kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка лекции на тему: "Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья»

Смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

"Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина"


Рассмотрена

на заседании ЦМК специальных

дисциплин №1

протокол№ от 2021 года

Председатель ЦМК____________


Технологическая карта теоретического занятия

(методическая разработка)

ОП.01 Здоровый человек и его окружение

Раздел 1. Здоровье. Потребности человека. Рост и развитие

Специальность 31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки



Методическая разработка теоретического занятия

«Общественное здоровье и здравоохранение»


Тип лекции: вводная, обзорная, проблемная, тематическая, заключительная (подчеркнуть)







Автор: Гаврилова А.В. – преподаватель СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»

Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья

  1. Демографическая ситуация в России, регионе.

  2. Концепции здоровья.

  3. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.

1. Демографическая ситуация в России, Смоленской области.

Демографические показатели позволяют судить о демографической ситуации, то есть об уровне рождаемости и смертности, о естественном приросте населения, об уровне брачности и т.д.

Демографическая ситуация – это состояние воспроизводства населения в данной стране. Чтобы понять, из чего она складывается, приведем основные понятия демографии.

Демография – это наука, изучающая вопросы естественного движения населения.

Демография медицинская – это наука, изучающая взаимосвязь воспроизводства населения с медико – социальными факторами и разрабатывающая на этой основе меры медицинского, социального, организационного характера, направленные на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов и улучшение здоровья населения.

Например:

а) статика населения – состав населения в определенный момент времени;

б) динамика населения – движение и изменение численности населения.

Естественное движение населения подразумевает непрерывное изменение его численности и структуры в результате рождения, смерти, браков, разводов, а также изменения половозрастной структуры населения.

Предметом демографии являются законы естественного воспроизводства населения в их общественно – исторической обусловленности.

Естественное воспроизводство определяется соотношением числа родившихся детей и числа умерших детей и взрослых за определенный промежуток времени. Кроме того, на численность населения влияют миграционные процессы.

Миграция – это перемещение населения по территории, которое изменяет его численность в те или иные периоды.

Миграционный прирост есть разность между числом прибывших мигрантов на изучаемую территорию и выбывших из нее.

Плодовитость – это биологическая способность женщины, мужчины, брачной пары к зачатию и рождению определенного числа детей. Плодовитость зависит от:

  • генетических качеств;

  • состояния здоровья супругов;

  • сочетания физиологических свойств супругов в браке.

Рождаемость – это фактическая реализация плодовитости в зависимости от множества условий экономического, культурного, психологического и других свойств. Рождаемость в РФ на 2019 год 10,1 человек на 1000 населения.

Смертность есть частота случаев смерти в социальной среде. Обычно в демографии пользуются коэффициентом смертности в различных группах населения (по возрасту, полу, виду деятельности и т.д.). Текущая демографическая ситуация в России характеризуется естественной убылью населения, которая ускоряется, и миграционным приростом, который не компенсирует естественную убыль. Самые актуальные данные Росстата показывают, что естественная убыль за 11 месяцев 2019 года составила 285,7 тыс., а чистая миграция в страну — 222,7 тыс. (за десять месяцев года). Миграционный прирост увеличился по сравнению с 2018 годом (+124,9 тыс.), но недостаточен для восполнения естественной убыли.

Современный показатель смертности в РФ (данные 2019 г.) составляет 12,3 человек на 1000. Относительно высока смертность детей, хотя показатель младенческой смертности за последние 10 лет снизился и составил 6,0 на 1000 родившихся (данные 2019 г.).

Из других демографических показателей необходимо знать, что такое коэффициент естественного прироста населения.

Коэффициент естественного прироста – это отношение величины естественного прироста населения к его средней численности.

Основными задачами демографии являются:

  • изучение тенденций и факторов демографических процессов;

  • разработка демографических прогнозов;

  • разработка мероприятий демографической политики.

Характерная особенность демографической ситуации в России – неуклонное старение населения на фоне уменьшения его численности.

К 2016 г. количество пожилых и старых, то есть людей в возрасте 65 лет и старше, составило в России 13%; при этом по определению ООН население считается старым, если удельный вес лиц данного возраста составляет 7% и более. Если подобная тенденция сохранится, то это нанесет существенный урон экономике и значительно увеличит финансовую нагрузку на граждан трудоспособного возраста.

В стране сохраняется недостаточный уровень рождаемости. Сегодня 2/3 российских семей имеют одного ребенка в связи со сложной социально – экономической ситуацией и по ряду других причин.

Для простого воспроизводства необходимо, чтобы рождалось 210 детей на 100 жителей, то есть большинство семей должны иметь по 2 – 3 ребенка. Если цифра будет ниже, т.е. показатель рождаемости значительно ниже, чем тот, который необходим для устойчивого роста населения, то коренное население начнет вымирать. Сейчас в России показатель рождаемости – 1,6 ребенка на одну женщину. Для того, чтобы предупредить возврат демографической катастрофы, необходимо рождение 2,1 – 2,5 ребенка у каждой женщины (т.е. по двое – трое детей). Пока что этого в большом масштабе добиться не удается.

Заболеваемость – любое субъективное или объективное отклонение от нормального физиологического состояния организма. Этот показатель общественного здоровья существенно колеблется в зависимости от вида заболевания, острой или хронической его формы, от сезона, возраста, пола и т.д., поэтому его оценивают в конкретном выражении.

Инвалидность – это социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и вызывающая необходимость его социальной защиты.

В РФ определяют три группы инвалидности:

I – полная утрата способности к регулярному труду (пациенту требуется постоянный уход);

II – нетрудоспособность без необходимости постоянного ухода;

III – утрата способности к профессиональному труду.

Детская инвалидность – дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, контроля за своим поведением, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению и трудовой деятельности в будущем. В РФ около 2,5 млн инвалидов, из них почти 700 тыс. – это дети. Следовательно, этот показатель также свидетельствует об очень низком уровне общественного здоровья населения страны.


2. Концепции здоровья

По определению ВОЗ здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

В отношение детей здоровье – это еще и отсутствие факторов риска и причин, препятствующих оптимальному развитию ребенка и не позволяющих ему достичь ко взрослому периоду жизни максимально биологически детерминированных уровней физического, интеллектуального и нравственного совершенства; максимальной по длительности, безболезненной и социально плодотворной жизни; т.е. здоровье ребенка – это итог оптимальной реализации генетической программы развития.

Традиционно выделяют три основных вида здоровья:

  • физическое;

  • психическое;

  • нравственное (социальное);

и производные виды здоровья:

  • репродуктивное;

  • сексуальное;

  • отдельных групп населения (по возрасту, профессии, полу и т.д.).

Физическое здоровье – естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье – уровень и качество мышления, уровень развития внимания и памяти, степень эмоциональной устойчивости и развития волевых качеств, которые зависят от состояния головного мозга.

Нравственное здоровье – моральные принципы, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в человеческом обществе.

Отличительные признаки нравственного здоровья:

  • сознательное отношение к труду;

  • овладение сокровищами национальной и мировой культуры;

  • активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Физически и психически здоровый человек может быть нравственно неполноценным, если он пренебрегает нормами морали. Нравственно здоровым людям присущ ряд важнейших общечеловеческих качеств, которые делают их настоящими людьми. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовольствие от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядаемой молодости и внутренней красоты.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – основанный на принципах нравственности, рационально организованный, трудовой, закаливающий образ жизни, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранить нравственное, психическое и физическое здоровье.

Цель ЗОЖ – утверждение более разумных форм личного и коллективного поведения для сохранения и укрепления здоровья людей.

Элементы ЗОЖ (факторы, влияющие на здоровье и развитие человека):

  • плодотворный труд;

  • рациональный режим труда и отдыха;

  • отсутствие вредных привычек;

  • оптимальный двигательный режим;

  • соблюдение личной гигиены;

  • рациональное питание;

  • закаливание и др.

Поговорим об основных элементах ЗОЖ.

1. Плодотворный труд – важнейший социальный фактор ЗОЖ, обеспечивающий человеку не только финансовое, но и социальное и психологическое благополучие.

2. Рациональный режим труда и отдыха – важнейший элемент ЗОЖ. При правильном и строгом соблюдении режима вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия труда и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности, производительности, организованности труда. Режим – это дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность и рациональное использование времени.

3. Отсутствие вредных привычек. Вредные привычки – бич современной жизни:

а) никотиномания разрушительно влияет на работоспособность мозга, физическую силу, функциональную устойчивость органов и систем, как в обычных, так и в экстремальных жизненных ситуациях; снижает адаптационные возможности организма человека. При этом негативное влияние оказывает и активное, и пассивное курение. Особенно опасно его воздействие на детей, подростков и стариков, у которых нервная регуляция либо еще не совершенна, либо изношена, следовательно, даже самое слабое и редкое воздействие может вызвать тяжелые последствия. Очень опасен никотин для беременных женщин; у детей, родившихся от курящих матерей отмечается общее ослабление организма, чаще встречается различная патология с увеличением дальнейшей заболеваемости и смертности детей;

б) алкоголизм разрушает системы и органы человека; вызывает развитие симптомокомплекса болезненного пристрастия к алкоголю в виде:

- потери чувства меры и контроля над количеством потребленного алкоголя;

- нарушения деятельности нервной системы и внутренних органов;

В дальнейшем происходит разрушение личности человека, обесценивание и утрата социальных связей, моральных ориентиров и ценностей;

в) наркомания и токсикомания делают человека рабом, разрушают морально, психически, физиологически и социально.

4. Рациональное питание требует исполнения двух базовых принципов:

1-й – соблюдение равновесия между получаемой и расходуемой энергией;

2-й – соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах.

При этом необходимо помнить, что небольшое количество калорий расходуется и в состоянии покоя (для поддержания физиологических функций организма).

Правила естественной системы питания:

1) прием пищи только при ощущениях голода;

2) отказ от пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке;

3) отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной физической и умственной работы.

Очень важны такие показатели, как состав пищи и способ ее приготовления.

Рациональное питание обеспечивает высокую работоспособность, продление жизни и сохранение здоровья. Лица, страдающие заболеванием, должны соблюдать соответствующую диету.

5. Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие ЗОЖ и фактор, влияющий на здоровье человека. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями. Это укрепляет здоровье, повышает физические способности, обеспечивает профилактику неблагоприятных возрастных изменений. Кроме того, это важнейшее средство воспитания очень ценных качеств личности и стимулятор возможностей социальной адаптации человека.

Основные качества, характеризующие физически развитого человека: сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость.

На стыке с этим фактором находятся и два других важных элемента ЗОЖ:

6. Соблюдение личной гигиены и 7. Закаливание. Эти меры необходимы для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья.

Личная гигиена способствует формированию адекватного самоощущения человека и создает условия для беспрепятственного общения с другими людьми. Закаливание же обеспечивает тренировку выносливости организма при воздействии различных факторов.

Принципы закаливания:

- оптимальность;

- последовательность;

- систематичность;

- учет индивидуальных особенностей и возраста;

- учет состояния здоровья;

- положительная эмоциональная реакция на процедуры.

Однако, кроме элементов ЗОЖ к факторам, воздействующим на здоровье и развитие человека, относят также:

1) наследственность;

2) влияние окружающей, природной, производственной и бытовой среды;

3) индивидуальные биоритмы человека.

Все эти факторы со знаком «плюс» являются благоприятными для здоровья и развития человека, а со знаком «минус» - относятся к факторам риска болезней.

Прежде чем более конкретно охарактеризовать понятие «факторы риска болезней», разберем понятие «общественное здоровье».

Выделяют 4 уровня здоровья:

1-й уровень – здоровье отдельного человека – индивидуальное здоровье;

2-й уровень – здоровье социальных и этнических групп – групповое здоровье;

3-й уровень – здоровье населения административных территорий – региональное здоровье;

4-й уровень – здоровье популяции, общества в целом – общественное здоровье.

Для 1-го уровня основной показатель – отсутствие расстройств и заболеваний.

Для 4-го уровня основные показатели – снижение уровня смертности, заболеваемости и инвалидности; повышение уровня ощущаемого здоровья.

По определению ВОЗ:

- общественное здоровье – медико – социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности;

- здоровье населения – медико – демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое и социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

Общественное здоровье – это важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни людей.

Для оценки группового, регионального и общественного здоровья используют 4 основных показателя:

- демографические показатели;

- заболеваемость;

- инвалидность;

- физическое развитие.

Физическое развитие – процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма, запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определенному плану при оптимальных условиях жизнедеятельности.

Иначе говоря, физическое развитие – динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребенка в определенном периоде детства. Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в тоже время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно – гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека.

Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуются определенным комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности. На современном этапе физическое развитие характеризуется явлениями децелерации населения, снижением общего уровня физических показателей, что так же снижает уровень общественного здоровья.

Для более объективной и всесторонней оценки общественного здоровья ВОЗ предлагает следующие критерии:

1) доступность первичной медико – санитарной помощи;

2) охват населения медицинской помощью;

3) уровень иммунизации населения;

4) степень обследования беременных квалифицированным персоналом;

5) уровень детской смертности;

6) состояние питания детей;

7) средняя продолжительность предстоящей жизни;

8) гигиеническая грамотность населения;

9) отчисления валового национального продукта на здравоохранение.

Общественное здоровье обусловлено комплексным воздействием социальных, поведенческих и биологических факторов, которые называют факторами риска.

Факторы риска болезней – это потенциально опасные для здоровья факторы:

- поведенческого;

- биологического;

- генетического;

- экологического;

- социального характера;

- факторы окружающей природной, производственной и бытовой среды, повышающие вероятность развития заболеваний, их прогрессирования и неблагоприятного исхода.

Факторы риска – это факторы и обстоятельства жизни пациента, которые увеличивают опасность развития болезни или стимулируют изменения в организме, приводящие к патологическим процессам.

Факторы риска условно делят на несколько групп:

1-я группа – социально – экономические факторы (условия труда, быта, материальное благосостояние, вредные привычки и т.п.);

2-я группа – социально – биологические факторы (возраст родителей, пол человека, течение антенатального периода и т.п.);

3-я группа – экологические и природно – климатические факторы;

4-я группа – организационные и медицинские факторы (уровень и качество медицинской помощи, ее доступность и т.д.).

Необходимо отметить, что заболеваемость взрослого человека обусловлена:

- на 20% - генетическими факторами;

- на 10 – 15% - состоянием системы здравоохранения;

- на 20 – 25% - состоянием внешней среды;

- на 50% - условиями и образом жизни.

У детей на первом месте находятся социально – биологические факторы, роль которых по мере взросления снижается. Факторы риска имеют региональные особенности, взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга. От воздействия факторов риска зависит такой важный показатель, как качество жизни.

Качество жизни – оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населением в целом того, как удовлетворяются их потребности и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации.

Качество жизни – это категория, включающая сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического, социального благополучия и самореализации. Следовательно, качество жизни человека напрямую зависит от состояния его здоровья, поэтому приоритетной задачей фельдшера является первичная профилактика.



3. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.

Первичная профилактика – это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболевания (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.). К первичной профилактике относят социально – экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников. Не случайно поликлиники, больницы, диспансеры, родильные дома называются лечебно – профилактическими учреждениями. Одним из важнейших критериев здорового образа жизни является медицинская активность, которая складывается из отношения к своему здоровью и здоровью других людей, выполнения медицинских рекомендаций, посещения медицинских учреждений, осмотров, диспансеризации. Это степень реализации медицинских знаний в повседневной жизни человека.

Профилактическая активность – это комплексный показатель, при оценке которого учитывается наличие или отсутствие вредных для здоровья привычек: курения, употребления алкоголя, гиподинамии, соблюдения режима труда, отдыха, питания, правил техники безопасности, раннее обращение к врачу с профилактической целью, выполнение медицинских предписаний и назначений.

Таким образом в современных условиях снижение заболеваемости и смертности, улучшение здоровья в значительно большей степени зависят от изменений образа жизни, условий жизни, окружающей среды, чем от специфических медицинских функций (лечение, медицинская профилактика, медицинская реабилитация). Сегодня терпит крах система здравоохранения, которая ставит своей задачей лечение болезней только с помощью лекарственных препаратов, забывая о таком действенном средстве профилактики и лечения заболеваний, как физическая культура, здоровый образ жизни, труд и отдых.

Принцип профилактики наиболее полно отражает гуманистическое содержание и социальное предназначение медицинской деятельности. Термин профилактика (prevention) можно определить как «действия, направленные на уменьшение вероятности возникновения заболевания или нарушения, прерывание или замедление прогрессирования заболевания, уменьшение вероятности нетрудоспособности». Профилактика – составная часть медицины. Социальное профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья населения включает в себя медицинские, санитарно – технические, гигиенические и социально – экономические мероприятия. Создание системы предупреждения заболеваний и устранение факторов риска является важнейшей социально – экономической и медицинской задачей государства.

Цель пропаганды здорового образа жизни – формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно – гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Для реализации этой цели должны быть решены следующие задачи:

  • обеспечение необходимой медико – гигиенической информацией о здоровом образе жизни;

  • стимулирование деятельности государственных органов и общественных организаций по созданию условий для здорового образа жизни населения;

  • вовлечение всех медицинских работников в санитарно – просветительную работу и воспитательную деятельность;

  • организация всенародного движения за формирование здорового образа жизни, объединение усилий с национальными движениями такого рода в зарубежных странах.

Санитарное просвещение – это раздел здравоохранения, содержанием которого является гигиеническое обучение и воспитание населения. Повышение уровня санитарной культуры населения, проведение мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, должны основываться на следующих принципах:

  • научность (пропаганда тех сведений и положений, которые являются научным знанием, прочно установленным и утвержденным в науке);

  • правдивость и объективность;

  • дифференцированность и направленность;

  • массовость;

  • систематичность и последовательность;

  • комплексность (то есть пропаганда здорового образа жизни должна вестись не только медиками, но и психологами, социологами и т.п.);

  • связь с жизнью общества, профильность.

Важнейшими направлениями воспитания санитарно – гигиенических навыков, пропаганды санитарно – гигиенических медицинских знаний, формирования здорового образа жизни можно считать следующие:

  1. Пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья: гигиена труда, рациональное питание, гигиена отдыха, оптимальный двигательный режим, физкультура и спорт, гигиена супружеских отношений, закаливание, личная гигиена, медико – социальная активность, психогигиена, гигиена окружающей среды.

  2. Пропаганда профилактики факторов, пагубно влияющих на здоровье: злоупотребление спиртными напитками, наркотиками; курение, соблюдение некоторых этнических обрядов и привычек, религиозно – культовые отправления.

Формирование здорового образа жизни, в частности, осуществление первичной профилактики, требует совместных усилий государственных, общественных организаций, медицинских учреждений, медицинских работников всех уровней, прежде всего первичного звена: медсестер городских поликлиник, сельских амбулаторий и фельдшеров, работающих в ФАПе, а также самого населения. Именно в таком направлении должна действовать государственная комплексная программа по укреплению здоровья и профилактики заболеваний, разработанная центром медицинской профилактики и другими научными учреждениями.

Формирование здорового образа жизни – это основное направление первичной профилактики. Для каждого медицинского работника, в первую очередь для фельдшера, пропаганда здорового образа жизни является важным и необходимым разделом работы, его профессиональной обязанностью.

В РФ создана служба формирования ЗОЖ, образованы центры здоровья, центры медицинской профилактики. Все врачи, фельдшеры, акушерки, медицинские сестры, кроме повседневной индивидуальной санпросвет работы с посетителями ЛПУ, должны ежедневно уделять часть рабочего времени массовой и групповой пропаганде медицинских и гигиенических знаний среди населения.



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья

Автор: Гаврилова Анастасия Владимировна

Дата: 19.12.2022

Номер свидетельства: 620898

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) ""Математика и здоровый образ жизни" "
    ["seo_title"] => string(37) "matiematika-i-zdorovyi-obraz-zhizni-1"
    ["file_id"] => string(6) "213227"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432013760"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Математика и здоровый образ жизни "
    ["seo_title"] => string(35) "matiematika-i-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "213221"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432013388"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства