План урока
ПМ 03: «Приготовление супов и соусов»
Тема урока: «Приготовление щей из свежей капусты с картофелем».
Цели урока:
Обучающая: Активизация познавательной деятельности и творческого мышления через методы активного обучения, формирование умений и навыков в приготовлении щей из свежей капусты, научить оценивать качество блюда
Развивающая: Развить у обучающихся творческое мышление, внимание, точность и память при приготовлении щей.
Воспитательная: воспитать любовь к избранной профессии, ответственность, соблюдение правил техники безопасности, успешно применять полученные навыки на практике
Тип урока: Изучение трудовых приёмов и операций.
Методы обучения:
-звеньевая форма работы;
-дидактические: беседа, объяснение;
-методы развития самостоятельности и творческого подхода – решение производственно-технических задач.
-наглядно-демонстрационные: показ трудовых приемов и операций:
2. Щи по - уральски.
Учебно – производственные задания:
1.Щи со свежей капустой и картофелем
3. Щи суточные
4.Щи зелёные.
Материально – техническое оснащение урока: сборник рецептур блюд и кулинарных изделий, учебник «Технология приготовления пищи», «Кулинария», раздаточный материал: карточки- задания, технологические карты, критерии оценок, карта бракеража изделий».
Инвентарь: разделочные доски, кастрюли, миски, ножи, ложки, тарелки.
Сырьё: продукты согласно рецептуре: картофель, морковь, петрушка, томатное пюре, свежая капуста, уксус 9%, сахар, соль, специи, репчатый лук, сладкий перец, чеснок, шпик, фасоль, мука.
Межпредметные связи: товароведение (характеристика продуктов);
оборудование (механическое и электрическое оборудование); химия (химический состав продуктов); математика, калькуляция (расчёт сырья)
Прогнозируемый результат:
Овладение профессиональными компетенциями:
ПК 3.1 Готовить бульоны и отвары.
ПК 3.2 Готовить простые супы.
Развитие и овладение общими компетенциями:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде.
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
Ход урока
I. Организационный момент:
- проверка явки;
- проверка внешнего вида;
- деление на звенья;
- назначение дежурных.
II. Вводный инструктаж:
1. Сообщение темы и цели урока; тема урока: «Приготовление щей». Цель: «Отработать профессиональные навыки по приготовлению щей».
2. Актуализация знаний (восстановление в памяти учащихся ранее изученного материала.)
Фронтальный опрос.
1.Какие виды бульонов используют для приготовления щей? (мясной, мясокостный, овощной отвар для вегетарианского)
2.Какие разновидности щей вы знаете? (щи из квашеной капусты, щи по- уральски, щи суточные, щи из свежей капусты)
3.Почему квашеную капусту необходимо предварительно тушить? (много кислоты)
3.Обьяснение нового материала методом беседы и демонстрации презентации, показа трудовых приемов.
- показ трудовых приемов по приготовлению щей.
- распределение заданий по звеньям.
Проблемные вопросы:
Обработка белокочанной капусты. Как обрабатывают капусту перед приготовлением блюд? (У нее снимают загнившие листья, отрезают наружную часть кочерыжки и промывают. Кочан разрезают на четыре части и нарезают соломкой-0,2*0,2 4-5см; шашки 2-3 см. Мастер показывает обучающимся технологические приемы нарезки капусты.
Укажите формы нарезки картофеля для приготовления щей из свежей капусты (брусочки размеры 1*1,5см; кубики-2*2; 2,5* 2,5)
Практический показ мастером и обучающимися приемам нарезки картофеля.
Укажите формы нарезки корнеплодов для приготовления щей с картофелем.
(соломка-морковь 0,2*0,2 3-4см; лука 0,2*0,24 кубики моркови) 0,5*0,5; лука 0,5*0,5.
Практический показ мастера технологических приемов.
4.Закрепление нового материала: Блиц-опрос. Работа с технологическими картами записать в таблицу качественную оценку щей. Разновидности щей- заполнить таблицу (сверить с эталоном ответа) /Приложения/
Дополнение мастера:
Вы знаете, что все супы состоят из двух основ - жидкой и плотной. Жидкая основа - это бульоны и отвары. Плотная - все остальное.
Суточные щи готовили всегда на Руси. Раньше кроме лошадей, средств передвижения не было. Приходилось ехать долго. Вот их и замораживали, брали с собой горшочек. Свои вкусовые достоинства они сохраняли и после размораживания, и были отличным блюдом
5.Характерные ошибки, наиболее встречающиеся в заданиях:
- бульон мутный (варили бульон на сильном нагреве)
I
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПМ. 03 "Приготовление супов и соусов". »
Подготовила:
Иванова Антонина Викторовна
мастер производственного обучения
по профессии «Повар, кондитер».
2015г.
Аннотация
Процесс производственного обучения предполагает максимальное развитие эмоциональной и волевой сфер личности, формирование и развитие профессиональных навыков и способов действий, познавательных интересов и способностей, творческой активности будущего специалиста. Сам учебный процесс должен вызывать у учащегося удовлетворенность, радость познания, чувство удивления тому, что он сам может сделать многое. Этому способствует такой учебный элемент, как самостоятельная работа .
Самостоятельная работа предполагает реализацию задач, направленных на развитие самостоятельной деятельности обучаемых, выработку самостоятельности, самовыражения в решении профессиональных задач. Этот вид учебной деятельности помогает привить учащимся профессиональные умения и навыки, воспитать чувства ответственности, исполнительности, самопознания и самореализации.
Успех этой работы зависит от организации самого учебного процесса в целом, а также от планирования и организации самостоятельной деятельности учащихся.
Самостоятельная работа- это такой способ учебной работы, при котором:
-учащимся предлагаются учебные задания и рекомендации для их выполнения;
-работа проводится без непосредственного участия мастера, после подробного инструктирования по технологическим картам;
-выполнение работы требует от учащегося применения и закрепления имеющихся знаний на практике.
Наше занятие позволяет решать вопросы по формированию данных компетенций с использованием принципов организации самостоятельной работы. Тема, выбранная для занятия, включает в себя ряд ранее изученных учащимися приемов и операций, их технологической последовательности: первичная обработка овощей, круп, приготовление бульонов.
Данная методическая разработка составлена на основе рабочей программы Профессионального модуля по профессии: « Повар, кондитер».
Актуальность данной разработки обуславливается потребностью современного рынка в квалифицированных рабочих к инновационным нововведениям в производстве, способных к самообучению и самоусовершенствованию. Вопросы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках относятся к числу наиболее актуальных проблем современного образования. В разработке указаны цели проведения описания хода урока, который состоит из: организационной части, вводного инструктажа, текущего инструктажа, самостоятельной работы, заключительного инструктажа.
Тема урока: «Приготовление щей из свежей капусты с картофелем».
Цели урока:
Обучающая: Активизация познавательной деятельности и творческого мышления через методы активного обучения, формирование умений и навыков в приготовлении щей из свежей капусты, научить оценивать качество блюда
Развивающая: Развить у обучающихся творческое мышление, внимание, точность и память при приготовлении щей.
Воспитательная: воспитать любовь к избранной профессии, ответственность, соблюдение правил техники безопасности, успешно применять полученные навыки на практике
Тип урока: Изучение трудовых приёмов и операций.
Методы обучения:
-звеньевая форма работы;
-дидактические: беседа, объяснение;
-методы развития самостоятельности и творческого подхода – решение производственно-технических задач.
-наглядно-демонстрационные: показ трудовых приемов и операций:
оборудование (механическое и электрическое оборудование); химия (химический состав продуктов); математика, калькуляция (расчёт сырья)
Прогнозируемый результат:
Овладение профессиональными компетенциями:
ПК 3.1 Готовить бульоны и отвары.
ПК 3.2 Готовить простые супы.
Развитие и овладение общими компетенциями:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде.
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
Ход урока
I. Организационный момент:
- проверка явки;
- проверка внешнего вида;
- деление на звенья;
- назначение дежурных.
II. Вводный инструктаж:
1. Сообщение темы и цели урока; тема урока: «Приготовление щей». Цель: «Отработать профессиональные навыки по приготовлению щей».
2. Актуализация знаний (восстановление в памяти учащихся ранее изученного материала.)
Фронтальный опрос.
1.Какие виды бульонов используют для приготовления щей? (мясной, мясокостный, овощной отвар для вегетарианского)
2.Какие разновидности щей вы знаете? (щи из квашеной капусты, щи по- уральски, щи суточные, щи из свежей капусты)
3.Почему квашеную капусту необходимо предварительно тушить? (много кислоты)
3.Обьяснение нового материала методом беседы и демонстрации презентации, показа трудовых приемов.
- показ трудовых приемов по приготовлению щей.
- распределение заданий по звеньям.
Проблемные вопросы:
Обработка белокочанной капусты. Как обрабатывают капусту перед приготовлением блюд? (У нее снимают загнившие листья, отрезают наружную часть кочерыжки и промывают. Кочан разрезают на четыре части и нарезают соломкой-0,2*0,2 4-5см; шашки 2-3 см. Мастер показывает обучающимся технологические приемы нарезки капусты.
Укажите формы нарезки картофеля для приготовления щей из свежей капусты (брусочки размеры 1*1,5см; кубики-2*2; 2,5* 2,5)
Практический показ мастером и обучающимися приемам нарезки картофеля.
Укажите формы нарезки корнеплодов для приготовления щей с картофелем.
Практический показ мастера технологических приемов.
4.Закрепление нового материала: Блиц-опрос. Работа с технологическими картами записать в таблицу качественную оценку щей. Разновидности щей- заполнить таблицу (сверить с эталоном ответа) /Приложения/
Дополнение мастера:
Вы знаете, что все супы состоят из двух основ - жидкой и плотной. Жидкая основа - это бульоны и отвары. Плотная - все остальное.
Суточные щи готовили всегда на Руси. Раньше кроме лошадей, средств передвижения не было. Приходилось ехать долго. Вот их и замораживали, брали с собой горшочек. Свои вкусовые достоинства они сохраняли и после размораживания, и были отличным блюдом
5.Характерные ошибки, наиболее встречающиеся в заданиях:
- бульон мутный (варили бульон на сильном нагреве)
Ф.И.О.
Фронтальный опрос и домашнее задание
Организация рабочего
места
Последовательность технологических операций
Правила
личной
гигиены и
техники
безопасности
За порционирование блюда
Требования к качеству
Косвенные
показатели,
влияющие на
оценку
Итого
1.звено
2. звено
3.звено
- не соответствие нарезке овощей
- пересоленные щи (не соблюдена норма закладки соли)
6. Организация рабочего места:
Приемы и действия при приготовлении щей
Контроль за выполнением работы.
7.Техника безопасности и личная гигиена:
Проверка знаний по технике безопасности и соблюдению личной гигиены.
8.Критерии оценок:(оценивание по пятибалльной шкале каждый этап)
III. текущий инструктаж (самостоятельная работа)
3. Мастер совершает целевые обходы
3.1.1. Проверяет организацию рабочего места в соответствии с правилами БТ
3.1.2. Проверяет правильности выполнения рабочих приемов и операций, коллективное (бригадное) инструктирование
3.1.3. Проверяет правильность технических и технологических условий в работе. При однотипных ошибках – останавливает работы всей группы. Проводит повторный групповой инструктаж.
Обучающиеся самостоятельно выполняют учебно-производственные задания
Выполняют самоконтроль и взаимоконтроль.
3.1.5. Принимает и оценивает качество выполнения учебно- производственных работ совместно с бригадиром.
Обучающиеся, анализируют свою работу и записывают в тетрадь по производственному обучению свои ошибки и методы их устранения, требования к качеству готовых изделий, сроки хранения.
IV.Заключительный инструктаж
4.1.Подведение итогов урока
– Какие умения и навыки вы сегодня приобрели?
– Достигнута ли цель урока?
4.2. Выслушивает анализ бригадиров о работе звена.
– Выясняет какие трудности возникли при выполнении работы.
– Дает общую характеристику работы учащихся, рекомендации по устранению недочетов в работе.
– Анализирует дисциплину труда
4.5. Сообщает оценку за урок каждому учащемуся
4.6. Отмечает, кто из учащихся добился отличного качества работы.
4.7.Сообщает о достижении цели урока.
4.8. Сообщает тему следующего урока и домашнее задание: повторить теоретический материал.
Учащиеся записывают в тетрадь домашнее задание на следующий урок повторить по теории «Приготовление борщей.» каждому звену к следующему уроку подготовить схему приготовления борща: 1.звено-борщ со свежей капустой и картофелем; 2.звено- борщ флотский, 3.звено- борщ украинский. Подготовить краткое сообщение: «История возникновения борща»
5. Уборка рабочих мест
Конспект урока
Приложение №1
Технологическая карта № 1
Блюдо «Щи со свежей капустой и картофелем»
Сборник рецептур блюд 2011 год.
Раскладка № 187/ I I.\
Выход одной порции 500 гр.
Наименование
продуктов
На 1000 гр
На 1 порцию, 500 г
На 10 порций, кг
Брутто
Нетто
Брутто
Нетто
Брутто
Нетто
Капуста белокочанная
300
240
150
120
1,5
1,2
или савойская
308
240
154
120
1,54
1,2
Картофель
160
120
80
60
0,8
0,6
Репа
40
30
20
15
0,2
0,15
Морковь
50
40
25
20
0,25
Петрушка (корень)
13
10
6,5
5
0,065
0,05
Лук репчатый
48
40
24
20
0,24
0,2
Лук-порей
—
—
-
-
-
-
Помидоры свежие
—
—
-
-
-
-
Томатное пюре
20
20
10
10
0,1
0,1
Кулинарный жир
20
20
10
10
0,1
0,1
Бульон или вода
750
750
325
325
3,25
3,25
Технологический процесс приготовления блюда
Механическая кулинарная обработка продуктов:
Овощи промывают, очищают и ещё раз промывают.
Репу ошпаривают для удаления горького привкуса.
Вместо томата-пюре можно использовать свежие помидоры. Их нарезают дольками и добавляют в щи за 5—10 мин до окончания варки.
Раннюю и недозревшую капусту поздних сортов перед закладкой в бульон ошпаривают, чтобы уменьшить горький привкус.
Капусту нарезают шашками или соломкой; морковь, репу, корень петрушки, лук — дольками, кубиками или соломкой; картофель кубиками или дольками.
Приготовление блюда
В кипящий бульон или воду закладывают капусту, доводят до кипения
затем кладут картофель, доводят до кипения.
добавляют пассированные морковь, лук коренья и варят 20-25 минут.
За 5—10 мин до окончания варки в щи добавляют нарезанные дольками помидоры или пассированное томатное пюре.
При приготовлении щей из ранней капусты ее закладывают после картофеля.
Качественная оценка готового блюда:
Внешний вид – капуста и коренья сохранили форму, на поверхности блестки оранжевого жира.
Консистенция – кореньев и лука, мягкая; капуста слегка хрустящая;
Цвет – бледно-коричневый или бесцветный;
Вкус – слегка сладковатый и в меру солёный;
Запах – пассированных овощей и пряностей, без запаха пареной капусты
Правила отпуска:
В подогретую тарелку наливают щи осторожно, чтобы края их оставались чистыми. Щи из свежей капусты можно подавать с пирожками, или ватрушками, или кулебякой на пирожковой тарелке. Щи отпускают со сметаной и посыпают зеленью. Зелень часто подают отдельно в розетке, сметану — в соуснике или кладут в суп при отпуске
Сроки хранения: Хранят на мармите при температуре 75°С не более 2 часов.
Приложение №2
Технологическая карта № 2
Блюдо «Щи по-уральски (с крупой)»
Сборник рецептур блюд 2011 год.
Раскладка №194/ I I.
Выход одной порции 500 гр.
Наименование продуктов
На 1000 гр
На 1 порцию,
500 г
На 10 порций ,кг
Брутто
Нетто
Брутто
Нетто
Брутто
Нетто
Крупа (овсяные хлопья “Геркулес”,
20
20
10
10
0,1
0,1
Пшено, перловая, овсяная или рисовая)
20
20
10
10
0,1
0,1
Томатное пюре
50
50
25
25
0,25
0,25
Капуста квашеная
286
200
243
100
2,43
1
Морковь
50
40
25
20
0,25
0,2
Петрушка (корень)
13
10
6,5
5
0,065
0,05
Лук репчатый
48
40
24
20
0,24
0,2
Чеснок
4
3
2
1,5
0,02
0,015
Кулинарный жир
20
20
10
10
0,2
0,2
Бульон или вода
850
850
425
425
4,25
4,25
Технологический процесс приготовления блюда
Механическая кулинарная обработка продуктов:
Овощи промывают, очищают и ещё раз промывают
Картофель нарезают брусочками или кубиками.
Капусту перебирают, промывают, отжимают, шинкуют или рубят.
Морковь и лук шинкуют
Крупу перебирают, моют.
Приготовление блюда:
Подготовленную квашеную капусту тушат с добавлением томатного пюре.
Добавляют пассированные морковь за 10—15 мин до окончания тушения.
В кипящий бульон или воду всыпают подготовленную крупу, доводят до кипения, кладут капусту тушеную, через 15—20 мин после закипания добавляют пассированные овощи и варят щи до готовности. Готовые щи заправляют чесноком, растертым с солью.
Качественная оценка готового блюда
Внешний вид – капуста шинкованная или рубленая; форма нарезки других овощей — соответственно нарезке капусты
Консистенция – кореньев и лука, мягкая; капуста слегка хрустящая;
Цвет – светло-коричневый;
Вкус – щей из квашеной капусты — без острой кислотности;
Запах – пассированных кореньев и лука, без запаха пареной капусты.
Правила отпуска блюда:
В подогретую тарелку кладут кусочек мяса, наливают щи осторожно, чтобы края их оставались чистыми, добавляют сметану, зелень. Зелень можно подают отдельно в розетке, сметану — в соуснике. Отдельно на широкой тарелке можно подать ватрушку с творогом, пирожки, кулебяку.
Для подачи в горшочках: готовый горшочек ставят на тарелку, отдельно подают сметану.
Сроки хранения:
Хранят на мармите при температуре 75-85°С не более 2 часов.
Приложение №3
Технологическая карта № 3.
Блюдо «Щи суточные»
Сборник рецептур блюд 2011 год.
Раскладка № 192/ I I.
Выход одной порции 500 гр.
Наименование продуктов
На 1000 гр
На 1 порцию, 500 г
На 10 порций в кг
Брутто
Нетто
Брутто
Нетто
Брутто
Нетто
Кости свинокопченостей
50
50
25
25
0,25
0,25
Капуста квашеная
357
250
177,5
125
1,775
1,25
Морковь
50
40
25
20
0,25
0,2
Петрушка (корень)
—
—
-
-
-
-
Лук репчатый
48
40
24
20
0,24
0,2
Томатное пюре
10
10
5
5
0,05
0,05
Кулинарный жир
28
28
14
14
0,14
0,14
Мука пшеничная
6
6
3
3
0,03
0,03
Чеснок
4
3
2
1,5
0,02
0,02
Бульон или вода
850
850
425
425
4,25
4,25
Технологический процесс приготовления блюда
Механическая кулинарная обработка продуктов:
Овощи промывают, очищают и ещё раз промывают. Картофель нарезают брусочками или кубиками. Капусту квашеную перебирают, промывают, отжимают, шинкуют или мелко рубят. Морковь нарезают мелкими кубиками, лук мелко рубят и пассеруют.
Квашеную капусту тушат с добавлением томатного пюре и костей свинокопчностей
3—4 ч. Овощи пассеруют.
В кипящий бульон или воду кладут тушеную капусту, пассированные овощи и варят до готовности. За 5—10 мин до окончания варки добавляют пассированную муку, разведённую бульоном или водой, соль, специи. Готовые щи заправляют чесноком, растертым с солью. Щи можно приготовить с мясом и другими мясными продуктами.
Лучше получаются щи, когда их варят в горшочках. В горшочек закладывают мясо, наливают щи, добавляют растертый чеснок. Горшочек закрывают тонким слоем теста, смазывают яйцом, запекают в жарочном шкафу до образования золотистой корочки.
Качественная оценка готового блюда
Внешний вид – капуста квашеная шинкованная или рубленая; форма нарезки других овощей — соответственно нарезке капусты
Консистенция – кореньев и лука, мягкая, мясо свинокопченностей -мягкое;
Цвет – от темно-желтого до оранжевого;
Вкус –пряный, ароматный, в меру соленый;
Запах – копченостей, без запаха пареной капусты
Правила отпуска блюда:
В подогретую тарелку кладут кусочек мяса, наливают щи осторожно, чтобы края их оставались чистыми, добавляют сметану, зелень. Зелень можно подают отдельно в розетке, сметану — в соуснике. Отдельно на широкой тарелке можно подать ватрушку с творогом, пирожки, кулебяку.
Для подачи в горшочках: готовый горшочек ставят на тарелку, отдельно подают сметану в соуснике.
Сроки хранения: Хранят на мармите при температуре 75-85°С не более 2 часов.
Приложение № 4
Технологическая карта № 4.
Блюдо «Щи из квашеной капусты и картофелем»
Сборник рецептур блюд 2011 год.
Раскладка № 187/ I I.\
Выход одной порции 500 гр.
Наименование
продуктов
На 1000 гр
На 1 порцию, 500 г
На 10 порций,кг
Брутто
Нетто
Брутто
Нетто
Брутто
Нетто
Капуста квашеная
286
200
143
100
1,43
1
Картофель
200
150
100
75
1
0,75
Морковь
50
40
25
20
0,25
0,2
Петрушка (корень)
13
10
6,5
5
0,065
0,05
Лук репчатый
48
40
24
20
0,24
0,2
Чеснок
4
3
2
1,5
0,02
0,015
Томатное пюре
40
40
20
20
0,02
0,02
Кулинарный жир
20
20
10
10
0,01
0,01
Бульон или вода
700
700
325
325
3,25
3,25
Технологический процесс приготовления блюда
Механическая кулинарная обработка продуктов:
Овощи промывают, очищают и ещё раз промывают.
Морковь, корень петрушки, лук — дольками, кубиками или соломкой; картофель кубиками или дольками.
Приготовление блюда
Капусту квашеную тушат с томатным пюре до готовности. Овощи пассеруют.
В кипящий бульон или воду закладывают картофель, доводят до кипения
и варят до полуготовности. Затем добавляют подготовленную капусту и варят 15-20мин
Добавляют пассированные морковь, лук коренья и варят 20-25 минут. Щи можно приготовить и без томатного пюре.
Качественная оценка готового блюда
Внешний вид – капуста и коренья сохранили форму, на поверхности блестки оранжевого жира.
Консистенция – кореньев и лука, мягкая; капуста слегка хрустящая;
Цвет – бледно-коричневый или бесцветный;
Вкус – слегка сладковатый и в меру солёный;
Запах – пассированных овощей и пряностей, без запаха пареной капусты
Правила отпуска
В подогретую тарелку наливают щи осторожно, чтобы края их оставались чистыми. Щи из свежей капусты можно подавать с пирожками, или ватрушками, или кулебякой на пирожковой тарелке. Щи отпускают со сметаной и посыпают зеленью. Зелень часто подают отдельно в розетке, сметану — в соуснике или кладут в суп при отпуске
Сроки хранения:
Хранят на мармите при температуре 75-85°С не более 2 часов.
Приложение № 5
Технологическая карта № 5.
Блюдо «Щи зелёные»
Сборник рецептур блюд 2003 год.
Раскладка № 188/ I I.
Выход одной порции 500 гр.
Наименование продуктов
На 1000 гр
На 1 порцию,
500 г
На 10 порций, кг
Брутто
Нетто
Брутто
Нетто
Брутто
Нетто
Щавель
-
-
-
-
-
-
или щавель
132
100
66
50
0,66
0,5
и шпинат
270
200
135
100
1
1
Картофель
200
150
100
75
1
0,75
Петрушка (корень)
—
—
-
-
-
-
Лук репчатый
48
40
24
20
0,24
0,2
Лук зеленый
38
30
19
15
0,19
0,15
Мука пшеничная
20
20
10
10
0,1
0,1
Маргарин столовый
24
24
12
12
0,12
0,12
Яйца
1/2 шт.
20
1/4шт
10
1шт
40
Бульон или вода
800
800
400
400
4
4
Технологический процесс приготовления блюда
Механическая кулинарная обработка продуктов:
Овощи промывают, очищают и ещё раз промывают.
Картофель нарезают крупными кубиками, петрушку, лук - мелкими кубиками.
Зелень шпината и щавеля перебирают, промывают.
Приготовление блюда:
Щавель припускает в собственном соку, шпинат припускают в небольшом количестве воды, затем все протирают.
В кипящий бульон или воду кладут картофель и варят, затем добавляют пассерованный лук, пюре из шпината и щавеля и варят 15 мин
За 5—10 мин до окончания варки щи заправляют пассированной мукой, разведенной бульоном или водой, добавляют соль, специи.
Половину шпината и щавеля можно не протирать, а положить нарезанными. Сваренное вкрутую яйцо и сметану кладут в щи при отпуске. Норма закладки яиц может быть увеличена до 1/2 шт. на порцию.
Щи зеленые можно приготовлять из консервированного щавеля, шпината или смеси щавеля и шпината. Закладка их рассчитывается в соответствии с таблицей 29 “Нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд”. Щи можно приготовить с мясом и другими мясными продуктами. Если щи готовят из одного шпината, то для вкуса вводят лимонную кислоту или лимонный сок.
Качественная оценка готового блюда:
Внешний вид: в жидкой части щей - коренья, лук, картофель нарезанные кубиками, зеленый лук - дольками, шпинат и щавель - пюреобразные или частично нарезанные.
Консистенция: картофель - мягкий, щавель, шпинат - протертые, пюреобразные, соблюдается соотношение жидкой и плотной части
Цвет: от светло-зеленого до оливкового
Вкус: слабокислый, умеренно соленый, в сочетании с яйцами
Запах: продуктов, входящих в щи
Правила отпуска:
Посуду (тарелки, суповые миски), бульонные чашки для первых горячих блюд следует подогревать. Вначале в тарелку кладут измельчённое яйцо, затем наливают суп. Зелень часто подают отдельно в розетке, сметану — в соуснике или кладут в суп при отпуске.
Сроки хранения:
Хранят на мармите при температуре 75°С не более 2 часов.
Приложение № 6
Технологическая карта № 6
Блюдо «Бульон костный»
Сборник рецептур блюд 2011 год.
Раскладка № 168/ I I.
Выход одной порции 500 гр.
Наименование продуктов
На 1000 гр
На 1 порцию, 300 г - ?
Брутто
Нетто
Брутто
Нетто
Кости пищевые*
300
300
Лук репчатый
10
8
Морковь
10
8
Петрушка (корень)
8
6
Вода
1250
1250
Технологический процесс приготовления блюда
Хорошие по качеству бульоны получаются из трубчатых, тазовых и грудных говяжьих костей. Для приготовления бульонов можно также использовать кости мелкого скота.
кости закладывают в котел, заливают холодной водой из расчета 3,5—4,0 л на 1 кг костей
при сильном нагреве доводят жидкость до кипения.
с поверхности бульона снимают пену и жир.
после закипания бульона нагрев уменьшают и продолжают варку при слабом кипении, периодически снимая жир и пену.
Говяжьи кости варят 4 ч, свиные и бараньи — 2—3 ч.
Лук репчатый, морковь, сельдерей, корень петрушки кладут в бульон за 40—60 мин до его готовности. Крупные экземпляры овощей разрезают на две-три части и слегка обжаривают без жира. Можно использовать обрезки овощей, стебли петрушки, сельдерея, зеленый лук. Овощи улучшают вкус и аромат костных бульонов, уменьшают мутность.
По окончании варки бульон процеживают через мелкое сито. Бульон не солят.
Качественная оценка готового блюда
Внешний вид, - бульон прозрачный
Консистенция - жидкая
Цвет – бульон прозрачный с желтоватым оттенком
Вкус и запах – соответствуют свежеприготовленному мясу с запахом кореньев.
Используют бульоны для основы при приготовлении супов.
Сроки хранения
Срок хранения куриного бульона при температуре 4 — 8 ºC — 24 ч, мясного — 48 ч.
Приложение № 7
Блиц опрос
1. К каким национальным блюдам относятся Щи?
2. Перечислите входящие в состав продукты для приготовления Щей со свежей капусты.
3. Какие бульоны используют для приготовления?
4. Назовите основные технологические этапы приготовления Щей со свежей капусты.
5. Правила оформления и подачи Щей со свежей капусты.
6. Назовите основные показатели, по которым оценивают качество готовых супов? Требования к качеству Щей со свежей капусты
Добавлен картофель, исключен белый соус. Если капуста ранняя, то её следует закладывать вместе с картофелем
Традиционная
Из квашеной капусты с картофелем
Все виды бульонов
Произвольная рубка
Исключен белый соус Картофель нарезают кубиком и закладывают первым, капусту предварительно измельчают, тушат.
Традиционная
Из квашеной капусты без картофеля
Все виды бульонов
Произвольная рубка
Отсутствует картофель. Капусту предварительно измельчают, тушат. Заправляют белым соусом и чесноком, растёртым с солью
Традиционная
Суточные
Мясокостный бульон с добавлением ветчинных костей
(свинокопченостей)
Произвольная рубка
Без картофеля, с белым соусом, капуста тушится с костями свинокопченостей З...4ч, чеснок
В порционный горшочек кладут
2 — 3 кусочка мяса, заливают щами, добавляют рубленый чеснок. Горшочки залепляют слоеным или пресным тестом, смазывают яйцом и запекают в жарочном шкафу. Отдельно подают ватрушки, гречневую кашу и сметану
Уральские
Все виды бульонов
Произвольная рубка
Без картофеля и белого соуса, с добавлением крупы. Крупа(рисовая, пшенная, овсяная, перловая отваренная до полуготовности), закладывается в первую очередь, затем тушеная капуста
Традиционная
Зеленые
Мясокостный бульон
—
Основной продукт — щавель с добавлением шпината, крапивы или без них. С картофелем и белым соусом, без капусты и моркови
Добавляют '/2 или '/4 вареного яйца, сметану, зелень
Щи донские
Рыбный бульон
С картофелем
С осетриной и зеленью
Используемая литература:
1.Анфимова Н.А., Татарская Л.Л. Кулинария. Учебник для нач. проф. образования; Учебное пособие для сред.проф. образования, – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2.Золин В. П. Технологическое оборудование предприятий общественного питания: Учебник для нач. проф. образования; Учебное пособие для сред.проф. образования, – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3.Матюхина З. П., Королькова Э. П. «Товароведение пищевых продуктов», Учебник для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
4.Усов В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: Учебник для нач. проф. образования, Учебное пособие для сред.проф. образования, – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
5.Анфимова Н.А., Татарская Л.Л., Лабораторные практические работы для поваров, кондитеров, М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.
6.Харченко Н. Э. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: учебное пособие для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.
Справочники:
1.Харченко Н. Э. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: учебное пособие для нач. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.
2.Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий. «Профи» Санкт-Петербрг2011-771с.
3.Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий. «Акри» Киев 2011- 780с.
4.Шалагинова Е.П., Шабалина Н.Н. и др. Повар. Рабочая тетрадь [Текст]: Практикум. – М.: Академия, 2006. – 224 с.
Дополнительные источники (учебники и учебные пособия):
1.Андросов В.П., Пыжова Т.В., Овчинникова Л.В. и др. Производственное обучение профессии «Повар». В 4 ч.: Учеб.пособие для нач. проф. образования [Текст] /– М.: Изд-ий центр «Академия», 2006. – 96 с.
2.Потапова И.И., Корнеева Н.В. Холодные блюда и закуски учебное пособие М.: Изд-ий центр «Академия», 2008. – 80 с