kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Научная статья: ПОТЕНЦИАЛ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Около 10 лет назад в наше здравоохранение пришли и продолжают развиваться идеи и отдельные параметры понятий «Сестринское дело» и «Сестринский процесс».

Как это ни странно, на первый взгляд, но сегодня можно говорить о том,что профессия медицинской сестры во многих аспектах только складывается. Идет процесс формирования свода знаний, свойственных только сестринскому делу, а не заимствованному из других наук. Теория сестринского дела имеет существенное значение для развития моделей, по которым будет построено сестринское дело будущего.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Научная статья: ПОТЕНЦИАЛ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»

ПОТЕНЦИАЛ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Авезова Мухаббат Шухратовна

БУХАРСКИЙ ТЕХНИКУМ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ИМЕНИ АБУ АЛИ ИБН СИНО, УЗБЕКИСТАН

Около 10 лет назад в наше здравоохранение пришли и продолжают развиваться идеи и отдельные параметры понятий «Сестринское дело» и «Сестринский процесс».

Как это ни странно, на первый взгляд, но сегодня можно говорить о том,что профессия медицинской сестры во многих аспектах только складывается. Идет процесс формирования свода знаний, свойственных только сестринскому делу, а не заимствованному из других наук. Теория сестринского дела имеет существенное значение для развития моделей, по которым будет построено сестринское дело будущего.

 Общеизвестно, что реальная вещь заменяется моделью в том случае, если идея, процесс или предмет слишком велики или абстрактны, чтобы обращаться непосредственно к ним. В любом случае модель облегчает и изучение, и обсуждение предмета или процесса. Именно модель сестринского дела отражает действительность и позволяет с первых месяцев обучения в медицинском колледже изучать структуру и практические задачи. Студенты, направляемые преподавателями клинических дисциплин, имеют возможность обсуждать абстрактные предметы, используя конкретные термины, и ответить на многие практические вопросы. Например:

Что входит в функции медсестры?

Каковы взаимоотношения между медсестрой и пациентом?

Как соотносятся сестринское дело и медицина?

Чем руководствуется медсестра в самостоятельных действиях?

Практически структурированная профессиональная деятельность, включающая специально предусмотренные обучением нюансы общения, позволяют среднему медицинскому персоналу в определенных случаях пользоваться заготовками. При этом медсестры, фельдшера и акушерки не только экономят время, но и обходятся без излишних экспромтов, приводящих в помощи и лечении к нежелательным последствиям.

К сожалению, очень много времени и усилий уходит на пере убеждение уже работающего по старым представлениям медицинского персонала перейти к новым стандартам, - будь то протоколы оказания неотложной помощи по строгому алгоритму, уход за длительно болеющими пациентами или коммуникативными проблемы с пациентами и их родственниками. Советское здравоохранение, помимо всеми признаваемых заслуг, оставило нам в наследство далеко не трепетные взаимоотношения между двумя категориями россиян- теми, кто лечит и теми, кого лечат. Хамство и безразличие медиков сменяются на более приемлемые формы общения зачастую только в ответ на деньги и связи пациентов.

С самого начала занятий по сестринскому делу студенты на теоретическом, а затем и на практическом уровне отрабатывают в различных формах общения с пациентом не только как с объектом, нуждающимся в чисто медицинских мероприятиях, но и как с субъектом. На сегодняшний день медик любого уровня не может считаться профессионально компетентным, если не освоил и не усвоил значение всего комплекса коммуникаций с пациентами, опирающегося на знания его возрастных физических и психологических особенностей и возможностей. Не случайно на первом году обучения в медицинском колледже изучается дисциплина «Здоровый человек», которая делится на разделы «Здоровые дети», «Зрелый возраст» и « Пожилой возраст». Традиционно разделы ведутся соответственно педиатрами, акушерами-гинекологами, андрологами и терапевтами (в том числе геронтологами). С нашей точки зрения, было бы абсолютно уместно помимо врачей подключать к изучению этих вопросов специалистов среднего звена, умеющих рассматривать проблемы под углом сестринской модели взаимоотношений.

Сестринское дело не конкурирует со сферой врачебной деятельности, а обладает достаточным потенциалом, чтобы стоять вровень, но рядом с интересами врачей. Взаимодействие между медсестрами и другими работниками здравоохранения постоянно растет и развивается. Пациенты начинают принимать активное участие в вопросах, связанных с их собственным здоровьем и благополучием. Медсестры призваны заниматься охраной здоровья точно так же, как предупреждением заболеваний и лечением. В частности, сюда относятся непосредственный и постоянный уход за больными и инвалидами, консультативная помощь близким, меры неспецифической профилактики заболеваний и т.п. Постулат Флоренс Найтингейл, гласящий, что состояние больного можно улучшить, воздействуя на его окружение, получает свое ежедневное подтверждение в инициативе медсестер, обеспечивающих и пропагандирующих свежий воздух, тепло, свет, питание, гигиену, физический и психологический комфорт. От медсестры ожидается, что она будет определять основные потребности пациента и, если он не способен сделать это сам, будет удовлетворять их до тех пор, пока помощь не станет излишней.

