kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по Композиции на тему: "Декоративный натюрморт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы.

Методическая разработка, пособие и т.д. может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенство преподавателя или мастера производственного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по Композиции на тему: "Декоративный натюрморт"»

Министерство культуры Республики Татарстан

Отдел культуры исполнительного комитета

МБОУ ДО «Бугульминская детская школа искусств» БМР РТ























План-конспект открытого урока

«Декоративный натюрморт»












Автор: Хабиров Рустем Насимович

преподаватель I квалификационной категории



















Бугульма 2019

Методическая разработка открытого урока – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы.

Методическая разработка, пособие и т.д. может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенство преподавателя или мастера производственного обучения.








































План-конспект открытого урока

Блок 2. Роль света и тени в композиции.

Тема 2.2. Декоративный натюрморт.

Класс: 2 «Б»

Дисциплина: «Станковая композиция»

Вид занятий: рисование по представлению и воображению.

Тема урока: Декоративный натюрморт. (Тема полугодия - 5).

Цель: выполнение декоративного натюрморта, а также сформировать у учащихся представления о приемах стилизации в декоративном натюрморте с пониманием задач предъявляемых к каждому из предлагаемых приемов.

Задачи: 

- образовательные: учить основным стилистическим приемам в рисовании и изображении декоративного натюрморта;

- развивающие: развивать художественную фантазию и вкус, формировать навыки работы с художественными материалами, совершенствовать навыки применения цвета в создании художественного образа, развивать способность к творческому самовыражению, развивать умение вести диалог; развивать ассоциативное и образное мышление, творческое воображение;

- воспитательные: воспитывать интерес к жанрам искусства, к их разновидностям и проявлениям, воспитание дисциплинированности, ответственности, усидчивости и стремления довести работу до логического конца.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока:

а) для преподавателя: наглядные пособия, для демонстрации - лист бумаги формата А3, простой карандаш НВ;

б) для обучающихся: простые карандаши, цветные карандаши, линеры, маркеры, бумага формата А4 и А3, кисти, ластик, баночка для воды, палитра, акварель, салфетки

Зрительный ряд: методическая разработка «Приемы стилизации декоративного натюрморта», карточки для обучающихся – «Приемы стилизации декоративного натюрморта, методические разработки «Стилизация биологических структур» и «Декоративная композиция город»;

План урока:

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Изложение нового материала (10 мин.)

3.Закрепление учебного материала (2 мин.)

4.Инструктаж последовательности работы (1 мин.)

5.Практическая работа (10мин.)

6. Физминутка (упражнения для глаз, для рук) (1 мин.)

7. Продолжение практической работы. (10 мин.)

8. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

Этапы урока:

Время: 8 академических часов.

- На первом этапе изучаем историю и теоретическую составляющую темы «Декоративный натюрморт», изучаем приемы стилизации декоративного натюрморта, законы композиции, а затем выполняем эскиз декоративного натюрморта на формате А4 в материале, используя при этом один или несколько из предлагаемых приемов стилизации декоративного натюрморта;

- На втором этапе – компоновка декоративного натюрморта с эскиза А4 на формат А3, анализ формы предметов, находим пропорциональные отношения, конструктивное анализ предметов и их деформация.

- На третьем этапе – работа в цвете, проработка объёма объектов натюрморта.

- На четвертом этапе – тональная проработка натюрморта, декорирование натюрморта, обобщение, просмотр.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: история искусства, живопись, рисунок.

Технологии:  технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения.

Организация учебного пространства: пространство класса делится на зоны для теоретической и практической работы.

Репродукции: репродукции картин художников 2-й половины 19 в.,  П. Пикассо, К. Малевич, В. Кандинский.

Словарь:  натюрморт, стилизация, декор, декоративный натюрморт.

Ход урока:

1.Организационный момент (1 мин.)

Преподаватель (далее «П»): Здравствуйте. Начинаем наш урок. (Самооценка готовности к уроку)

Рисовать я буду!

Рисовать я буду,

Каждому рисунку

Радуясь, как чуду!

Что я нарисую?

Горы в тишине...

Кисточка и краски,

Помогите мне!

(отрывок из стихотворения А. Барто)

2. Изложение нового материала (10 мин.)

П: Ребята, сегодня у нас урок особенный тема нашего урока «Декоративный натюрморт».

Декор – в переводе с франц. означает украшение;

Само понятие «Декоративный» понимается в следующих вариациях: служащий для:

  1. для украшения;

  2. для нарядности.

П: Ребята, а кто мне скажет что такое натюрморт? (отвечают обучающиеся)

Натюрморт – это один из жанров изобразительного искусства, «натюр морте» в переводе с франц. означает «неживая натура» или «мертвая натура»;

П.: Ребята, декоративный натюрморт связан с темой «Стилизация», вспомните в 1 классе, мы с вами брали какую-либо биологическую структуру и видоизменяли ее, создавая принципиально новое изображение, кто-то из вас брал растение, кто-то животное. А кто помнит определение слову стилизация?

Стилизация – это упрощение или обобщение фигур и предметов различными стилистическими приемами.

П.: Также мы с вами изучали различные направления в искусстве возникшие во второй половине 19 века века. Художники стремясь отличится друг от друга создавали, принципиально новое искусство. Они создают новые направления - направлений огромное множество абстракционизм, футуризм. экспрессивизм, сурреализм, сурнатурализм, супрематизм, фавизм, русский авангард и т.д.

П.: Ребята а какие новые направление 21 века вам известны? (отвечают обучающиеся)

Граффити, поп – арт, гиперреализм, минимализм.

П.: Но я хотел бы сосредоточить ваше внимание на художнике 20 века. Пикассо один из моих любимых художников основатель кубизма. Посмотрите на его работу «Портрет Воллара». Воллар - это известный торговец современного искусства в 20 веке. Кем Воллар торговал тот Валлара рисовал. И П. Пикассо не исключение.

П.: Посмотрите на этот портрет и скажите, какие ассоциации у вас возникают, на что это похоже? (отвечают обучающиеся)

П.: холст словно стекло уронили и разбили и попытались собрать по кусочкам получилась очень интересная необычная техника - кубизм. Кубизм происходит от слова куб, в данном конкретном случае имеется ввиду геометрические формы.

Очень интересный факт из истории известный московский коллекционер 20 века Сергей Щукин увидев в первые картину Пикассо в технике кубизма, сказал смотришь на картину и будто бы стекла битого в рот набрал. А зал в доме Щукина где развешаны работы Пикассо местные люди называли тесной избой наполненной пауками.

П.: Ну что теперь давайте рассмотрим стилистические приемы декоративного натюрморта (раздаю карточки «Приемы стилизации декоративного натюрморта» объясняю каждый из предложенных стилистических приемов декоративного натюрморта, показываю работы из художественного фонда).

П.: рассказываю о стилистических приемах:

Первый прием, членение симметричное. В данном приеме линии носят симметричный характер. Линии разбивки натюрморта, включая предметы и фон, могут быть диагональными, дугообразными, решение натюрморта может быть плоскостным. В данном приеме можно использовать геометрические фигуры. Выполнение предметов натюрморта - конструктивное.

Второй прием членение ассиметричное. Линии носят ассиметричный характер. Предметы и фон в натюрморте разбиваются на плавные ассиметричные структуры, плавно переходящие одна в другую, образуя единое гармоничное пространство. Выполнение предметов натюрморта - конструктивное.

Третий прием деформация. Один из распространенных приемов декоративного натюрморта, часто применяемый. В данном приеме наблюдается ломка и видоизменение структуры предметов и плоскостей. Предметы могут менять свою форму, предмет можно вытягивать, наклонять, разбивать.

Четвертый прием смешанный в данном приеме несколько предыдущих приемов стилизации натюрморта сочетаются между собой, образуя единую целую гармоничную композицию. К примеру, обучающийся использует деформацию и членение ассиметричное и т.д. Если в предварительных эскизах обучающиеся сочетают сразу три приема, следует особое внимание обратить на общий стиль и гармонии декоративного натюрморта.

3.Закрепление учебного материала (2 мин.)

П.: Ребята, какие основные определения сегодняшнего занятия вы запомнили? (отвечают обучающиеся)

П.: Какие направления 2-й половины 19 в. Вы запомнили? (отвечают обучающиеся)

П.: Какие стилистические приемы вам понравились и почему? (отвечают обучающиеся)

4.Инструктаж последовательности работы (1 мин.)

Демонстрация – преподаватель, садится за мольберт и наглядно демонстрирует этапы работы, напоминая обучающимся, о выборе стилистического приема, о правилах компоновки, о пропорциях предметов и т.д.

5. Практическая работа (10 мин.)

После демонстрации преподаватель дает команду приступать к работе, а именно выражение идеи и задумки через эскиз, через эскиз ребята показывают цветовую гармонию и декорирование натюрморта.

6. Физминутка (1 мин.)

Упражнения для глаз и рук. Проводится после выполнения детьми линейного наброска декоративного натюрморта.

П.: Перед началом работы в цвете предлагаю вам отдохнуть и выполнить зарядку для глаз.

7. Продолжение практической работы (10 мин).

П.: Те ребята, которые закончили эскиз, могут показать его мне, для уточнений и выявление имеющихся ошибок. Кому, я уже одобрил эскиз, можно приступить к выполнению работы в цвете.

Целевые обходы:

- проверка организации учащимися рабочего места;

- наблюдение за правильностью выполнения приёмов работы;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроль над объёмом и качеством выполненной работы.


8.Рефлексия. Подведение итогов (5 мин)

П.: Посмотрите, какие интересные эскизы у вас получились. Приглашаю прикрепить их на доску. Подводим итоги, анализируем проделанную работу.

Далее обучающиеся отвечаем на вопросы каждый по своей работе:

П.: В какой работе наиболее удачное композиционное решение? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы?  - Что было самым трудным при выполнении работы? - Всё ли получилось из задуманного? (отвечают обучающиеся)

Оценка каждой из работ проводится самими преподавателем по 10-и бальной шкале. Итог и обобщение проводит преподаватель. Критерии оценки:

- грамотное композиционное решение декоративного натюрморта;

- верное цветовое и тональное решение;

- гармония в использовании стилистических приемов и декорирования в натюромрте;

- степень художественной выразительности.

Итог урока.

П.:  Вы хорошо сегодня потрудились. А теперь запишем домашнее задание: выполнение эскиза декоративного натюрморта формат А4 материал (акварель линеры, фломастеры, цветные карандаши). Спасибо вам за занятие. Мне понравилось, как вы отвечали, как работали. В заключении хотелось сказать: не бойтесь создавать новое в искусстве, видеть мир индивидуально, искать новые стили и язык самовыражения.







Самоанализ урока

Преподаватель: Хабиров Рустем Насимович;

Дата проведение урока: 18.01.2019 г.;

Класс: 2 «Б» (1 смена) кол-во присутствующих 12 обучающихся, кол-во по списку 12 обучающихся;

Предмет: Станковая композиция;

Тема урока: «Декоративный натюрморт».

Данный открытый урок проходил во 2 «Б» классе, состоящим из 12 обучающихся. Ребята в классе имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны. Если говорить о теме урока в курсе обучения по предмету «Станковая композиция», тема «Декоративный натюрморт» занимает особую роль в формирование важных качеств современного творческого человека и художника. В рамках данной темы необходимо было создать творческую композицию, применяя различные стилистические приемы, опираясь на предложенный натюрморт, состоящий из трех предметов.

Тип урока – комбинированный. Изучение нового материала органически объединяется с его закреплением, повторение ранее пройденного опирается на известные обучающимся знания и проводится не только изложения и объяснения материала, но и в форме разнообразной работы обучающихся. Урок достаточно сложный, своей структурой и более сильным развивающим влиянием на личность.

Цель урока - выполнение декоративного натюрморта, а также сформировать у учащихся представления о приемах стилизации в декоративном натюрморте с пониманием задач предъявляемых к каждому из предлагаемых приемов.

Можно выделить следующие задачи урока: образовательные учить основным стилистическим приемам в рисовании и изображении декоративного натюрморта. Развивающие развивать художественную фантазию и вкус, формировать навыки работы с художественными материалами, совершенствовать навыки применения цвета в создании художественного образа, развивать способность к творческому самовыражению, развивать умение вести диалог, развивать ассоциативное и образное мышление, творческое воображение. Воспитательные воспитывать интерес к жанрам искусства, к их разновидностям и проявлениям, воспитание дисциплинированности, ответственности, усидчивости и стремления довести работу до логического конца.

В структуре урока можно выделить несколько этапов плавный вход в тему, этап повторения и систематизации, ранее приобретенных знаний, этап усвоения новых знаний, закрепление знаний, решение задачи поставленных задач, информирование о домашнем задании, выставление отметок и рефлексия.

На уроке использовались следующие методы обучения: проблемный, частично-поисковый практически на всех этапах урока, объяснительно – иллюстративный, практический, метод обобщающего повторения, метод решения задач, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций) и т.д.

Использовались такие приемы как неожиданное открытие, организация беседы по пройденному материала.

Предлагались разные формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Активность была на уровне 90%, то есть на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг. Результаты, на мой взгляд, оптимальны.

Использовались средства обучения: демонстрационные, учебно-наглядное пособие.























Список использованной литературы

1. Алиев Ю. Основы эстетического воспитания / Ю. Алиев.– М.: Просвещение, 1986. – 240 с.

2. Кузин В.С. Психология / В.С. Кузин. -М.: Высшая школа, 1982. – 256 с.

3. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания / Кузин В.С. – М.: Просвещение, 1984.-268с.

4. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства / Кузин В.С. – М.: Просвещение, 1979.

5.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / Мухина В.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.

6.Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания / Б. М. Неменский. – М.: Просвещение, 1981.-192с.

7.Неменский Б.М Изобразительное искусство и художественный труд / Неменский Б.М. – М.: Просвещение, 1991.-211с

8. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Ростовцев Н.Н. – М.: АГАР, 1998.-345с.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по Композиции на тему: "Декоративный натюрморт"

Автор: Хабиров Рустем Насимович

Дата: 13.10.2019

Номер свидетельства: 522450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Открытый урок по художественному труду (КСП) 5 класс. Тема:Творческая работа. Организация выставки"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_khudozhestvennomu_trudu_ksp_5_klass_tema_tvorcheskaia_rabota_or"
    ["file_id"] => string(6) "484852"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541916179"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Открытый урок. Орнамент "
    ["seo_title"] => string(23) "otkrytyi-urok-ornamient"
    ["file_id"] => string(6) "192744"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427518858"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Разработка презентации к уроку: "Роль цвета в портрете""
    ["seo_title"] => string(58) "razrabotka_priezientatsii_k_uroku_rol_tsvieta_v_portrietie"
    ["file_id"] => string(6) "397512"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1488547760"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства