Просмотр содержимого документа
«Разнообразие русского народного репертуара»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Созвездие»
г. Балашова Саратовской области»
«Разнообразие русского танцевального репертуара »
Для воспитанников танцевальных коллективов начальных классов
Номинация: Дидактические материалы
Автор: Степанова Елена Александровна,
Педагог дополнительного образования
Рекомендовано
на заседании методического совета
МБУДО Центр «Созвездие» г. Балашова
Протокол №6 от 19.02.20 21г.
Балашов 2021
Разнообразие русского танцевального репертуара.
Хоровод. Танец с языческими корнями. Круг в честь Ярилы, древнего бога солнца. «Хождение за солнцем» — часть славянских обрядов. За столетия ритуальный характер отошел на второй план. Хоровод превратился в главное украшение русских народных праздников. Характер танца меняется от повода к поводу. То заводят хоровод в честь прихода весны, то Ивана Купалу встречают, держась за руки, платки или девичьи венки.
Тройка. Народный танец, который безошибочно можно узнать, пересчитав танцоров. Изначально это были мужчина и две женщины. Ритм и шаги — словно в русской тройке скачущих лошадей. Танцуют тройку не только коллективы народного танца, но и на классической сцене. Как, к примеру, в балете «Щелкунчик» на музыку Петра Ильича Чайковского.
Калинка. Танец, исполняемый под песню, что лишь слывет народной. Авторство принадлежит Ивану Ларионову. Русский композитор и фольклорист написал калинку в 1860 году. В народ мелодия отправилась прямиком со сцены Саратовского любительского театра. Особых хореографических фигур в калинке нет: это танец-импровизация. В том числе на льду — как в случае с фигуристами Ириной Родниной и Александром Зайцевым.
Барыня. Разудалый перепляс как «социальный конфликт» в духе, кто кого перетанцует. Главные действующие лица — «сударыня-барыня» и «крестьянский мужик». Под аккомпанемент гармошки или балалайки величавость выступает против удали, плавность движений против ловкости. По одной из версий, родиной танца стала Орловская губерния.
Камаринская. Плясовая «руки в боки, с пятки на носок» стала фантазией для оркестра. Михаил Глинка в своей увертюре использовал саму мелодию и подголоски, свойственные народному пению, а Петр Чайковский включил тему в «Детский альбом». В главной роли танцевальной версии — «камаринский мужик», веселый и задорный житель Камаричей, волости Орловской губернии.
Казачок. Русский, терский, кубанский. Танец интернациональный с проходами вприсядку, парными переплясами и подскоками. Бодрая и задорная мелодия казачка известна с ХVIII века. Слава народного танца докатилась и до парижских салонов вместе с русскими войсками. Александр Даргомыжский написал для симфонического оркестра «Малороссийский казачок», а с ХIХ века казачок в России «повысили» до бального танца.Присядка. Танец как элемент боя. Изначально славянские воины вприсядку ходили в атаку, а во времена Суворова соревновались в «боевой присядке» наряду со строевой подготовкой и стрельбой. То ли упражнение на акробатику, то ли танец, поднимающий боевой дух. В Вологодской области столетие назад состязались в танцах, выкидывая коленца, а флотский танец вприсядку получил название «Яблочко» — по названию наигрыша.
Кадриль. Из французской деревни в русскую через дворянские ассамблеи. Обрусевший французский танец в России оброс своими традициями. Танцевальная встреча нескольких пар выросла до настоящего романа в танце со множеством глав: «знакомство», «прогулочка», «разлучная», «прощальная». Дополненная частушкой, кадриль стала первым танцем на деревне.
Танок. Больше чем танец — обряд, в котором сошлись песня, движения, игры. Традиция зародилась на Курских и Белгородских землях. Местные жители разнообразили обычные хороводы и наделили особым смыслом. В каждом селе по-своему: в одну линию, с поясами, в четыре ряда, с полотенцами — движется танок из молодых девушек к месту гулянья. Чтобы пуститься в пляс кто во что горазд, следуя традициям и собственной фантазии.
Список используемой литературы
Васильева, Е. Танец. М., 1991.
Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Собр. соч.
Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии. М., 1964.
Захаров, Р. Сочинение танца. М., 1968.
Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека. М., Физкультура и спорт.
Ивлева, Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективов. Учебное пособие. Челябинск, 1989.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(298) "Методическая разработка «Народно-сценический танец в системе обучения на отделении хореографии детской школы искусств по предпрофессиональной программе в ДШИ»"
["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_narodno_stsenicheskii_tanets_v_sisteme_obucheniia_na_o"
["file_id"] => string(6) "545938"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1586444397"
}
}