интерактивные – работа учащихся в группах - “семьях”.
Формы проведения: познавательная ролевая игра “ Бюджет семьи”.
Оборудование и ресурсы: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор)
Средства обучения: презентационное сопровождение урока.
Литература: учебник “Технология 8” под ред. В.Д. Симоненко 2006 год.
Продолжительность урока:40 минут.
Структура урока:
Организационный момент
Вводный инструктаж
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала
Практическая работа
Закрепление нового материала
Заключительный инструктаж.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка присутствующих.
II. Вводный инструктаж.
Весь урок сопровождается презентацией, представленной в Приложении 1
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение раздела школьной программы по технологии, который называется «Экономика ведения домашнего хозяйства».
Учитель: «Давайте вспомним тему прошлого урока: - с какими понятиями мы познакомились!?»
Ответы учащихся:
- Мы познакомились понятием семья и ее функциями, понятиями потребности семьи, какими они бывают.
III. Проверка домашнего задания.
Чтобы приступить к изучению новой темы, выясним сначала, как усвоили эти понятия и функции на прошлом занятии.
На ваших столах лежит листок с надписью “Повторение” Переверните его, впишите свою фамилию и ответьте на вопросы. На это у вас есть всего 5 минут. Так мы выясним, что вы запомнили по прошлой теме. Поменяйтесь с соседом листочком, проверьте друг друга и выставите оценку. Оценка по 5-ти бальной системе.
Учащиеся получают оценку за домашнее задание. Сдайте листы (слайд 3)
IV. Объяснение нового материала.
Повторив домашнее задание, мы еще раз вспомнили, что от многого зависит счастье семьи, но и не в последнюю очередь от экономического уклада семьи, экономической грамотности ее членов. На этом уроке мы должны с вами об этом поговорить и темой сегодняшнего урока будет…..ответы учащихся
Тема урока “Бюджет семьи”
Учитель побуждает учащихся к формулированию цели задач урока, задавая наводящие вопросы:
- Как вы думаете, какие знания вы можете получить, основываясь на смысл названия темы урока?
-Какие умения вы можете, приобрести?
-Чему хотели бы научиться? (слайд 4)
Правильно: цель урока
сформировать представленияо структуре семейного бюджета;
сформировать умения по определению возможных статей доходов и расходов в семье, тип бюджета семьи;
научить школьников практическим навыкам расчета бюджета семьи.
Тему урока записываем в тетрадь.
Давайте сначала определимся с понятием “бюджет”. Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”.
Посмотрите, как в учебнике дано определение бюджета? Стр 18(слайд 5)
“Бюджет” - это структура всех доходов и расходов за определенный период времени: за неделю, месяц или год (записываем определение в тетрадь).
Понятие “бюджет” имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи.
Изучая на прошлом уроке функции семьи, мы выяснили, что экономическая функция предполагает участие членов семьи в общественном производстве товаров, услуг или различного рода бизнесе. Следовательно, семья должна получать какой-то доход.
Работа с учебником …..посмотрите, что такое доход?
“Доход” - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность (определение записываем в тетрадь).
Давайте подумаем: из чего складывается доход семьи? (слайд 7)
Ответы учащихся……
Работа с учебником стр.20
Доходы складываются из заработной платы членов семьи, пенсий и стипендии, выплат и льгот из общественных организация, доходы от предпринимательской деятельности, от сдачи недвижимости и других средств в аренду, доходы от ценных бумаг, от приусадебного хозяйства.
На диаграмме представлена структура семейных доходов в процентах к общему доходу семьи (слайд 9)
У нас есть доходы, теперь с помощью них мы можем удовлетворить потребности семьи.
“Расходы” - затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт или обслуживание каких-либо изделий, услуг (определение записываем в тетрадь).
Вопрос: как мы расходуем имеющиеся средства?
В большей степени расходы семьи идут на питание. Кроме этого средства расходуются на обязательные платежи, сборы, налоги, оплату жилья, на приобретение непродовольственных товаров (одежду, обувь, предметы домашнего обихода, мебель), а также на культурно-бытовые услуги (кино, музеи, театры). Структура семейных расходов в процентном соотношении в общих расходах семьи представлена на диаграмме.
Все расходы можно разделить на две группы: постоянные и переменные. Постоянные расходы в течение года почти не меняются, их можно запланировать и осуществить.(слайд 10 - 16)
Переменные расходы могут быть единовременными (непредвиденными) и периодическими (сезонными, циклическими).
Представим бюджет в виде весов.
Если чаши весов уравновешены, то говорят о сбалансированности бюджета. Если чаша весов с расходами перевешивает, то говорят о недостатке бюджета, то есть о его дефиците.
Если перевешивает чаша с доходами, то говорят об избыточном бюджете. Это другими словами называется “профицит”.
Вопрос: Как вы думаете, какое состояние бюджета считается лучшим с экономической точки зрения и почему?
Зарисуйте виды баланса бюджета (слайд 17)
V. Практическая работа “Анализ семейного бюджета”. (Приложение 3)
А теперь переходим к выполнению практической работы. На столах лежат листы с заданием практической работы. Её цель заключается в том, что вы должны проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи и сделать вывод, ответив на вопросы:
1. Какой состав семьи?
2. Все ли члены семьи приносят доходы?
3. Рационально ли члены семьи тратят деньги?
4. Какой тип бюджета в данной семье?
5. Что бы вы могли посоветовать данной семье?
После обсуждения и записи в таблицу листа-задания, кто-то один из вашей “семьи” озвучит ваше решение, и мы это обсудим.
На основании данных рассуждений сделаем вывод (ответы учащихся)
что сократить расходную часть бюджета можно, если расходовать свои средства и ресурсы семьи разумно, то есть рационально.
Как происходит распределение доходов в вашей семье? Принимаете ли участие в этом распределении? Как (слайд 18)
VI. Закрепление нового материала.
Какими пословицами можно подвести итог урока?
«Малое дело лучше большого безделья».
«Что посеешь, то и пожнёшь».
«Копейка рубль бережёт» (слайд 19)
VII. Заключительный инструктаж.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
Создать презентацию мини-проекта на выбор:
А) Как увеличить доход вашей семьи.
Б) Как снизить расходы вашей семьи.
2. Заполнить таблицу 3(слайд 20)
Приложение 1
Вариант I Фамилия, имя
1. Что подразумевает коммуникативная функция семьи?
А)общение, получение информации;
Б) воспроизведение рода;
В) воспитание детей.
2. Какова главная цель домашней экономики:
А) накопление знаний о домашнем хозяйстве;
Б)удовлетворение потребностей семьи;
В) получение прибыли.
3. Что лишнее? -
А) еда;
Б) вода;
В) общение с людьми;
Г) жильё.
4.Потреность это:
А) Результат развития человека, когда он чего-то хочет, но не умеет.
Б) Денежные средства семьи.
В) Внутренний мотив деятельности, осознание нехватки чего-либо.
ОЦЕНКА
Вариант II Фамилия, имя
1.Как называется функция семьи, когда она воспитывает детей?
А) воспроизводящая;
Б) воспитывающая;
В) коммуникативная.
2.Домашняя экономика складывается из:
А) потребности в пище;
Б) возможность разобраться со своими потребностями их соответствия с возможностями;
В)приобретения ценных бумаг.
Что лишнее?
А)общение,
Б)защита от врагов,
В) любовь,
Г) дружба
4.Предпринимательство в семье это:
А)коммерческая деятельность;
Б)оказание услуг;
В)деятельность на получение прибыли.
ОЦЕНКА
Практическая работа
Оценка бюджета семьи за январь 2014 года
Состав семьи
Сумма и вид дохода
Статьи расходов
Сумма расходов
Мама
з/плата 6000 руб.
Питание
10000 руб.
Папа
Доход от частной предпринимательской деятельности
25000 руб.
Коммунальные услуги
2800 руб.
Сын
-
Хоз. нужды
3000 руб.
Дочь
Стипендия 900 руб.
Услуги
4000 руб.
Бабушка
Пенсия 6800 руб.
Одежда
12000 руб.
Итого:
Мобильная связь
1000 руб.
Увлечения
5000 руб.
Кредиты
2000
Итого:
Сделайте вывод:
а) Какой состав семьи?
б) Все ли члены семьи приносят доходы?
в) Рационально ли члены семьи тратят деньги?
г) Какой тип бюджета в данной семье?
д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье?
Практическая работа
Оценка бюджета семьи за январь 2014 года
Состав семьи
Сумма и вид дохода
Статьи расходов
Сумма расходов
Мама
з/плата 7000 руб.
Питание
8000 руб.
Дочь
Пособие 4000 руб.
Коммунальные услуги
2300 руб.
Бабушка
Пенсия 11000 руб.
Хоз. нужды
1000 руб.
Доход от приусадебного участка: 1000 руб.
Услуги
2000 руб.
Итого:
Одежда
3000 руб.
Мобильная связь
400 руб.
Увлечения
1000 руб.
Кредиты
1500 руб.
Итого:
Сделайте вывод:
а) Какой состав семьи?
б) Все ли члены семьи приносят доходы?
в) Рационально ли члены семьи тратят деньги?
г) Какой тип бюджета в данной семье?
д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье?
Практическая работа
Оценка бюджета семьи за январь 2014 года
Состав семьи
Сумма и вид дохода
Статьи расходов
Сумма расходов
Мама
з/плата 10 000 руб.
Питание
9000 руб.
Папа
З\плата 28000 руб.
Коммунальные услуги
3800 руб.
Сын
-
Хоз. нужды
1500 руб.
Дочь
Стипендия 1300 руб.
Услуги
4000 руб.
Итого:
Одежда
12000 руб.
Мобильная связь
1000 руб.
Увлечения
2500 руб.
Кредиты
4500
Итого
Сделайте вывод:
а) Какой состав семьи?
б) Все ли члены семьи приносят доходы?
в) Рационально ли члены семьи тратят деньги?
г) Какой тип бюджета в данной семье?
д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье?
Практическая работа
Оценка бюджета семьи за январь 2014 года
Состав семьи
Сумма и вид дохода
Статьи расходов
Сумма расходов
Мама
з/плата 8000 руб.
Питание
14000 руб.
Папа
з/плата 20000 руб.
Коммунальные услуги
3300 руб.
Дочь
Пособие 100 руб.
Хоз. нужды
1000 руб.
Итого
Услуги
2000 руб.
Одежда
6000 руб.
Мобильная связь
1000 руб.
Увлечения
1000 руб.
Кредиты
0 руб.
Итого
Сделайте вывод:
а) Какой состав семьи?
б) Все ли члены семьи приносят доходы?
в) Рационально ли члены семьи тратят деньги?
г) Какой тип бюджета в данной семье?
д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье?
Домашнее задание
Оценка бюджета семьи __________________
Задание: Заполнить таблицу.
Виды расходов
Название статьи расходов
Расход в рублях
Доход в рублях
1. Питание
2. Одежда
3.Коммунальные услуги ( кварт. плата, свет, вода)
4. Хозяйственные товары
5. Товары личной гигиены, в том числе косметика и парфюмерия
6. Сотовая связь
7. Канцелярские товары
8. Увлечения (DVD, компьютер, книги, кружки, секции, рукоделие, театр и т.п.)
9. Услуги (транспорт, парикмахерская, химчистка, медицинские, образовательные и т.п.)
10. Кредиты
Итого:
Ответить на вопросы и проанализировать бюджет своей семьи.
Домашнее задание
Оценка бюджета семьи __________________
Задание: Заполнить таблицу.
Виды расходов
Название статьи расходов
Расход в рублях
Доход в рублях
1. Питание
2. Одежда
3.Коммунальные услуги ( кварт. плата, свет, вода)
4. Хозяйственные товары
5. Товары личной гигиены, в том числе косметика и парфюмерия
6. Сотовая связь
7. Канцелярские товары
8. Увлечения (DVD, компьютер, книги, кружки, секции, рукоделие, театр и т.п.)
9. Услуги (транспорт, парикмахерская, химчистка, медицинские, образовательные и т.п.)
10. Кредиты
Итого:
Ответить на вопросы и проанализировать бюджет своей семьи.
Домашнее задание
Оценка бюджета семьи __________________за март 2013 года
Задание: Заполнить таблицу.
Виды расходов
Название статьи расходов
Расход в рублях
Доход в рублях
1. Питание
2. Одежда
3.Коммунальные услуги ( кварт. плата, свет, вода)
4. Хозяйственные товары
5. Товары личной гигиены, в том числе косметика и парфюмерия
6. Сотовая связь
7. Канцелярские товары
8. Увлечения (DVD, компьютер, книги, кружки, секции, рукоделие, театр и т.п.)
9. Услуги (транспорт, парикмахерская, химчистка, медицинские, образовательные и т.п.)
10. Кредиты
Итого:
Ответить на вопросы и проанализировать бюджет своей семьи.