Очевидно, что неприятие рядом медиков среднего звена современных требований связан не только с нежеланием осваивать достаточно объемный и непростой материал что называется «за ту же зарплату» (безусловно, более чем недостаточную), но и собственными психологическими и коммуникативными проблемами. Когда на занятиях преподаватель объясняет студентам, что при оказании неотложной помощи медсестра должна в определенной очередности контролировать состояние пациента, воздействуя на него в соответствии со стандартами профессиональной деятельности, готовить необходимые препараты и взаимодействовать с врачом или другими медиками, это объясняется генеральной целью - максимально быстро облегчить страдания больного. Во взаимодействии со всеми сотрудниками любого уровня медсестра должна уметь принимать меры, прежде всего необходимые для безопасности пациента. Здесь недопустимы проволочки на раздумья, сомнения и дискуссии с коллегами, отнимающие буквально «золотые минуты». Определение подобным действиям может квалифицироваться только как профессиональная некомпетентность

Традиционно медицинская модель, использовавшаяся столетиями, ориентирована на заболевание, и усилия врача направлены на поставку диагноза, поиск и лечение отклонение, дисфункций и дефектов. Большинство видов врачебной деятельности (будь то лечение, преподавание или исследовательская работа), так или иначе, направлено на различные аспекты заболеваний и недугов. Модель же сестринского дела ориентирована в большей степени на человека или группу людей, чем на недуг. Эта модель должна быть приложима к нуждам людей, их семей и сообществ и предоставлять медсестрам широкий выбор ролей и функций для работы со всеми - с больными и здоровыми. В соответствии «Кодексом Международного Совета Медсестер» на медсестру возлагается четыре основные обязанности: сохранять здоровье, предотвращать заболевания, восстанавливать здоровье и облегчать страдания. Потребность в деятельности медсестры универсальна. Сестринское дело подразумевает уважение к жизни, достоинству и правам человека.

Очень показательны современные требования к ответственности среднего медицинского персонала:

-         Личная ответственность за осуществление практических вмешательств и за постоянное повышение квалификации;

-         Выполнение работы на самом высоком уровне, возможном в данной ситуации;

-         Взвешенность решений о личной компетенции при взятии на себя или даче поручения.

По сути, эти абсолютно доступные пониманию любого думающего человека требования, не нуждаются в комментариях. Почему же в большинстве ЛПУ отношения между врачами и средним медперсоналом основываются далеко не на паритетных началах? В лучшем случае, врачи с уважением говорят о «грамотных» и «опытных» медсестрах, исходя лишь из способности последних выполнять назначения и поручения все тех же врачей. Собственная компетенция медсестры скорее раздражает. Это особенно удивительно в нишах, принадлежащих модели сестринского дела. Возникает лишь одно логическое объяснение: большинство врачей и сегодня ориентированы на уже изжившую себя во всех развитых странах медицинскую модель, в которой медсестра - всего лишь «служанка» врача.

 С нашей точки зрения, при всей своей сложности и многогранности эта задача реально разрешима. Да, это требует специального обучения, большого труда и постоянного самосовершенствования со стороны преподавателей медицинских колледжей. А, значит, полного понимания и желания работать в этом направлении с их стороны. Но другого выхода нет. Современные требования к профессиональной подготовке среднего медицинского персонала должны иметь перед собой своего рода сверхзадачу: построение каждой медицинской сестрой некоего этического пространства - внутри себя, внутри своей профессии и вокруг себя.

Литература:

1.Специалист медицинского обучения Горшков М.Д. Москва.: РОСОМЕД, 2016 - 319с.

2.Обучение в медицине / Под редакцией профессора Свистунова А.А. Составитель Горшков М.Д. – Москва.: Издательство Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, 2013 – 288 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Научная статья: ПОТЕНЦИАЛ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Автор: Авезова Мухаббат Шухратовна

Дата: 27.01.2021

Номер свидетельства: 571644

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ"
    ["seo_title"] => string(45) "sovriemiennyie-aspiekty-v-siestrinskom-dielie"
    ["file_id"] => string(6) "261480"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449146094"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Научная статья на тему: ПОТЕНЦИАЛ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА И СОВРЕМЕННЫЕ СТАНДАРТЫ"
    ["seo_title"] => string(77) "nauchnaia_statia_na_temu_potentsial_sestrinskogo_dela_i_sovremennye_standarty"
    ["file_id"] => string(6) "550488"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1589914202"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства