Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по классу баян»
План открытого урока
для экспертного заключения
Дата проведения: Ф. И. учащегося: Важов Илия
1 класс, народного отделения
специальность: баян.
Тема урока: «Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения».
Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.
Тип урока: комбинированный.
Урок включает:
- организационную и содержательную установку;
- проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося;
- взаимодействие педагога и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков;
- закрепление изученного материала и упражнения;
- диагностику прочности усвоения знаний;
- инструктаж по выполнению домашнего задания.
Вид урока: традиционный.
Задачи урока: в интересной для ребенка форме закрепить понятия выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образной тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.
Обучающие:
- на примере разнохарактерных пьес и упражнений закрепить ноты (длинные ноты, короткие ноты);
- закрепление приема игры non legato, legato и staccato.
Развивающие:
- развитие эмоционально-образного восприятия;
- развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности, эмоциональной и волевой сфер личности, создание мотивации к получению знаний и навыков для достижения цели.
Воспитывающие:
- воспитать интерес к музыкальному искусству;
- трудолюбие, усидчивость, собранность;
- воспитать устойчивый интерес к занятиям, любви к искусству во всех формах, укрепление связи ребенка с педагогом, формировать художественно-эстетический вкус.
Применение педагогических технологий
Здоровьесберегающие:
- правильная посадка, установка инструмента, положение рук;
- динамическая пауза, включение игровых моментов (развиваются мышцы пальцев), гимнастика для глаз на расслабление мышц, упражнение «Бабочка» - пальчиковая гимнастика;
- чередование различных видов учебной деятельности (упражнения сменяются повторением выученных пьес, разбором нотного материала и слушанием музыки);
На уроке важен психологический комфорт, стиль общения педагога с учащимся, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности учителя.
Технология личностно – ориентированного обучения.
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации учащихся, развития индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.
Технология проблемного обучения.
Эта технология подразумевает последовательное целенаправленное выдвижение перед обучающимися учебных проблем. Учащиеся включатся в активную мыслительную деятельность. Высказывают собственное мнение и активно усваивают знания.
Технология формирования мотивации или игровая технология.
Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов («Подумай-угадай», «Звуковое лото», работа с рисунками, карточками) повышает интерес учащихся к занятиям на баяне, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию обучению поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.
Методы обучения:
- Персептивный – словесная передача и слуховое восприятие. Педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает. Освоение и закрепление приемов игры non legato, legato, staccato;
- Репродуктивный – запоминании учащимся сообщенной учителем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений;
- Практический – музыкальные дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха;
- Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
- Развитие мышления, творческой инициативы;
- Приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок.
Психологические условия на уроке:
- Мобилизация внимания, познавательной активности, интереса учащегося к учебной работе. Построение и реализация оптимальной структуры урока в соответствии с его содержанием, оптимальный темп урока;
- Содержание и способы взаимодействия учебного процесса и ребенка. Психологический микроклимат на уроке. Эффективность способов организации индивидуальной познавательной деятельности;
- Восприятие и осмысление учащегося учебной информации. Гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающейся ситуации.
Средства обучения: баян, подставка для ног, нотные пособия, ноутбук, звуковое лото, цветные карточки.
ПЛАН УРОКА
Организационный момент
Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата
Гамма До-мажор правой рукой, арпеджио, аккорды (с анализом средств музыкальной выразительности)
Повторение выученных пьес
Здоровьесберегающие упражнения.
Работа над пьесами (с анализом средств музыкальной выразительности)
Игровой момент на закрепление полученных знаний
Игра в ансамбле
Прослушивание медиа-файлов
Подведение итогов занятия
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Приветствие, посадка за инструмент. Представление ученику задач, стоящих перед ним. Настрой на активную творческую работу.
2.Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата
Обратить внимание на посадку, положение рук, ног, установку инструмента. Исполнение упражнений для беглости пальцев (большое внимание должно быть уделено упражнением. Упражнения, концентрируя внимание учащегося на новых движениях, повышают эффективность занятий и сокращают период усвоения нового материала). По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью.
3.Гамма До-мажор правой рукой, арпеджио, аккорды (с анализом средств музыкальной выразительности)
Вопрос ученику: «Что такое гамма и для чего мы ее играем?»
Ответ ученика: «Это нотки, которые расположены по порядку вверх и вниз, от первой до восьмой ноты. Играем гамму, чтобы развивались пальчики».
Исполнение гаммы До-мажор восьмыми нотами правой рукой штрихами нон легато две легато – две стаккато, две стаккато – де легато.
Тема нашего урока: «Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения»
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:Важным этапом в формировании освоения выразительных средств музыки, это формирование умений и навыков звукоизвлечения. Обучать основным приемам звукоизвлечения рекомендуется в следующей последовательности: игра нон легато, легато и стаккато.
