kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разнообразие русского танцевального репертуара

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народное творчество богато традициями и обрядами. И русский танец очень разнообразен. 

Просмотр содержимого документа
«Разнообразие русского танцевального репертуара»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Созвездие»

г. Балашова Саратовской области»








«Разнообразие русского танцевального репертуара »

Для воспитанников танцевальных коллективов начальных классов





Номинация: Дидактические материалы

Автор: Степанова Елена Александровна,

Педагог дополнительного образования



Рекомендовано

на заседании методического совета

МБУДО Центр «Созвездие» г. Балашова

Протокол №6 от 19.02.20 20г.













Балашов 2020





Разнообразие русского танцевального репертуара.



Хоровод. Танец с языческими корнями. Круг в честь Ярилы, древнего бога солнца. «Хождение за солнцем» — часть славянских обрядов. За столетия ритуальный характер отошел на второй план. Хоровод превратился в главное украшение русских народных праздников. Характер танца меняется от повода к поводу. То заводят хоровод в честь прихода весны, то Ивана Купалу встречают, держась за руки, платки или девичьи венки.

Тройка. Народный танец, который безошибочно можно узнать, пересчитав танцоров. Изначально это были мужчина и две женщины. Ритм и шаги — словно в русской тройке скачущих лошадей. Танцуют тройку не только коллективы народного танца, но и на классической сцене. Как, к примеру, в балете «Щелкунчик» на музыку Петра Ильича Чайковского.

Калинка. Танец, исполняемый под песню, что лишь слывет народной. Авторство принадлежит Ивану Ларионову. Русский композитор и фольклорист написал калинку в 1860 году. В народ мелодия отправилась прямиком со сцены Саратовского любительского театра. Особых хореографических фигур в калинке нет: это танец-импровизация. В том числе на льду — как в случае с фигуристами Ириной Родниной и Александром Зайцевым.

Барыня. Разудалый перепляс как «социальный конфликт» в духе, кто кого перетанцует. Главные действующие лица — «сударыня-барыня» и «крестьянский мужик». Под аккомпанемент гармошки или балалайки величавость выступает против удали, плавность движений против ловкости. По одной из версий, родиной танца стала Орловская губерния.

Камаринская. Плясовая «руки в боки, с пятки на носок» стала фантазией для оркестра. Михаил Глинка в своей увертюре использовал саму мелодию и подголоски, свойственные народному пению, а Петр Чайковский включил тему в «Детский альбом». В главной роли танцевальной версии — «камаринский мужик», веселый и задорный житель Камаричей, волости Орловской губернии.

Казачок. Русский, терский, кубанский. Танец интернациональный с проходами вприсядку, парными переплясами и подскоками. Бодрая и задорная мелодия казачка известна с ХVIII века. Слава народного танца докатилась и до парижских салонов вместе с русскими войсками. Александр Даргомыжский написал для симфонического оркестра «Малороссийский казачок», а с ХIХ века казачок в России «повысили» до бального танца. Присядка. Танец как элемент боя. Изначально славянские воины вприсядку ходили в атаку, а во времена Суворова соревновались в «боевой присядке» наряду со строевой подготовкой и стрельбой. То ли упражнение на акробатику, то ли танец, поднимающий боевой дух. В Вологодской области столетие назад состязались в танцах, выкидывая коленца, а флотский танец вприсядку получил название «Яблочко» — по названию наигрыша.

Кадриль. Из французской деревни в русскую через дворянские ассамблеи. Обрусевший французский танец в России оброс своими традициями. Танцевальная встреча нескольких пар выросла до настоящего романа в танце со множеством глав: «знакомство», «прогулочка», «разлучная», «прощальная». Дополненная частушкой, кадриль стала первым танцем на деревне.

Танок. Больше чем танец — обряд, в котором сошлись песня, движения, игры. Традиция зародилась на Курских и Белгородских землях. Местные жители разнообразили обычные хороводы и наделили особым смыслом. В каждом селе по-своему: в одну линию, с поясами, в четыре ряда, с полотенцами — движется танок из молодых девушек к месту гулянья. Чтобы пуститься в пляс кто во что горазд, следуя традициям и собственной фантазии.



Список используемой литературы

    1. Васильева, Е. Танец. М., 1991.

    2. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Собр. соч.

    3. Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии. М., 1964.

    4. Захаров, Р. Сочинение танца. М., 1968.

    5. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека. М., Физкультура и спорт.

    6. Ивлева, Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективов. Учебное пособие. Челябинск, 1989.

    7. Ткаченко, А. Характерный танец. М., 1992.

    8. Ткаченко, Т. Народный танец. М., 1967.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разнообразие русского танцевального репертуара

Автор: Степанова Елена Александровна

Дата: 14.05.2020

Номер свидетельства: 549634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства