Материально- техническое оснащение: музыкальные инструменты (2 гитары), пюпитр, подставка для ног, стулья, нотная литература, ноутбук.
План урока:
Организационный этап.
Основной этап.
Заключительный этап. Итог урока.
Используемая учебно – методическая литература.
I.Организационный момент.
Добрый день уважаемые коллеги.
Тема открытого урока: «Работа над приёмом игры легато». Провести урок мне поможет ученик 5 класса Гуренко Матвей.
Мы знаем, чудес не бывает, и для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка, постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии обучающегося – гитариста является освоение приёмов игры на инструменте и умение применить их
II. Основной этап.
Так как гитара является инструментом, у которого звук быстро затихает, то естественно, музыкальные произведения, включающиеся кантилену, т.е. певучесть звука, исполнять на гитаре очень трудно. Средствами, на основе которых можно добиться качественной, хорошей кантилены являются: легато, глиссандо и вибрато.
Сегодня на уроке мы рассмотрим приём легато.
- А что такое легато?
- Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо исполнять связно, соединяются дугообразной чертой, лигой.
В технике игры на гитаре, легато является одним из основных штрихов, благодаря которому облегчается движение пальцев левой руки, а фразировка приобретает выразительность.
- Каким бывает легато?
- Легато может быть: восходящим, нисходящим и смешанным.
- Абсолютно верно. Причем, легато имеет первостепенное значение в гитарной технике, он сложен и для обработки его следует приложить немало усилий.
Для отработки всех видов легато есть много упражнений, этюдов.
Начнем с восходящего легато.
Восходящее легато – этот приём требует больших усилий. Первая нота извлекается пальцем правой руки, а вторая – сильным ударом пальца левой руки (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает гвозди»).
Педагог показывает упражнение Э. Пухоля на восходящее легато на двух нотах.
Работа с упражнением (3 минуты). Исполнение учеником.
Наша задача – ударять пальцем левой руки по струне, как молоточком.
Соблюдаем схему:
Извлекаем i пальцем правой руки ноты ми, слушаем звучание.
Делаем замах 1-ым пальцем левой руки и с силой ударяем по струне на I ладу. Возникающий от удара звук фа – слушаем.
Отдых. Струну не прижимаем – слушаем тишину.
С хему повторяем с соблюдением динамических оттенков в каждом такте: первые две ноты f; вторые две – mf; третьи две mp четвертые две –p т.е.
и наоборот
Замечания и рекомендации преподавателя в процессе работы над упражнением:
- первый звук послушай. Не спеши воспроизводить вторую ноту, не послушав первую. Слушай.
- «молоточку» - хороший замах. Тогда второй звук звучит.
- настроение монотонное. Побудь в нём: нота – удар – слушаем, нота – удар – слушаем и т.д.
- в 3, 5, 6, 8, 9, 10 тактах после воспроизведения второй ноты палец левой руки не убираем с первой ноты, а продолжаем её удерживать;
- вторую ноту послушаем – отдых;
- прижимай струны на ладах подушечками пальцев левой руки ближе к ногтю и ближе к порожку, чтобы избежать «треска»;
- соблюдать динамические оттенки.
Исполняем упражнение.
Нисходящее легато.
Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука пальцем правой руки, палец левой руки должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.
Показ педагога.
Второе упражнение – на нисходящее легато (3 минуты). Исполняет ученик.
Соблюдаем схему:
Прижимаем пальцами левой руки две ноты ля бемоль и соль бемоль.
Извлекаем I пальцем правой руки ноту ля бемоль на первой струне – слушаем звучание.
Срываем 4-ым пальцем левой руки ля бемоль на ноту соль, которую держим 3-им пальцем левой руки. Полученный от срыва звук соль – слушаем.
Отдых. Струну не прижимаем – слушаем тишину.
С хему повторяем с соблюдением динамических оттенков на
и наоборот
В данной работе внимание обучающегося должно быть направлено на необходимость постоянного слухового контроля.
Замечания и рекомендации во время работы с упражнением:
- воспроизводим первый звук только после одновременного прижатия двух нот, т.е. подготовка (две ноты прижимаем) – воспроизведение, затем «срыв»;
- пальцы левой руки ставить округло, подушечки ближе к ногтю и к порожку;
- не забывай, настроение монотонное, неспешное;
- большой палец левой руки не высовывай над грифом, опусти его до середины тыльной стороны грифа, чтобы кисть левой руки расправилась;
- не прислоняй запястье правой руки к деке;
- перед извлечением первого звука палец правой руки должен некоторое время постоять на струне, чтобы ты успел подготовиться и настроиться на воспроизведение звука. Внутренне услышать его монотонную окраску, и потом только его воспроизвести;
- соблюдай динамические оттенки;
- старайся чувствовать кончиками пальцев сопротивление струны. Слушай колебания струны, её обертоны.
- не забывай чередовать пальцы правой руки;
- не спеши.
2. М. Джулиани «Этюд» D-dur
Мауро Джулиани - выдающийся итальянский гитарист, композитор и педагог, сделавший грандиозный скачок в сторону виртуозного овладения инструментом. Оставил богатое музыкальное наследие. Написанные им произведения исполняются всеми гитаристами мира и являются незаменимым пособием для начинающих гитаристов.
Проверка д/з. Ученик исполняет этюд.
- На какой вид техники написан наш этюд?
- На приём легато.
- Совершенно верно.
В основе технического решения композитор использовал технический приём легато, т.е. техническое легато. В разговорной речи вместо «техническое», употребляется слово «гитарное легато», потому как оно присуще только этому инструменту.
На прошлом уроке я попросила поучить текст, но играть без приёма легато. Ты с этим заданием справился.
А теперь нам предстоит проработать текст с приёмом легато. Этот приём обогатит нашу игру и внесёт новые краски.
- Какой вид легато использует композитор?
- Восходящее и нисходящее.
Отрабатываем текст по мотивам, фразам, предложениям. Прошу следить, чтобы легато исполнялось ровно, плавно.
Замечания и рекомендации (д/з):
- замах молоточка активный;
- нисходящее легато – пальцами левой руки прижимаем одновременно оба звука;
- стараться играть ритмично, соблюдать длительности;
- суетиться не надо;
- слуховой контроль.
3) Физминутка.
1. Потягушки – для расслабления исполнительского аппарата.
Встать, ноги на ширине плеч. Поднимаем обе руки вверх, крепко сжимаем пальцы в кулаки. Немного потягиваемся и бросаем руки вниз, совершенно их расслабив. Руки болтаются, не останавливаем их. Повторяем несколько раз.
2. Птицы – изображаем размах крыльев.
3. Для мышц спины – сидим на стуле, спина прямая, затем расслабляемся.
Такие упражнения помогают снять напряжения мышц спины, рук.
Игровые моменты на уроках помогают снять напряжение и переключить внимание с одной формы работы на другую.
4) Д. Брешианелло «Менуэт» из «Сонаты» C-dur.
Проверка д/з.
Ученик исполняет.
- В целом звучит хорошо. Скажи, на твой взгляд, есть ли в исполнении моменты, где ощущаешь некое неудобство?
- Да, есть. Это техническое легато на трех звуках.
- Давай разберемся с этим.
- Исполнение данного легато усложняется тем, что оно состоит из восходящего и нисходящего легато и требует чётких последовательных действий. Один и тот же палец сначала ударяет «молоточком», а затем «срывает» ноту, по которой сначала ударим и всё это без помощи пальцев правой руки.
Давай потренируемся на упражнении Э. Пухоля. Работа над упражнением поможет тебе преодолеть технические сложности, с которыми ты столкнулся в этом произведении.
Работа с упражнением.
Замечания и рекомендации:
- замах и удар более активно;
- сдёргивать ноту упруго, но не грубо.
Хорошо. Это упражнение обязательно поиграй дома.
Ну, а теперь вернемся к «Менуэту». Отрабатывали технический приём легато по мотивам, фразам, предложениям.
Исполнение текста.
- Что ты теперь скажешь?
- Я чувствую, что легато стали звучать более уверенно и качественно.
III Заключительный этап. Итог урока.
Анализ проделанной работы в форме беседы:
- Какая была тема нашего урока?
- Работа над приёмом игры «техническое легато».
- Какие виды легато ты знаешь?
- Восходящее, нисходящее и смешанное.
- В чём различие восходящего и нисходящего легато?
- Восходящее легато – ударяем ноту, а в нисходящем срываем ноту.
- Для того чтобы звук был качественным, что нужно делать?
- Нужно на него настраиваться, подготовиться к нему, а потом только играть.
- Совершенно верно. А чтобы звук был качественным, что для этого нужно делать?
- Нужно струну прижимать округлым пальцем ближе к ногтю и порожку.
- Что у тебя получилось и над чем ещё нужно работать?
Наметили пути работы над недостатками и возможности применения полученных знаний.
Результат урока – обучающийся знает, владеет и умеет применить приём легато как в упражнения, в этюдах так и в пьесах.
Вывод: в технике игры на гитаре – легато является одним из основных приёмов игры, который помогает раскрыть музыкально - художественный образ в произведениях, а так же позволяет расширить исполнительские возможности гитары.
Выдающийся испанский гитарист Франциско Таррега утверждал, что именно на этом приёме отрабатывается вся техника игры пальцев левой руки.
Упражнения на легато развивают силу пальцев левой руки, но следует помнить, легато всё же специфический приём. Пальцевые движения более резкие, чем при обычной игре. Легато может иногда применяться для облегчения правой руки в гаммообразных пассажах, в некоторых арпеджио, но основное его назначение колористическое. Игра легато придаёт исполнению неповторимую звуковую окраску.
Ну что же уважаемые коллеги, мир гитарной музыки очень интересен и разнообразен. Гитара – это очень многогранный инструмент с множеством интересных приёмов и способов игры. Надеюсь, мой урок был для вас полезен и каждый из вас смог найти в этой теме что – то новое, познавательное и полезное.
Урок прошел в творческой атмосфере. Ученик работал, старался. Я считаю, тема урока раскрыта, задачи решены, цель достигнута.
Урок специальности – это урок искусства, обращённый к внутреннему миру ребенка, а творчество – проводник к накоплению богатого личностного потенциала.
Спасибо за внимание.
IV. Используемая учебно – методическая литература:
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., «Советский композитор», 1982 г.
Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., Музыка,1994 г.
Ларичев Е.Д. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., Музыка, 1976 г.
Вещицкий П.О. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М.,
1982 г.
Иванов-Крамской А.М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., Музыка, 1975 г.