Рабочая программа разрабатывается с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ч.7 ст.28; ст.30; п.5 ч. 3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48);
Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 n 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. («Программа по удмуртскому языку 5 -9 классы».Автор Г.Н.Никольская. Ижевск «Удмуртия» 2002).
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, тематическое планирование, учебно – методическое обеспечение.
Курс удмуртского языка направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к удмуртскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах удмуртского языка; об основных нормах литературного языка; о речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Рабочая программа по удмуртскому языку в V классе рассчитана на 102учебных часа (3 часа в неделю).
Содержание программы прилагается на родном удмуртском языке, на основании которого составлено календарно-тематическое планирование.
V класс (35 час)
Удмурт кыл сярысь
Вераськон кыл, солэн кулэлыкез.
Удмурт кыл — вань удмурт калыклэн вераськон кылыз.
Кыл сочетание но предложение. Предложенилэн главной но второстепенной членъёсыз. Однородной членъёсын предложениос. Предложениосты куспазы герзаса, текст кылдытон.
Кыл волятон. Вераськон кылысь удмурт куараосты шонер веран. Начальной классъёсын эскерем вераськон люкетъёсты интыяз, быгатыса предложениосы пыртон. Текстысь предложениослэсь виссэс шодон. Портэм предложениослэсь текст кылдытыны, сое чебер лыдзыны но вераны дышон.
ВЕРАСЬКОН КЫЛ
Устной но письменной вераськон кыл. Устной вераськон кыллэн выразительной амалъёсыз: текстлэсь темазэ, основной малпанзэ, пуштроссэ, солэсь структуразэ лыдэ басьтон, логической ударение, логической вискарон (пауза), интонация, жоглык (темп), выросъёсты уже кутон. Диалог но монолог.
Кыл волятон. Вераськон кыллэсь литературной нормаоссэ чакласа, выразительно лыдзыны но вераськыны тыршон.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по удмуртскому языку »
Пояснительная записка.
Рабочая программа разрабатывается с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ч.7 ст.28; ст.30; п.5 ч. 3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48);
Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 n 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. («Программа по удмуртскому языку 5 -9 классы».Автор Г.Н.Никольская. Ижевск «Удмуртия» 2002).
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, тематическое планирование, учебно – методическое обеспечение.
Курс удмуртского языка направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к удмуртскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах удмуртского языка; об основных нормах литературного языка; о речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Рабочая программа по удмуртскому языку в V классе рассчитана на 102учебных часа (3 часа в неделю).
Место предмета в структуре основной образовательной программы.
Предмет удмуртский язык в 5 классах – 11 классах (ООО) входит в инвариативную часть учебного плана, изучается как обязательный учебный предмет на базовом уровне. На изучение удмуртского языка по учебному плану школы выделяется следующее количество часов по классам:
классы
5
6
9
За неделю
3
3
2
За год
105
105
68
5 класс
1.Структура программы (содержание)
№
Раздел
Огъя час
1
О языке
2
2
Повторение пройденного
7
4
Текст
12
5
Синтаксис но пунктуация
14
6
Лексика
6
7
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография.
11
8
Словообразование
4
9
Ар чоже ортчемез тодэ ваён.
6
Контрольные диктанты и развитие речи
14
Литература
26
Содержание программы прилагается на родном удмуртском языке, на основании которого составлено календарно-тематическое планирование.
V класс (35 час)
Удмурт кыл сярысь
Вераськон кыл, солэн кулэлыкез.
Удмурт кыл — вань удмурт калыклэн вераськон кылыз.
Кыл сочетание но предложение. Предложенилэн главной но второстепенной членъёсыз. Однородной членъёсын предложениос. Предложениосты куспазы герзаса, текст кылдытон.
Кыл волятон. Вераськон кылысь удмурт куараосты шонер веран. Начальной классъёсын эскерем вераськон люкетъёсты интыяз, быгатыса предложениосы пыртон. Текстысь предложениослэсь виссэс шодон. Портэм предложениослэсь текст кылдытыны, сое чебер лыдзыны но вераны дышон.
ВЕРАСЬКОН КЫЛ
Устной но письменной вераськон кыл. Устной вераськон кыллэн выразительной амалъёсыз: текстлэсь темазэ, основной малпанзэ, пуштроссэ, солэсь структуразэ лыдэ басьтон, логической ударение, логической вискарон (пауза), интонация, жоглык (темп), выросъёсты уже кутон. Диалог но монолог.
Кыл волятон. Вераськон кыллэсь литературной нормаоссэ чакласа, выразительно лыдзыны но вераськыны тыршон.
Кыл волятон. Кылъёслэсь пормон амалъёссэс валэктон. Сложной кылъёсты вераськон кылазы кутылон но соосты шонер гожъяны быгатон.
Требования к уровню подготовленности учащихся
I. Учащиеся должны знать/пониматьопределения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
II. К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
· разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
· разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
· соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии:
· находить в словах изученные орфограммы;
· находить орфографические ошибки и исправлять их;
· правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации:
· находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи:
· определять тему и основную мысль текста, его стиль.
· Подробно и сжато излагать повествовательные тексты ( втом числе с элементами описания предметов, животных).
· Составлять простой план исходного и собственного текста.
· Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
· Совершенствовать содержание языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом).
· Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
· Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
· Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Знать/понимать:
-алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
- орфоэтические нормы;
- орфографические правила;
- диалог,монолог;
- типы взаимосвязей предложений в тексте;
- различие словосочетаний от предложений;
- знаки препинания в предложениях с однородными членами и обращениями;
- лексическое и грамматическое значение слов; слова в прямом и переносном значении; синонимы, омонимы, антонимы;
- состав слова
Уметь:
- выразительно читать на удмуртском языке по литературным нормам и писать по орфографическим правилам;
-выполнять фонетический разбор, состав слова, синтаксический разбор предлжений;
- использовать в работу орфографические и толковые словари
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдать нормы построения текста;
- самостоятельно выполнять различные творческие работы;
- извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями и справочной литературой
4.Формы контроля
Диктанты, тесты, сочинения, изложения, тренировочные работы
Методическое указание к календарно-тематическому планированию в 6 классе по удмуртской литературе
Отличительные особенности
Часы в рабочей программе распределяются на усмотрение преподавателя, так как отсутствует распределение часов в основной программе.
Структурный порядок изучения тем совпадает с основной программой, рекомендованной министерством образования.
Содержание учебного материала расширяется в связи с добавлением для изучения некоторых художественных текстов из татарской и русской литератур:
2) В конце года вводится 1 час по изучению творчества удмуртского художника - В. Белых, что связано современными тенденциями сопоставления разных видов искусства, в данном случае с живописью.
Контрольно- измерительные работы
Развитие речи (сочинение) – 5 часа изложения – 3 часа Контрольные диктанты – 6 часа
Нормы оценок:
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 70-80 слов, для 6 класса – 80-90, для 7 – 90-100, для 8 – 100-110, для 9 – 110-120 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова.
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилам
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1)умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Оценка обучающих работ Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Учебно – методическое обеспечение.
1. Г. Н. Никольская, А. П. Мышкина. Удмурт кыл 5 кл. – Ижевск «Удмуртия» 2004г.
2. Т. Бусыгина, О. В. Рябина, Е. Г. Смирнова. Удмурт кылъя диктантъёс 5-9 кл. – Ижевск «Удмуртия» 2008г.
3. Г. Н. Никольская. Уроки удмуртского языка в 5 кл. – Ижевск «Удмуртия».
4. Л. И. Николаева, Н. А. Гаранькина. Тесты по удмуртскому языку 5-9 кл. – Ижевск «Удмуртия» 2004г.