1.Обучающая: ознакомление с товароведной характеристикой кисломолочных продуктов, с методами оценки качества, условиями и сроками хранения; повторение материала по теме «Молоко и сливки».
2.Развивающая: способствовать развитию активности, самостоятельности, памяти, мышления, практических профессиональных навыков.
3.Воспитывающая: способствовать воспитанию дисциплинированности, ответственности, любви к профессии, взаимопомощи, умению работать в коллективе, выражать и отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный
Форма деятельности: работа в малых группах
Методы и методические приемы: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение проблемных ситуаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Кисломолочные продукты" »
Урок по теме «Кисломолочные продукты», дисциплина: «Товароведение пищевых продуктов»
Смирнова М.А., преподаватель спецдисциплин, первая квалификационная категория, ГБОУ СПО «Строгановский колледж», Пермский край, г. Очер.
ПЛАН УРОКА
Дисциплина: Товароведение пищевых продуктов
Тема урока: Кисломолочные продукты
Цели урока:
1.Обучающая: ознакомление с товароведной характеристикой кисломолочных продуктов, с методами оценки качества, условиями и сроками хранения; повторение материала по теме «Молоко и сливки».
2.Развивающая: способствовать развитию активности, самостоятельности, памяти, мышления, практических профессиональных навыков.
3.Воспитывающая: способствовать воспитанию дисциплинированности, ответственности, любви к профессии, взаимопомощи, умению работать в коллективе, выражать и отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный
Форма деятельности: работа в малых группах
Методы и методические приемы: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение проблемных ситуаций.
Литература: 1. Дубцов Г.Г. Товароведение пищевых продуктов: Учеб. для студ. учреждений сред. спец.проф.образования. –М.:Мастерство: Высшая школа,2009. –264 с.
2. Матюхина З.П., Королькова Э.П. Товароведение пищевых продуктов: Учеб. пособие для сред. проф.образования.– М.:ПрофОбрИздат,2008.– 272 с.
3.1. Повторение материала по теме «Молоко и сливки» (вопросы, задания, сообщения)
4. Изучение нового материала:
4.1. Производство кисломолочных продуктов
4.2. Классификация и ассортимент
4.3. Требования к качеству кисломолочных продуктов
4.4. Условия и сроки хранения, упаковка и маркировка
5. Закрепление изученного материала (дифференцированные задания):
5.1. Кроссворды
5.2. Тесты
6. Подведение итогов
7. Домашнее задание:
Составить таблицу по сравнительной характеристике кисломолочных продуктов; выучить основные определения; повторить пройденный материал (учебник [1] с. 206 – 212).
Кисломолочные продукты – это продукты, вырабатываемые сквашиванием молока или сливок чистыми культурами молочнокислых бактерии с добавлением или без добавления дрожжей или уксуснокислых бактерии, некоторые кисломолочные продукты получают в результате только молочнокислого брожения ; при этом образуется достаточно плотный однородный сгусток с выраженным кисломолочнымвкусом, другие же продукты получают в результате смешанного брожения – молочнокислого и спиртового .
При производстве кисломолочных продуктов применяют чистые культуры молочнокислых бактерии
Кисломолочные продукты способны образовывать в своей массе : антибиотики , губительно действует на бактерии , интенсивно выделяют ферменты в процессе брожения ( сычужный фермент ) , витамин С , витамины группыВ – способны синтезировать. Имеют наибольшее значение в питании человека благодаря лечебным свойствам, приятному вкусу и легкой усвояемости.
При производстве некоторые кисломолочных продуктов используются пищевые, вкусовые и ароматические вещества, что также повышает их пищевую и диетическую ценность .
Кисломолочные продукты вырабатывают способами :
Термостатным
Резервуарным.
При термостатном способе сквашивание, охлаждение и созревание осуществляют в бутылках в термостатных и хладостатных камерах.
Прирезервуарном эти процессы происходят в одной емкости. После перемешивания сгустка в резервуаре в тару разливают фактически готовый продукт, который необходимо дополнительно охладить. Резервуарный способ исключает дополнительное загрязнение продукции, что особенно важно в противоэпидемическое отношении.
Заквасками называют чистые культуры или смесь культур микроорганизмов, используемых при изготовлении кисломолочных продуктов .
Чаще в качестве заквасок применяют молочнокислые пропионовокислые бактерии, иногда плесневелые грибы .в состав естественной симбиотической закваски для кефира , кроме кисломолочных бактерий входят также дрожжи и уксуснокислые бактерии.
Основную микрофлору сквашивания вносят с закваской, однако остаточная микрофлора пастеризованного молока также размножается в процессе сквашивания.
Основные кисломолочные продукты в зависимости от применяемых при их производстве заквасочных микроорганизмов могут быть разделены на пять групп:
Продукты , приготовляемые с использованием многокомпонентных заквасок ( кумыс , кефир );
Продукты , приготовляемые с использованием мезофильных молочнокислых стрептококков 9 творог , сыр домашний , сметана , простокваша обыкновенная ) ;
Продукты, приготовляемые с использованием термофильных молочнокислых бактерий ( йогурт , простокваша мечниковская , южная , ряженка , варенец и т. д. );
Продукты, приготовляемые с использованием мезофильных и термофильных молочнокислых бактерий (сметана пониженной жирности, творог , напитки пониженной жирности с плодово – ягодными наполнителями );
Продукты, приготовляемые с использованием ацидофильных палочек и бифидобактерий ( ацидофильное молоко, ацидофилин ,ацидофильно – дрожжевое молоко , ацидофильная паста , бифилин , детские ацидофильные смеси )
1 группа : Молочнокислое брожение
2 групп : Молочнокислое и спиртовое брожение
- Простокваша
- Ацидофильные продукты
- Творог
- Сметана.
- Кефир
- Кумыс
Молочная кислота
Углекислый газ
Этиловый спирт
Молочная кислота
Простокваша–это кисломолочный продукт с ненарушенным сгустком .его вырабатывают из молока с добавлением или без добавления вкусовых и ароматических веществ .В качестве вкусовых и ароматических веществ применяют сахар , мед , ванилин , , корицу , плодово – ягодные кремы или варение.
По содержанию жира различают простоквашу нежирную , жирную с содержанием жира 3.2 % и повышенной жирности с содержанием жира 4 и 6 % . В зависимости от применяемой бактериальной закваски и термической обработки молока выпускают следующие виды простокваши.
Обыкновенная - Путем сквашивания пастеризованного молока с добавлением или без добавления болгарской палочки.
Мечниковская - изготовляется сквашиванием пастеризованного молока и болгарской палочки. Готовый продукт имеет более выраженный кисломолочный вкус по сравнению с обыкновенной простоквашей.
Ацидофильная – получается сквашиванием молока и ацидофильной палочки.
Ряженка или простокваша Украинская – вырабатывается путем сквашивания топленой смеси молока и сливок с добавлением или без добавления болгарской палочки.
Варенец – изготавливают сквашиванием стерилизованного или топленного молока с добавлением или без добавления болгарской палочки.
Южная– получается путем сквашивания молока и болгарской палочки с добавлением дрожжей , сбраживающих лактозу.
Соленая– ( с джемом или вареньем ) – вырабатывается сквашиванием цельного молока и болгарской палочки с добавлением джема или варенья.
Йогурт – повышенное содержание сухих обезжиренных веществ молока . его готовят из молока или молочной смеси с добавлением сухого молока , сахара , плодово – ягодных сиропов. Вырабатывается йогурт 1.5 % , 3.2 % и 6 % жирности. Цвет йогурта которого зависит от цвета введенного сиропа.
Ацидофильные молочные продукты- их получают сквашиванием молока чистыми культурами ацидофильной палочки.
Ацидофильное молоко - вырабатывают из цельного или обезжиренного молока с добавлением или без добавления сахара , которое сквашивают чистыми культурами ацидофильной палочки.
Выпускают ацидофильное молоко жирным, нежирным , а также с добавлением витамина или корицы.
Ацидофилин готовят из цельного или обезжиренного молока с добавлением или без добавления сахара, сквашиваемого чистыми культурами ацидофильной палочки и кефирной закваски . Может быть жирным или нежирным.
Ацидофильно – дрожжевое молоко готовят из цельного или обезжиренного молока с добавлением или без добавления сахара , сквашиваемого чистыми культурами ацидофильной палочки и дрожжей .
Сметана – сквашивание нормализованных сливок. От других кисломолочных продуктов отличается высоким содержанием жира . нормализованные , пастеризованные и гомогенизированные сливки охлаждают до температуры заквашивания . Затем сливки и закваску перемешивают и оставляют для сквашивания. Конец сквашивания определяют по момент, когда сгусток имеет оптимальные показатели кислотности и прочности . продолжительность сквашивания 13 -16 часов. По окончанию сквашивания сливки тщательно перемешивают и направляют на расфасовку , охлаждение и созревание . Созревание происходит при температуре 5- 8 градусов в течение 6 – 48 часов в зависимости от объема тары и температуры.
Сметана:- 30 % жирности;- 36 % жирности ;- Любительская 40 % - ой жирности; - Диетическая 10 – ой % жирности ;- 20 % жирности ;- 25 % жирности. При производстве кисломолочных продуктов применяют чистые культуры молочнокислых бактерии ( Ч, К, М , К , Б)
Кефир– кисломолочный напиток смешанного брожения ( молочнокислого и спиртового ) вырабатываемый сквашиванием молока кефирными грибками.Обладает лечебными и диетическими свойствами , также утоляет жажду , а благодаря вкусу , наличию углекислого газа и небольшого количества спирта возбуждает аппетит.
Определите классификацию кисломолочных продуктов по жирности и наполнителям
Дайте заключение о качестве кисломолочных продуктов
Закрепительные вопросы по теме:
Способы выработки кисломолочных продуктов
Значение кисломолочных продуктов в питании человека
Перечислите, какие кисломолочные продукты получают в результате молочнокислым спиртовым брожением, а какие молочным брожением.
Сегодня мы с вами изучили тему: «Кисломолочные продукты», ознакомились с ассортиментом, дали оценку качества кисломолочных продуктов, еще раз устно закрепили материал. Оценки будут выставлены на следующем уроке, после того как вы сдадите свой листочки с таблицей по ассортименту и оценке качества кисломолочных продуктов.
Домашнее задание: 3 доклада на темы: «Молочные консервы», «сливочное масло», «Мороженное» - 1 лист (самое основное); Остальным: Составить тест на тему: «Кисломолочные продукты» - не менее 10 вопросов.