Например, оживить заколдованных жителей города, решив довольно сложную задачу из мелких частей собрать одно целое. Или, в сюжете у зайчика нет дома, воспитатель просит помочь его построить.

Детям особенно интересны игры, где есть неожидаемые изменения. Например, во время такой игры дети закрывают глаза, ходят по комнате или выходят в коридор и находят там новых персонажей. Вовлечение всех детей в развёртывание сюжетных линий дидактической игры наиболее эффективно влияет на формирование навыков совместной деятельности. С целью активизации совместных действий детей и их сближение игры желательно проводить малыми группами.

Рассмотрев сюжетные дидактические игры математического содержания, я решила отметить роль музыкально-математических игр в развитии математических способностей дошкольников. Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально- математические игры на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким,  звуки  бывают высокими и низкими ("Звучащий клубок”, "Игры с пуговицами”, "Птички и птенчики”, "Три медведя”, "Музыкальные птенчики” и т.п). Подвижная  музыкальная  игра "Найди свой листик” способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление  навыков ориентировки в пространстве (игра "Веселый круг”, игра-танец "Мы вместе” и т.п.). Используются  так  же  игры на закрепление порядкового счета и количества ("Веселый счет” Почему два, а не один», «Косой»).

Таким образом, элементарные математические представления у дошкольников усваиваются,  закрепляются и развиваются посредством музыкального материала.

и др). занимательны и соответствуют эмоциональному состоянию ребёнка.

В дошкольном возрасте наблюдается большой интерес к национальным музыкальным считалочкам, в основе которых лежит определённый ритм, с его помощью легко запомнить последовательность ряда натуральных чисел.

В детском саду музыкально-математические игры проводятся также на утренниках, национальных праздников и разного рода мероприятий. Они могут быть использованы параллельно с сюжетными дидактическими играми.

Сюжетные дидактические игры математического содержания должны быть включены задания, соответствующие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Таким образом, я пришла к выводу, что методически грамотное использование сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием может способствовать не только математическому развитию дошкольников, но и воспитанию в них уверенности в своих силах, объективной самооценки, дружелюбного отношения к сверстникам.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Сюжетные дидактические игры в развитии математических способностей дошкольников»

Автор: Малтабарова Райхан Алексеевна

Дата: 06.12.2017

Номер свидетельства: 442679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) ""Организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических представлений""
    ["seo_title"] => string(155) "orghanizatsiia-raznoobraznoi-matiematichieskoi-dieiatiel-nosti-v-riezul-tatie-kotoroi-idiot-nakoplieniie-eliemientarnykh-matiematichieskikh-priedstavlienii"
    ["file_id"] => string(6) "295297"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455800046"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) ""Организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических представлений""
    ["seo_title"] => string(157) "orghanizatsiia-raznoobraznoi-matiematichieskoi-dieiatiel-nosti-v-riezul-tatie-kotoroi-idiot-nakoplieniie-eliemientarnykh-matiematichieskikh-priedstavlienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "295298"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455800053"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "консультация для воспитателей "Дидактическая игра" "
    ["seo_title"] => string(57) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-didaktichieskaia-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "167820"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423143446"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКОГО МИКРОКАБИНЕТА ГРУППЫ (пример)"
    ["seo_title"] => string(54) "pasport_mietodichieskogo_mikrokabinieta_gruppy_primier"
    ["file_id"] => string(6) "437186"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509980057"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "создание условий для развития личности ребёнка дошкольного возраста в предметно-развивающей среде дошкольного образовательного учреждения "
    ["seo_title"] => string(163) "sozdaniie-uslovii-dlia-razvitiia-lichnosti-riebionka-doshkol-nogho-vozrasta-v-priedmietno-razvivaiushchiei-sriedie-doshkol-nogho-obrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "140369"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417947582"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства