Характерной чертой российского государства является его полиэтничность и поликультурность.
Актуальность разработки рабочей программы по родному языку (удмуртскому) не нуждается сегодня в подробном обосновании. Вопрос о необходимости включения в школьное образование «регионального компонента». Современный выпускник должен обладать знаниями своего родного языка …Хорошее знание родного языка в многонациональном российском государстве, объективное оценивание места среди других языков народов России - одна из основных направлений изучения родного языка в школе.
Взгляды на родной язык в контексте региона, в параллелях и во взаимосвязях с другими литературными регионами расширяет представление учащихся , осознания того, что в недрах каждой национальной культуры существует великое многообразие всевозможных эстетических явлений, которые определяют общероссийскую культуру
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по удмуртскому языку 6 класс »
Пояснительная записка
Рабочая программа для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе программы общеобразовательных учреждений «Удмуртский язык и литература для 5-9 классов» под редакцией Г.Н Никольская Ижевск, «Удмуртия», 2002г. и на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Л.П.Федоровой Ижевск, «Удмуртия», 2009 г.
Цели обучения
Обучение родному языку направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к родному языку;
совершенствование обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах родного языка; об основных нормах литературного языка; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Специальными задачами преподавания родного языка в школе являются познавательные и практические.
Познавательные:
вооружение учащихся основными знаниями о родном языке, его устройстве и функционировании;
формирование научно-лингвистического мировоззрения;
развитие языкового эстетического идеала о языке и речи;
дать необходимый круг знаний по удмуртскому языку.
Практические:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
овладение нормами литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
содействовать развитию логического мышления, вырабатывать навыки работы с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения, самостоятельного пополнения знаний.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
ВОСПИТАНИЕ духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
РАЗВИТИЕ эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;
ОСВОЕНИЕ текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико- литературных понятий ;
ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЯМИ чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования удмуртского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Родной язык как средство межнационального общения и национального самосознания; позитивное эмоционально-ценностное отношение родному языку, стремление к его грамотному использованию, родной язык как основа всего процесса обучения, средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс удмуртского языка и литературы в 6 классе рассчитан на 102 часа ( без учета праздничных дней)-3 часа в неделю, из них на изучение родного языка 68 часов – 2 часа в неделю и на изучение родной литературы34 часа- 1час в неделю.
Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
« Удмуртский язык и литература»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по удмуртскому языку являются:
1) понимание удмуртского языка как одной из основных национально-культурных ценностей удмуртов, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
^ Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
^ Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по родному языку являются:
1) представление о удмуртском языке как языке удмуртов, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли родного языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем ( текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной речи результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. Базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по родному языку за курс 6 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе
языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами ; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно рассказать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) тексты
Требования к уровню подготовки учеников 6 класса по литературе:
На этом этапе происходит ФОРМИРОВАНИЕ представления о специфике литературы как искусства слова, УМЕНИЯ осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров ( лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 6 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов:
- характеристика литературного героя;
- сопоставление эпизодов;
- отзыв о прочитанной книге.
А также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад.
Содержание учебного материала расширяется в связи с добавлением для изучения некоторых художественных текстов из татарской и русской литератур:
1) После изучения творчества поэтов – фронтовиков (Ф Кедров, М. Петров…) рекомендуется ввести литературные тексты татарской литературы (Мусы Джалиля «Варварство») и русских поэтов – фронтовиков (А. Твардовского…).
Эта тема вводится в рабочую программу с целью изучения связей и взаимодействий литератур народов России, с целью раскрытия особого, объединяющего, общекультурного и обогащающего значения русской литературы для народов России.
2) В конце года вводится 1 час по изучению творчества удмуртского художника - В. Белых, что связано современными тенденциями сопоставления разных видов искусства, в данном случае с живописью.
Учащиеся должны знать:
-авторов и содержание изученных художественных произведений;
-роды литературы (эпос, лирика, драма /начальные представления/);
-жанры литературы (начальные представления);
-баллада (начальные представления);
-литературная сказка;
-стихотворная и прозаическая речь ;
-рифма, способы рифмовки;
-метафора,звукопись и аллитерация;
-фантастика в литературном произведении;
-юмор;
-портрет, пейзаж, литературный герой ;
-сюжет, композиция литературного произведения;
-автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь:
* выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
*сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
*сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
*переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;
*видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
*определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
*сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
*использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
*писать творческие работы, связанные с анализом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);
*отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО УДМУРТСКОМУ ЯЗЫКУ
Нормы оценок:
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 70-80 слов, для 6 класса – 80-90, для 7 – 90-100, для 8 – 100-110, для 9 – 110-120 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова.
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилам
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1)умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Оценка обучающих работ Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.
Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.
Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.
4.Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимо.
В среднем звене общеобразовательной школы перед литературой поставлены большие задачи. Одним из приоритетов в данном этапе изучения родной литературы является – воспитание эстетически развитого, объективно умеющего оценивать произведения читателя. Поэтому важно изучение литературных текстов в их художественном своеобразии в сравнении с другими литературами (русской, мировой).
С этой целью в программе включены произведения финно-угорских авторов, являющимися родственным удмуртскому языку. Такое сравнение способствует формированию новых сопоставления и сравнения, так необходимые при изучении любого предмета. Выбор такого круга литератур объясняется близостью исторических судеб, родственных культур, отчасти языковых тенденций.
Приобщение учащихся к художественной литературе финно-угорских народов повысит их культурный уровень, обогатит интеллектуальный и эмоциональный мир. Поможет формированию эстетической восприимчивости к родственной литературе, её нравственным ценностям, образно-эстетическому строю, содействуют воспитанию в них общероссийского гражданского сознания. Чувства любви к своему многонациональному отечеству; толерантного отношения к другим нациям и народам.
Немало важным в среднем звене обучения является изучение истоков удмуртской литературы – фольклора Фольклорные тексты способствуют формированию глубокого взгляда к историческим истокам своего народа, воспитывают любовь, уважение своих исторических корней. Помогают понять дальнейшее развитие родной литературы.
Прочному закреплению понимания художественного текста способствует знание теории искусство слова. Поэтому рабочая программа в средних классах предусматривает постепенное углубление в теорию литературы.
в Vкл. – понятие литературных родов;
VIкл. - роды и жанры;
VIIкл. – характер- герой – образ;
VIIIкл. – литературные традиции;
IXкл. – мир фольклора и связанные с ним понятия.
В пятом классе большое внимание уделяется сочетанию формы и содержания художественного текста. Понятие термина род формирует умение учащихся определять формы текста и выделение основных художественных её особенностей. В шестом классе, углубляя понятие рода, начинается изучение жанра художественного произведения, а в седьмом классе у учащихся формируется умение распознавания образа, характера литературного героя, художественные способы создания литературного образа отдельным автором.
В восьмом и девятом классах осуществляется переход к изучению истории удмуртской литературы. Изучая фольклорные и литературные тексты прививаются умение сравнения, сопоставления и видения причинно-следственных связей рождения и развития родной литературы.
Таким образом, переходя к старшему звену обучения ученик должен уметь:
- выразительно и эмоционально читать. Видеть отношение самого автора;
- выделять основную идею и тему произведения;
- отличать литературные произведения по роду и жанру;
- анализировать литературный текст, оценивать с эстетической точки зрения.
Учебно –тематический план.
Содержание
Количество
часов
Развитие
речи
Контрольные работы
Повторение изученного в 5 классах
12
-
-
Текст
14
2
1
Лексика.
8
1
-
Существительное
12
1
1
Прилагательное
9
1
-
Числительное
15
2
1
Местоимение
13
2
1
Глагол
22
-
4
Итого
104
9
8
Темы, предложенные программой, соответствуют последовательному содержанию учебного материала учебника.
Повторение пройденного в 5 классе – 12 ч
Текст – 14 ч
Лексика – 8 ч
Части речи:
Существительное – 12 ч
Прилагательное – 9 ч
Числительное – 15 ч
Местоимение – 13 ч
Глагол – 22ч.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Повторение пройденного в 5 классе – 12 ч
Словосочетание. Предложение
Члены предложения
Однородные члены предложения
Обращение
Простые и сложные предложения
Прямая речь. Диалог
Текст.
Текст. Тема. Основная мысль. Смысловые части текста. Начало и конец текста. Типы текста.
Смысловая часть и абзац, их особенности. Сложный план. Описание в повествовании. Рассуждение. Развернутое или сжатое рассуждение. Стили текста. Разговорный стиль и книжный стиль. Научный стиль и художественный стиль. Аннотация и репортаж.
Лексика-8 ч
Лексика удмуртского языка. Диалектные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Новые слова.
Части речи:
Существительное – 12 ч
Повторение пройденного в 1-4 классах и углубление знаний.
Одушевленные и неодушевленные предметы. Собственные и нарицательные существительные и их правописание. Единственное и множественное число имен существительных и их правописание. Склонение имен существительных и их правописание. Притяжательные суффиксы имен существительных и их склонение. Образование имен существительных. Сложные существительные и их правописание. Существительное с послелогом в предложении является дополнением или обстоятельством.
Прилагательное – 9 ч
Место прилагательного в предложении. Сравнительная степень прилагательного.Прилагательные с суффиксами – эз, - ез их множественное и единственное число. Способы образования прилагательных. Сложные прилагательные, заимствованные прилагательные и их правописание.
Числительное – 15 ч
Числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные. Простые и составные числительные. Количественные числительные и их склонение, числительные с суффиксами –эз,-ез.
Собирательные числительные.
Дробные числительные и их склонение.
Порядковые числительные и их склонение. Правописание числительных. Употребление числительных для связи смысловых частей в тексте.
Местоимение – 13 ч
Повторение сведений оместоимении , полученных в начальных классах.
Личное местоимение и их склонение.
Вопросительные и относительные местоимения.
Притяжательные местоимения.
Определительные местоимения.
Склонение местоимений. Местоимения с послелогами. Правописание местоимений.
Глагол – 22ч.
Повторение сведений оглаголе , полученных в начальных классах и углубление знаний о глаголе.
Неопределённая форма глагола
Возвратные глаголы. Виды глагола. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Спряжение глагола. Первое спряжение и их правописание. Отрицательные глаголы и их спряжение. Повелительное наклонение. Условное наклонение. Безличные глаголы. Образование глагола. Вспомогательные глаголы.
Взаимосвязь фольклора с литературой. Ведётся изучение литературы и фольклора, работа авторов по материалам фольклора, оценка устного народного творчества. Рассмотрено изучение творчества М.Худякова «Дорвыжы» (эпос), К.Герда «Инъёс», сравнительно – сопоставительный анализ творчества Кузебая Герда и немецкого поэта Г. Гейне (созданные на основе мифов стихотворения «Эльбай» и «Лореляй»). В этом разделе так же предусмотрено изучить финский эпос «Калевала». Освоение литературных терминов: эпос, лирика, драма.
Эпос . Ведётся изучение построения эпических текстов и их особенности. Изучается творчество А.Леонтьева и его произведение «Сюрес усьтиське мынисьлы», где рассматривается исторический процесс: вражда с булгарами, отношения сделки, купли - продажи с южными странами с Бухарой.
Усвоение основных признаков жанра – рассказ. Творчество М.Петрова «Зангари сяськаос», рассказ о событиях Великой Обтечественной войны 1941 – 1945 гг.
Изучение проблематики бродяжничества в романе П.Блинова «Улэм потэ», становление человека, трудный жизненный путь главного героя Деми, влияние исторических событий на жизнь человека (период революции, гражданской войны).
Понятие роман, повесть, рассказ. Их особенности.
Творчество П.Чернова «Бектыш нюлэс буйга», построение сюжета повести, повесть о настоящей товарищеской дружбе.
Лирика . В этом разделе рассматривается жанры лирики и их разновидности: «твёрдые» формы стиха, свободная форма стиха (о природе, любоная лирика, гражданская лирика). Творчество Ф.Кедрова «Оскы, Родина!», М.Ильин «Пилемъёс», В.Романов «Вало», М.Петров «Байгурезь йылысен», В.Ванюшев «Дунъёс». Понятие о илтературных терминах: сравнение, метафора, работа над метафорой и сравнением, понятие о лирическом герое. После изучения творчества поэтов – фронтовиков (Ф Кедров, М. Петров…) рекомендуется ввести литературные тексты татарской литературы (Мусы Джалиля «Варварство») и русских поэтов – фронтовиков (А. Твардовского…).
Драма. Виды драматических произведений: трагедия, драма, комедия, их разновидности. Творчество И.Гаврилова, пьеса «Кезьыт ошмес», усвоение понятия драмы, ремарка, комедия.
Внеклассное чтение . По внеклассному чтению предусмотрено изучить по фольклору: мифы народов; по эпосу: Т.Архипов «Лариса», по лирике: детские поэты.
Перечень методического обеспечения.
Учебное пособие:
1) Учебно-методический журнал «Вордскемкыл», под редакцией министерства образования и науки Республики Удмуртия
2. «Дидактический материал для 6 класса», Ижевск, Удмуртия. Под редакцией Р.Ф.Березина
Преподавание данного предмета осуществляется по программе с использованием учебника«Удмуртский язык 6-7 класс» Г.Н. Никольская (2005г.) Ижевск, «Удмуртия»
Учебник: «Удмурт литература 6 класс» Г.А.Ушаков, В.Л.Шибанов (2003г.)
№
Наименование раздела
программы
Количество часов по разделу
Тема
урока
Количество часов
Дата
Пред.
Факт.
1
Повторение пройденного в 5 классе
8+4
Вводный урок
Удмуртский язык- средство общения удмуртского народа
1
2.09
Литературные роды: эпос, лирика, драма
3.09
2
Повторение пройденного в начальных классах
1
4.09
3
Словосочетание. Предложение
1
9.09
Ф.Васильев «Шудмыогъя»
10.09
4
Члены предложения
1
11.09
5
Однородные члены предложения
1
16.09
М.Худяков «Дорвыжы»
17.09
6
Обращение
1
18.09
7
Простые и сложные предложения.
1
23.09
Внеклассное чтение
24.09
8
Прямая речь
1
25.09
9
Текст
9+5
Повторение пройденного в 5 классе
1
30.09
Э.Леннрот «Калевала»
1.10
10
Связь между частями текста и между предложениями в каждой части
1
2.10
11
Повествование, описание, рассуждение
1
7.10
К.Герд «Эльбай». Г.Гейне
«Лореляй»
8.10
12
Сочинение по данному началу.
1
9.10
13
Понятие о стиле текста. Разговорный стиль и книжный стиль
1
14.10
А Леонтьев «Сюресусьтиськемынисьлы»
15.10
14
Художественный стиль
1
16.10
15
Диктант
1
21.10
Творческая работа
22.10
16
Научный стиль
1
23.10
17
Деловой стиль
1
28.10
Жизнь и творчество Т.Архипова
29.10
18
Лексика
5+3
Повторение пройденного в 5 классе
1
30.10
19
Т.Архипов « Лариса»
1
5.11
Удмуртская народная лексика и диалектные слова
6.11
20
Заимствованные слова
1
11.11
Жизнь и творчество П.Блинова
12.11
21
Устаревшие слова. Новые слова
1
13.11
22
Изложение
1
18.11
П.Блинов «Улэмпотэ»
19.11
23
Части речи
Существительное
8+4
Понятие о частях речи. Имя существительное
1
20.11
24
Существительные с притяжательными суффиксами
1
25.11
П.Блинов «Улэмпотэ»
26.11
25
Склонение существительных с притяжательными суффиксами
1
27.11
26
Образование существительных
1
2.12
Роман, повесть, рассказ
3.12
27
Сложные существительные и их правописание
1
4.12
28
Послелог
1
9.12
Сочинение –обобщение
10.12
29
Повторение пройденного по теме существительное
1
11.12
30
Диктант
1
16.12
Жизнь и творчество П.Чернова
17.12
31
Прилагательное
7+2
Имя прилагательное. Признаки прилагательных
1
18.12
32
Степени сравнение прилагательных
1
23.12
П.Чернов «Бектышнюлэсбуйга»
24.12
33
Сочинение
1
25.12
34
Прилагательные с разделительными суффиксами
1
30.12
35
Образование прилагательных
1
15.01
36
Сложные прилагательные и их правописание
1
20.01
Творчество Ф Кедрова « Оскы Родина»
21.01
37
Прилагательные заимствованные с русского языка
1
22.01
38
Числительное
10+5
Понятие о числительном
1
27.01
М Ильин «Пилемъёс»
28.01
39
Количественные и порядковые числительные
1
29.01
40
Простые и составные числительные
1
3.02
В Романов «Вало»
4.02
41
Склонение количественных числительных
1
5.02
42
Склонение собирательных числительных
1
10.02
А.Лужанин «Бусъёсыншобырскизы»
11.02
43
Изложение
1
12.02
44
Склонение дробных числительных
1
17.02
Сочинение по теме «ВОВ в удмуртской и русской литературе»