Характерной чертой российского государства является его полиэтничность и поликультурность.
Актуальность разработки рабочей программы по родному языку (удмуртскому) не нуждается сегодня в подробном обосновании. Вопрос о необходимости включения в школьное образование «регионального компонента». Современный выпускник должен обладать знаниями своего родного языка …Хорошее знание родного языка в многонациональном российском государстве, объективное оценивание места среди других языков народов России - одна из основных направлений изучения родного языка в школе.
Взгляды на родной язык в контексте региона, в параллелях и во взаимосвязях с другими литературными регионами расширяет представление учащихся , осознания того, что в недрах каждой национальной культуры существует великое многообразие всевозможных эстетических явлений, которые определяют общероссийскую культуру
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по удмуртскому языку 5 класс »
Пояснительная записка
Рабочая программа для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе программы общеобразовательных учреждений «Удмуртский язык и литература для 5-9 классов» под редакцией Г.Н Никольская Ижевск, «Удмуртия», 2002г. и на основе примерной программы основного общего образования по литературе под редакцией Л.П.Фёдоровой, издательство «Удмуртия»,2009г.
Характерной чертой российского государства является его полиэтничность и поликультурность.
Актуальность разработки рабочей программы по родному языку (удмуртскому) не нуждается сегодня в подробном обосновании. Вопрос о необходимости включения в школьное образование «регионального компонента». Современный выпускник должен обладать знаниями своего родного языка …Хорошее знание родного языка в многонациональном российском государстве, объективное оценивание места среди других языков народов России - одна из основных направлений изучения родного языка в школе.
Взгляды на родной язык в контексте региона, в параллелях и во взаимосвязях с другими литературными регионами расширяет представление учащихся , осознания того, что в недрах каждой национальной культуры существует великое многообразие всевозможных эстетических явлений, которые определяют общероссийскую культуру
Основные задачи курса удмуртского языка в средних классах по данной программе сводятся к следующему:
- закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе;
Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиям, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей. Так, применительно к научному (в его научно-популярном варианте) стилю речи это будут такие доступные учащимся средних классов жанры, как реферат, статья, обзор.
Программа литературы соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с произведениями удмуртской художественной литературы в 5 классе. Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса. Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания - лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Урок сотворчества – и эта модель выдвигает на первое место не учителя, а ученика, который с помощью учителя идёт к литературному произведению, а от него к автору.
Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность. Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.). Программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся и в соответствии с ним строить свою работу. С учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, способствует формированию ключевых и предметных компетенций. Обеспечивает прочную связь учебного материала 5 класса с начальной школой. В процессе дальнейшего литературного образования личностные качества ученика, как заинтересованного читателя, углубляются и расширяются. Осуществляет связь предметов: родной язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК. Воспитательные возможности предмета реализуются не только за счет информативной стороны произведений, но и за счет воспитательных ресурсов самого языка. Содержание доступно восприятию учащихся, выстроено логично, взаимосвязано по разделам и темам, формирует учебную мотивацию. Вводятся необходимые для работы с художественными текстами литературоведческие понятия. Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы: • "Развитие речи" (практико-ориентированный и деятельный подходы); • "Связь с другими искусствами" (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов; культуроведческий подход); • "Возможные виды внеурочной деятельности"(деятельный , личностно – ориентированный, дифференцированный подход к обучению).
Основная цель программы: учебный предмет «Удмуртский язык» в 5 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
• формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);• овладение нормами русского литературного языка;
• обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
• обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
• формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
• развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Удмуртский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Реализация программы по литературе предполагает достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. • воспитание гражданственности, патриотизма, интереса и любви к слову.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами среднего и старшего общего образования предмет « Родной язык» изучается с 5 по 9 класс В 5 классе рабочая программа рассчитана на 102 часа в год ( без учета праздничных дней) из них 68 часа на изучение удмуртского языка и 34 часа на изучение удмуртской литературы
Результаты изучения предмета
Личностные результаты:
- осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к родному языку,
сохранять чистоту русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию;
- обогащать свой словарный запас и усваивать грамматические средства для свободного
выражения мыслей в процессе речевого общения;
- оценивать собственную речь с точки зрения соблюдения норм общения и речевого поведения.
Метапредметные результаты:
Владеть всеми видами речевой деятельности:
АУДИРОВАНИЕ:
- адекватно понимать основное содержание небольшого по объему учебно-научного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- овладевать приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи и речи
в ситуации диалога;
- выделять основную мысль, структурные части прослушанного текста;
ЧТЕНИЕ:
- владеть техникой чтения;
- владеть разными видами чтения (просмотровое, изучающее, ознакомительное);
- владеть приемами работы с учебной книгой;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов и других источников
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических
конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Требования к уровню подготовленности учащихся
I. Учащиеся должны знать/понимать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
II. К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
· разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
· разъяснять значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
· соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии:
· находить в словах изученные орфограммы;
· находить орфографические ошибки и исправлять их;
· правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации:
· находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По связной речи:
· определять тему и основную мысль текста, его стиль.
· Подробно и сжато излагать повествовательные тексты ( втом числе с элементами описания предметов, животных).
· Составлять простой план исходного и собственного текста.
· Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
· Совершенствовать содержание языковое оформление своего текста ( в соответствии с изученным языковым материалом).
· Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
· Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
· Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Программа по литературе предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков: • выделение характерных причинно-следственных связей; • сравнение и сопоставление; • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома; • самостоятельное выполнение различных творческих работ; • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; • составление плана, тезиса, конспекта; • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;; • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; • обогащение словарного запаса; • владение монологической и диалогической речью.
Учащиеся должны знать:
*авторов и содержание изученных художественных произведений;
*основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; бродячие сюжеты сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся должны уметь: *воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
*отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
*видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению);
*выявлять основную нравственную проблематику произведения;
*определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними;
*прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
*воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
*различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
*готовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;*словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
*аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
*видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
*писать творческие сочинения типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
*сочинять небольшие произведения фольклорного жанра (сказки, загадки, басни и др.);
*создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО УДМУРТСКОМУ ЯЗЫКУ
Нормы оценок:
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 70-80 слов, для 6 класса – 80-90, для 7 – 90-100, для 8 – 100-110, для 9 – 110-120 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова.
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилам
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка. С помощью сочинений и изложений проверяются: 1)умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.
Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Оценка обучающих работ Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы, а также умение выразительно читать наизусть программные произведения.
Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в чтении наизусть и речевом оформлении высказываний.
Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания; есть затруднения в чтении наизусть.
4.Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимо.
В среднем звене общеобразовательной школы перед литературой поставлены большие задачи. Одним из приоритетов в данном этапе изучения родной литературы является – воспитание эстетически развитого, объективно умеющего оценивать произведения читателя. Поэтому важно изучение литературных текстов в их художественном своеобразии в сравнении с другими литературами (русской, мировой).
С этой целью в программе включены произведения финно-угорских авторов, являющимися родственным удмуртскому языку. Такое сравнение способствует формированию новых сопоставления и сравнения, так необходимые при изучении любого предмета. Выбор такого круга литератур объясняется близостью исторических судеб, родственных культур, отчасти языковых тенденций.
Приобщение учащихся к художественной литературе финно-угорских народов повысит их культурный уровень, обогатит интеллектуальный и эмоциональный мир. Поможет формированию эстетической восприимчивости к родственной литературе, её нравственным ценностям, образно-эстетическому строю, содействуют воспитанию в них общероссийского гражданского сознания. Чувства любви к своему многонациональному отечеству; толерантного отношения к другим нациям и народам.
Немало важным в среднем звене обучения является изучение истоков удмуртской литературы – фольклора Фольклорные тексты способствуют формированию глубокого взгляда к историческим истокам своего народа, воспитывают любовь, уважение своих исторических корней. Помогают понять дальнейшее развитие родной литературы.
Прочному закреплению понимания художественного текста способствует знание теории искусство слова. Поэтому рабочая программа в средних классах предусматривает постепенное углубление в теорию литературы.
в V кл. – понятие литературных родов;
VI кл. - роды и жанры;
VII кл. – характер- герой – образ;
VIII кл. – литературные традиции;
IX кл. – мир фольклора и связанные с ним понятия.
В пятом классе большое внимание уделяется сочетанию формы и содержания художественного текста. Понятие термина род формирует умение учащихся определять формы текста и выделение основных художественных её особенностей. В шестом классе, углубляя понятие рода, начинается изучение жанра художественного произведения, а в седьмом классе у учащихся формируется умение распознавания образа, характера литературного героя, художественные способы создания литературного образа отдельным автором.
В восьмом и девятом классах осуществляется переход к изучению истории удмуртской литературы. Изучая фольклорные и литературные тексты прививаются умение сравнения, сопоставления и видения причинно-следственных связей рождения и развития родной литературы.
Таким образом, переходя к старшему звену обучения ученик должен уметь:
- выразительно и эмоционально читать. Видеть отношение самого автора;
- выделять основную идею и тему произведения;
- отличать литературные произведения по роду и жанру;
- анализировать литературный текст, оценивать с эстетической точки зрения.
Учебно-тематический план
Содержание
Количество
часов
Развитие
речи
Контрольные работы
Повторение изученного в 1-4 классах
9
1
1
Речь
14
2
1
Синтаксис и пунктуация
15
1
1
Лексика.
7
1
-
Фонетика, орфография.
13
1
1
Части слова
11
-
2
Итого
69
6
6
Фольклор
4
-
1
Эпос
20
2
1
Лирика
8
-
1
Драма
8
1
-
Итого
36
3
3
Итого
105
9
9
Темы, предложенные программой, соответствуют последовательному содержанию учебного материала учебника.
Повторение пройденного в начальных классах – 9ч
Речь –14ч
Синтаксис и пунктуация – 15ч
Лексика – 7ч
Фонетика, графика, орфоэпия, орфография – 13ч
Части слова - 11ч
Фольклор – 4
Эпос -20
Лирика – 8
Драма – 8
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА УДМУРТСКОГО ЯЗЫКА
Повторение пройденного в начальных классах – 9 ч.
Звуки и буквы
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Части речи.
Имя существительное: падеж, число.
Имя прилагательное. Местоимения Глагол. Глагол изъявительное наклонение. Наречие (ознакомление).
Словосочетание и предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами. Связь предложений в тексте.
Речь.- 13ч.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Текст. Тема, основная мысль, содержание, логическое ударение, логическая пауза, интонация, темп.
Синтаксис. Пунктуация. – 15ч.
I. Основные синтаксические понятия (единицы); словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространённые и распространённые предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Лексикология как раздел науки о языке. – 7 ч.
Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка.
Слово – основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц.
Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью описания, толкования, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова.
Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография – 13ч.
Морфемика и словообразование как разделы науки о языке.
Морфема как минимальная значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Звуки. Гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные. Правописание Ӥ и Э. Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука. Правописание буквы Й. Ь и Ъ разделительные знаки. Правописание Ӵ, Ӝ, Ӟ.Правописание ДӞ, ТЧ, ТС, ДС. Заимствованные слова с буквами Ф, Х, Ц, Щ. Фонетический и орфографический разбор.
Части слова. Словообразование – 10 ч.
Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Правописание А, О, Э, У и Я, Ю,Е,Ё после гласных звуков. Сложные слова и их правописание.
В программу входят разделы взаимосвязи фольклора с литературой, эпос, лирика, драма. В 5 классе большое внимание уделяется сочетанию формы и содержания художественного текста. Понятие термина род формирует умение учащихся определять формы текста и выделение основных художественных её особенностей.
Введение . Язык – искусство. Отличие фольклора и литературы, понятие о лирике, эпосе и драме.
Взаимосвязь удмуртского фольклора с литературой . Изучение мифов: «Дуннелэн кылдэмез», «Толэзьысь ныл». Сказки, их отличие от мифов и легенд, герои сказок. О загадках, его возникновение, понятие о загадках.
Литература. Эпос . Понятие об эпосе. В этот раздел входят творчество К. Герда «Гондыръёс» (поэма – сказка); К.Митрей «Сурсву» (рассказ), понятие о герое – рассказчике и повествователе; В.Сергеев «Душеспи» - основная идея рассказа и проблема «человек – природа»; П.Чернов «Тодьы Пыдвыл», понятие о сюжете; Н.Васильев «Куазь жобан дыръя» помощь человека человеку в трудной ситуации, построение сюжета; Г.Данилов «Эктытись кутъёс» описание характера, внешности героев. Басня А.Лужанина, понятие о басне.
В.Широбоков «Шундыпиос», Е.Загребин «Зарни сизьыл» понятие о лирическом рассказе, олицетворении.
Лирика . Жанр лирики. Понятие о ритме и рифме. Гражданская лирика на основе стихотворений А.Оки «Вордиськем музъеме», Н.Байтерякова «Маин дуно», М.Петрова «Вандэмо», М.Ильина «Мон удмурт пи луисько».
Пейзажная лирика на основе творчества К.Герда «Кызьпуос», «Сизьыл», «Тулыс», А.Оки «Бублиос»,Ф.Васильева «Кезьыт ин. Кезьыт куазь. Кезьыт тол».
Драма . Понятие о драме. Место монолога и диалога. Отличие эпоса от драмы.
В этом разделе предусмотрено изучение пьесы И.Гаврилова «Эктытись пастух» и пьесы А.Клабукова «Кылмекей» . Место юмора в пьесе.
Внеклассное чтение . «Туганай но Зара» В.Садовников (сказка); Г.Красильников «Портмаськись нюк»; Г. Данилов «Табань сиён нуналэ».
Учебно –методическое обеспечение программы
Г. Н. Никольская, А. П. Мышкина Удмурт кыл 5 класс, Ижевск «Удмуртия»,2004 год
1. Учебно-методический журнал «Вордскем кыл», под редакцией министерства образования и науки Республики Удмуртия
2. Поурочные разработки по удмуртскому языку для 5 класса, Ижевск «Удмуртия», 1993 3.Дидактический материал для 5-7 классов» ,Ижевск, Удмуртия Р.Ф.Березина под редакцией