Цель игры нон – легато – научить извлекать звуки незаторможенным, а организованным движением. Способ связного звучания – легато, требует от учащегося обостренного слухового восприятия, умения прислушиваться к моменту перехода одного звука в другой. Наилучшим средством освоения выразительных средств певучего звукоизвлечения служат упражнения и пьесы в медленном темпе. Особенности движения при игре стаккато учащихся легко воспримет, т.к. ему, конечно же, знакомо движение руки при игре в мяч. Упругость и эластичность звучания при игре стаккато получается не оттого, что ученик будет отдергивать палец и руку от клавиши, а от того, что рука вместе с пальцами, легко столкнувшись с поверхностью клавиши, непроизвольно отталкивается от нее, чтобы упасть на следующую. Каждый прием звукоизвлечения необходимо начинать на примерах небольших пьес интересных для детского восприятия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
4.Повторение выученных пьес (с анализом средств музыкальной выразительности)
М. Магиденко «Петушок», детская песня «Дождик», детская песня «Василек», р.н.п. «Как под горкой, под горой», «Частушка».
5. Здоровьесберегающие упражнения.
Упражнения для глаз: подвигать глазами вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать восьмерку глазами.
«Солдатик и медвежонок» - выполняются сидя. По команде «Солдатик» выпрямит спину и сидит неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабит, округлить спину, как у мягкого, толстого медвежонка.
Упражнение по снятию тонуса. Упражнение «Птица» - предлагается представить, что ученик большая, нежная птица, которая машет крыльями.
Пальчиковая гимнастика: для развития движения кистей и пальцев рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятно влияет на психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем пальчиками»:
1. Из закрытого кулачка поднимать каждый палец на счет 5 и сжать в кулак. С ощущением силы каждого сустава пальца.
2. Из раскрытой ладошки собирать каждый палец в кулак и активно разжать кулак с активным ощущением каждого сустава пальца.
«Бабочка»:
Собрать в кулак пальцы. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средней палец, а большой и указательный соединить в кольцо.
Выпрямляемыми пальцами делать быстрые движения – «трепетание пальцев». Упражнение выполняются 10-15 секунд.
Кратковременные упражнения – это форма активного отдыха, наиболее благоприятна для снятия напряжения после долгого сидения. После короткого отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается
6. Работа над пьесами ( с анализом освоения выразительных средств музыки)
М. Качурбин «Мишка с куклой» танец.
Ученик исполняет пьесу. В начале исполняется произведение целиком, чтобы понять какие из наработанных педагогом задач, реализовались. После проигрывания становиться ясно, что из-за неправильной смене меха обрывается музыкальная фраза, вследствие чего отсутствует выразительное исполнение. Ведется работа над движением меха. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев, в нотных сборниках находятся соответствующие знаки, определяющие точную смену меха, их нужно придерживаться. Каждую фразу педагог просит подводить к моменту кульминации. Чтобы облегчить задачу, ученик играет отдельно каждой рукой, уделяет внимание смене меха. После успешно сделанной работы усложняем задачу, играя произведение двумя руками вместе.
Вопрос к ученику: «Что такое полька?»
Ответ ученика: «Это танец».
Полька это чешский народный танец, достаточно подвижный и задорный. Исполняется парами. Как правило, польку пишут в размере две четверти. Наша полька пока играется только по нотам. Постараемся сыграть ее в небыстром темпе, четким штрихом нон легато и легато, с правильной сменой меха.
Педагог просит учащегося самому определить уровень его исполнения и проанализировать. Педагог хвалит учащегося за старания, которое было приложено для решения поставленных задач.
ОСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Аз. Иванов «Полька»:
Предварительное ознакомление с произведением.
Работа в этом этапе заключается в следующим:
Точно прочитать нотный текст со всеми терминами, указывающими темп и оттенки исполнения. Особенно важно уточнить название и высоту нот. И их место на клавиатуре;
Усвоить длительность нот разучиваемого отрывка музыкального произведения;
Уточнить аппликатуру - расстановку пальцев на клавиатуре. От умения выбрать лучший вариант аппликатуры во многом зависит не только успешность исполнения конкретного музыкального произведения, но и общее развитие исполнительского мастерства. Хорошо подобранная аппликатура способствует выразительности исполнения, облегчает преодоление технических сложностей, укрепляет свободу ориентировки на клавиатуре.
Последить глазами путь движения пальцев и кисти с целью положения нужных клавишей и расстояния между ними. Следует отметить, что зрительное представление имеют при разучивании большое значение.
РАЗБОР ПЕРВЫХ ВОСЬМЫХ ТАКТОВ.
Основные методы работы:
1. Внимание учащихся в этот период сосредотачивается на каждом отдельном звуке и точном соблюдение указанных длительности нот. Надо стараться извлекать звуки певучие, а не крикливые, ровные по темпу движения от начала до конца и равные по силе между собой
2. Все начальные проигрывания осуществляются без ошибок, срывов и остановок, в медленном темпе.
3. Пьесу следует проигрывать по фразам, добиваясь безошибочного исполнения сначала каждой рукой отдельно, а позднее обеими руками вместе. Все проигрывания проводить в одном и том же темпе, т.к. различие темпов может помешать дальнейшей игре обеими руками. Трудные места следует выделить в работе, обратить на них большее внимание.
7. Игровые моменты на закрепление полученных знаний.
Р аботу над пьесами мы завершили. А сейчас немного поиграем в игру на закрепление пройденного материала. Игра называется «Зайка – знайка». В игре используется иллюстрация – нарисованная полянка. Кружочками обозначены перемещения «Зайчика» к своей норке. Каждый правильный ответ приближает «Зайчика» на один кружочек (один балл) к своей норке, а каждый неправильный – удаляет. Поможем «Зайчику» попасть в свою норку.
Для игры заданы вопросы по пройденному материалу.
Где находится нота Ре второй октавы на инструменте?
Как надо исполнять штрих стаккато?
Что такое полька?
Почему при исполнении польки мы отдаем предпочтению штриху стаккато?
Где пишется нота Фа второй октавы?
Игра «Звуковое лото»
Послушай внимательно отрывки из двух произведений:
произведение: звучит Е. Тиличеева «Гроза»
произведение: Звучит Е. Тиличеева «Мама поет»
А теперь послушай стихи и скажи, какое из двух стихотворений подходит к первому произведению, а какое ко второму.
«Гроза»:
Гром гремит, рычит, грохочет
Над притихшею землей.
Грозный гром, наверно хочет,
Чтобы мы ушли домой.
«Мама поет»:
Светят звезды ласково над моим окном,
И поет мне песенку мама перед сном.
Перед тобой две карточки: розовая и серая. На какой из них, ты нарисовал бы ласковую маму, а какой грозу? Почему?
8. Игра в ансамбле.
Игра в ансамбле должна входить в план каждого урока. Совместное музицирование способствует развитию чувства ритма, обогащает гармонический слух, развивает навыки чтения с листа. Учитель и ученик во время игры – одно целое, это сближает их, благотворно сказывается на взаимоотношениях. Играются пьесы, детская песенка «Лошадка». Ученик играет правой рукой, педагог левой; музыка М. Блантера «Марш футболистов» - ученик играет левой рукой, педагог правой.
9 . Прослушивание медиа - файлов.
Большое внимание на уроке уделяется слушанию музыки, это прививает определенную манеру исполнения, расширяет кругозор, разнообразность репертуара. В ансамбле мы играли пьесу М. Блантера «Марш футболистов». Марш от французского marche – шествие, движение вперед – один из самых древних жанров. Сложился в инструментальной музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей (в строю, праздничное шествие) и всегда соответствовал характеру этого движения – торжественному, неторопливому или бодрому, энергичному.
- строгая размеренность ритма;
- всегда квадратная структура построений;
- аккордовое сопровождение;
- в основе чаще всего лежит две или три темы
Марш имеет яркие, легко запоминающиеся мелодии, значительная роль отводится духовым и ударным инструментам, а особенно трубе.
Марш является прикладным жанром. Бывает:
- военно – строевой, походный – когда марширует войсковая часть (прослушивание марша «Прощание славянки»);
- игрушечный (прослушивание П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков»);
Слушанию произведений сопутствуют беседа, диалоги о характере, содержание, выразительных средств прослушанной пьесы.
Подведение итогов занятия.
Средства музыкальной выразительности самые непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Одновременное развитие слуха, ритма, умение читать нотную запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на творческом процессе.
Мы с тобой закрепили на упражнениях, гамме и пьесах выразительные средства музыки. Все сыгранные произведения анализировали, применяя теоретические знания. При игре старались следить за правильной посадкой и положение рук. Для отдыха и расслабления мышц проделали ряд упражнений. Знания, полученные на предыдущих уроках, закрепили в игровой форме. Я могу с уверенностью сказать, что на сегодняшнем уроке мы с тобой расширили наш кругозор, прослушав медиа - файлы, на тему марши, и тем самым цель урока на данном этапе обучения нами достигнута.
Сегодня ты хорошо работал на уроке. Отвечая на мои вопросы, старался выполнить все замечания. Ты заслуженно получаешь оценку отлично. Домашнее задание будет записано тебе в дневник.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- упражнения правой рукой;
- гамма До – мажор – правой рукой, штрихом нон – легато, легато, стаккато, арпеджио, аккорды;
- повторение выученных пьес;
- в пьесе М. Качурбина «Мишка с куклой» выучить правильное движение меха;
- в пьесе Аз. Иванова «Полька» закрепить аппликатуру и штрихи легато – стаккато. Играть первые восемь тактов в медленном темпе, каждой рукой отдельно.
СПИСОК ЛИТЕРЕТУРЫ
А. Говорушенко «Начальная школа игры на баяне», 1988г.