Урок самопознания в 8 классе
Тема: Истоки уважения
Цель: углубить и расширить представление учащихся об уважении к другим через уважение к себе.
Задачи:
- углубление знаний об истоках уважения к себе, другим;
-развитие чувства собственного достоинства, умения самореализовываться для достижения самоуважения;
- воспитание чувства уважения к себе, другим людям через проявление доброго отношения к людям, любви к себе.
Ход урока:
Слайд №1
Организационный момент
Добрый день, ребята! Я рада видеть вас.
Прежде чем начать урок, мне бы хотелось узнать, какое сегодня у вас настроение. Похлопайте в ладоши если у вас хорошее настроение. Ребята, а что может поднять настроение? (доброе слово). Правильно, ребята, для человека важна поддержка, похвала, доброе слово. И я предлагаю урок начать с комплиментов. Начать нужно с фразы «Я уважаю тебя за…»
Круг радости
Дети встают в круг, передавая друг другу мяч, говорят о том хорошем, что они заметили в однокласснике, или о своих добрых чувствах к нему.
Выход на тему. Целеполагание.
Ребята, я думаю вы догадались как называется тема нашего сегодняшнего урока.
Уважение
Попробуйте сами поставить цель урока. На столах есть опорные слова, можете ими воспользоваться.
(углубление знаний о понятии «уважение», развивать в себе чувства уважения к себе, другим людям)
Беседа
Ребята, каждый человек непременно чем-нибудь интересен, уникален и поэтому заслуживает уважения.
- Что такое уважение? (ответы детей)
В толковом словаре Ожегова
Уважение - почтительное отношение, основанное на признании достоинств.
В словаре Даля:
УВАЖАТЬ, уважать кого, почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко;
Слайд №2
- Какие ассоциации у вас вызывает слово «уважение».
( почтение, почитание, толерантность, благоговение, респект.)
Слайд №3
Работа с учебником с.87
Проводится беседа по вопросам, представленным в учебнике:
1. Что значит проявлять уважение к человеку?
За что можно уважать человека?
Что значит уважать себя?
Кого из известных вам людей вы уважаете? А может это литературный герой?
Рассказывание истории (беседа) с прерыванием.
Слайд№4
Поразительная история об уважении и честности
В Испании проходили важные соревнования по легкой атлетике. На кону был солидный призовой фонд, в забегах участвовали сильнейшие спортсмены мира, в том числе кениец Абель Мутаи, бронзовый призер Олимпийских Игр.
В своей коронной дистанции Мутаи уверенно лидировал и на турнире в Наварре. Но примерно за десять метров до конца дистанции кенийский бегун остановился, ошибочно решив, что он уже пересек финишную черту. Мутаи остановился и начал хлопать болельщикам, не понимая на испанском подсказок о том, что конец дистанции только через десять метров!!!
Бежавший вторым испанец Иван Фернандес Анайя настиг кенийца и мог бы легко закончить забег на первом месте. Но вместо того, чтобы использовать ошибку соперника, Анайя принялся… толкать кенийца в спину и рукой показывать ему, где находится финишная черта. Испанский бегун упустил верную возможность победить, он фактически привел кенийца к финишу и не обогнал его.
- Что произошло на беговой дорожке?
- Почему Анайя не воспользовался ошибкой кенийца?
- Как бы вы поступили на месте испанского бегуна? Объясните.
- Должен ли человек быть честен с самим собой и уважать себя? Почему?
Когда после окончания дистанции Фернандеса Анайю спросили, неужели он не хотел победить, то он ответил: «Нет, я очень хотел выиграть. Но я не заслуживал победы – отрыв был велик, и я не имел шансов догнать соперника, если бы он не ошибся. Мне важнее сохранить достоинство, чем выиграть золотую медаль. Я рад, что сделал этот жест честности».
Вопросы.
- Как вы думаете, достоин ли этот человек уважения? Почему?
- А если человек ничем удивительным не прославился, не известен всему миру, он заслуживает уважения?
- Как вы думаете, нужно стремиться к тому, чтобы тебя уважали? Почему?
-Как называется качество, когда человек уважает сам себя?(Самоуважение)
Физминутка
Упражнение «За что я уважаю себя»
(Задание на цветных листочках для деления на 4 группы)
-Запишите на листочках свои качества, которые достойны уважения.
Творческая работа. Групповая деятельность. (таймер)
Задание № 1
Продолжите фразу: МЫ УВАЖАЕМ ЧЕЛОВЕКА, ЕСЛИ ОН…
Задание № 2:
Составьте правила: КАК НУЖНО СЕБЯ ВЕСТИ, ЧТОБЫ ТЕБЯ УВАЖАЛИ
Цитата урока
В качестве цитаты урока мне хотелось бы привести высказывание писателя, участника ВОВ, Героя Советского Союза, панфиловца Бауыржана Момыш-улы
Уважая себя, можешь уважать других…
Б. Момыш – улы
-Как вы думаете, нужно стремиться к тому, чтобы тебя уважали?
-Какая ценность является основой высказывания?
Каждому из нас нужно помнить, что уважительное отношение друг к другу лежит в основе любого коллектива, в основе дружбы, в основе любви. Не нужно забывать и о толерантности.
Важно, чтобы стремление к уважению не переросло в тщеславие.
Карусель с парах
Учитель предлагает детям подумать и закончить предложение о том, как можно проявить свое уважение к родным и близким, друзьям и просто окружающим их людям (словами, делами, поступками).
- « Я могу проявить свое уважение…» (дети по кругу дополняют эту фразу).
Домашнее задание.
В течение недели совершить как можно больше поступков и дел достойных уважения
4