Образовательная: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, о признаках зимы;
Воспитательная: воспитывать умение внимательно и заинтересованно слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Привлечь внимание детей и сформировать интерес к предстоящей деятельности | Воспитатель: - Сегодня мы с вами поговорим о чудесном времени года, а о каком, вы узнаете, послушав стихотворение Читает стихотворение Н. Некрасова «Снежок» Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня – посмотри! – Как розовые яблоки, На ветках снегири. Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух. О каком же времени года говорится в стихотворении? Дети: - О зиме. | Фронтальная форма, художественное слово, вопросы | Дети участвуют в беседе с воспитателем, высказывают своё мнение | Дети заинтересованы в занятии, внимательно слушают стих |
2. | Основной этап | |
2.1. | Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию, которая сможет заинтересовать детей | Воспитатель: Совершенно верно! Зима – волшебное и сказочное время года. Кажется, что природа отдыхает, замерла в крепком сне. Но она остается красивой, завораживающей. Зиму часто изображали на своих полотнах художники, о ней писали стихи русские поэты. «Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит…» (Ф. Тютчев) «… Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит…» (А. С. Пушкин) Для того, чтобы передать красоту русской зимы, поэты используют образные выражения, которые помогают более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы обратите внимание какие красивые образные слова в ней есть: Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит Царица – Белокоса, белолица. Как махнула рукавом – Все покрыла серебром! | Вопросы, решение проблемной ситуации, художественное слово | Вместе с воспитателем дети ищут решение проблемной ситуации | Дети заинтересованы в поиске решения проблемной ситуации |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Закрепить умение внимательно слушать воспитателя | Воспитатель задает вопросы: - Что за Царица сидит в санях? - Почему зиму называют царицей? - Что за тройка скакунов прилетела? Ответы детей (царица – зима, тройка скакунов – зимние месяцы) Воспитатель: - Какой месяц год заканчивает, а зиму начинает? Ответы детей: - Декабрь Воспитатель: - Назовите все зимние месяцы Дети: - Декабрь, январь, февраль Воспитатель: Ребята, что вы еще можете сказать о зиме? Какими словами можете ее описать? Ответы детей: снежная, морозная, холодная, студеная и т.д. Воспитатель выставляет иллюстрации с зимними пейзажами, предлагает детям рассмотреть их и поговорить о признаках зимы. Дети называют признаки зимы: - Солнце светит мало и не греет - День становится короче, а ночь - длиннее - Небо серое, часто затянуто тучами и облаками - На улице холодно, ветрено… - Кругом все покрыто белым покрывалом (лежит снег) - Замерзли водоемы (покрыты льдом) - Люди одели теплую зимнюю одежду - Животные поменяли шубки на зимние, многие впали в спячку и т.д. | Наглядный метод, вопросы | Слушают воспитателя, отвечают на вопросы | Дети участвуют в беседе с воспитателем, отвечают на его вопросы |
2.3. | Этап практического решения проблемы | | Воспитатель: -Во все времена люди наблюдали за природой, подмечали все, что происходит вокруг, так появились народные приметы. Давайте их вспомним. Упражнение «Народные приметы» Зима морозная – лето… (жаркое) Много снега – много … (хлеба) Много воды – много … (травы) Иней на деревьях – значит быть … (морозу) Зима снежная – лето … (дождливое) Воробьи дружно чирикают – к …. (теплу) Физкультминутка «Зима» (Дети выполняют движения по тексту.) Солнце землю греет слабо, По ночам трещит мороз, Во дворе у снежной бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, Вьюга злится, снег кружиться, Заметает всё кругом белоснежным серебром. Воспитатель предлагает детям загадки Мягкий он, а не подушка, Белый он, а не пушок, Он холодный, как лягушка, А согреешь – ручеек (снег) Покружилась звездочка в воздухе немножко. Села и растаяла на моей ладошке (снежинка) Невидимкой, осторожно он является ко мне И рисует, как художник, он узоры на окне (мороз) И не снег, и не лед А серебром деревья уберет (иней) | Наглядный метод, вопросы | Слушают воспитателя, отвечают на вопросы | Дети участвуют в беседе с воспитателем, отвечают на его вопросы |
3. | Заключительный этап | Подвести итоги занятия, проанализировать работы друг друга | Воспитатель: В завершение нашего занятия, я предлагаю вам нарисовать снежинки Дети берут цветную бумагу и белые карандаши и рисуют снежинки. Работа выполняется под музыкальную композицию «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского | Рефлексия, беседа, похвала, анализ работ | Отвечают на вопросы воспитателя, учатся анализировать работы друг друга | Подводят итоги вместе с воспитателем, рефлексируют и учатся анализировать работы друг друга |