Медицинская сестра должна иметь
квалификацию троякого ряда:
научную – для понимания болезни,
сердечную – для понимания больного,
техническую – для ухода за больными.
Сестринское дело сегодня – это самостоятельная отрасль здравоохранения с достаточно четко выраженными функциональными обязанностями, как по реабилитации больных, так и по повышению качества их жизни.
Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества медицинских услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам сестринского дела, составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения. ВОЗ рассматривает МПСЗ как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения в доступной медицинской помощи.
И действительно, сегодня сестринское дело - это и искусство, и наука. Оно требует и понимания, и применения специальных знаний и умений. Сестринское дело основывается на теории и практике, созданных на базе гуманитарных и естественных наук: биологии, медицины, психологии, социологии и др. Медицинская сестра принимает на себя ответственность и действует с надлежащими полномочиями, непосредственно исполняя профессиональные обязанности, и отвечает за те медицинские услуги, которые предоставляет. Миссия сестринского дела в обществе состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям и группам развить свой физический, умственный и социальный потенциал и поддерживать его на соответствующем уровне независимо от меняющихся условий проживания и работы. Это требует от медицинских сестёр работы по укреплению и сохранению здоровья, а также по профилактике заболеваний.
Новое сестринское дело - это потребность в изменении основы текущей практики.
Новая концепция заменит давно установившуюся иерархическую и бюрократическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью. Высококвалифицированная практикующая медицинская сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, чтобы планировать, осуществлять и оценивать результаты ухода, отвечающего потребностям конкретного пациента. При этом делается особый акцент на уникальность вклада сестринского ухода в выздоровление и восстановление здоровья пациента.
Современная модель первичной медицинской помощи предусматривает широкое участие медсестер в проведении профилактических мероприятий, назначении ограниченного перечня лекарств (кроме контролируемых препаратов), проведении простейших медицинских обследований, иммунизации, первичного приема пациентов, осуществлении контроля за здоровьем матерей и детей. Медицинским сестрам отводится существенная роль в оказании помощи пожилым, работе в сестринских клиниках и оказании помощи пациентам с хроническими болезнями, оказании помощи на дому, организации интегрированного ухода и долечивания, работы с группами здоровых и т.д. Такое расширение сестринской практики в мире явилось результатом сближения деятельности медицинской сестры и врача с делегированием части врачебных полномочий медицинским сестрам. Модель медицинской сестры – пассивного помощника врача уходит в прошлое, уступая место модели медицинской сестры – помощника пациента.
Утверждается, «что от 25 до 70% работы врачей, в зависимости от конкретной задачи, вполне под силу медсестрам или другим профессионалам». Именно медсестра, работая с врачом, должна освободить его от работы, не свойственной врачебной квалификации, что позволит повысить эффективность и рациональность использования врачебных кадров. С другой стороны, квалифицированные медицинские сестры, способные заменить врача при целом ряде процедур и манипуляций, могут снизить потребность в численности врачей. Подготовка врачей в настоящее время является весьма дорогостоящим и длительным процессом, что и объясняет необходимость рационального использования врачебного труда. Таким образом, «перераспределение ролей или сферы практической деятельности конкретных работников здравоохранения – это стратегия, которая позволяет лучше использовать все более многообразные кадровые ресурсы и добиться нужного количества нужных типов работников и их надлежащего сочетания». Эти изменения профессиональных границ можно разделить на четыре категории: улучшение, замена, передача полномочий и инновации. В наибольшей степени эти изменения касаются медицинских сестер, т.к. все больше данных указывает на то, что такое «перераспределение ролей может улучшить результаты лечения пациентов, особенно, с хроническими заболеваниями и сократить использование ими услуг здравоохранения ». Следовательно, расширение границ сестринской практики способствует: повышению доступности медицинской помощи; улучшению качества медицинской помощи и удовлетворенности пациентов; регулированию нагрузки врача и освобождению его времени на консультирование и лечение пациентов; повышению профессионального статуса медицинских сестер; повышению ответственности за пациента.
Система профессионального образования должна обеспечить дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка услуг и гарантировать соответствующую квалификацию и компетентность в решении профессиональных задач.
Повышенный уровень образования должен обеспечить подготовку квалифицированных специалистов сестринского дела, имеющих углубленную клиническую подготовку и готовых к оказанию широкого спектра услуг в условиях первичной медико-санитарной помощи.
Главная цель заключается в воспитании высококвалифицированного специалиста сестринского дела, медсестры-личности, разделяющей философию сестринского дела, способной творчески осуществлять сестринский процесс, направленный на удовлетворение потребностей как больного, так и здорового человека.
Учебный курс "Основы сестринского дела" включает манипуляционную технику. Учащихся, недостаточно хорошо овладевших основами сестринского дела, в дальнейшем будет трудно обучить комплексному уходу за различными пациентами в объеме новой учебной программы, предполагающей поэтапность образования и его преемственность от курса к курсу.
Большое значение в работе по данной методике придается использованию алгоритмов. Создание алгоритмов манипуляций— процесс творческий и потому достаточно сложный.
Применение алгоритмов дает возможность унифицировать образование, упорядочить требования педагога к учащимся, избежать недоразумений при оценке правильности выполнения учащимися практических манипуляций на зачетах и экзаменах. Кроме того, обучение с использованием алгоритмов дисциплинирует одновременно и учащегося, и преподавателя, позволяет создать у учащегося стойкий стереотип будущей профессиональной деятельности. И так, активный тренинг с применением алгоритмов дает возможность подготовить медсестру, прекрасно владеющую профессиональной техникой. Однако, применяя только эту методику, нельзя добиться от будущей медсестры умения четко ориентироваться в сложных ситуациях, оказывать неотложную доврачебную помощь или осуществлять комплексный уход. Для этого необходимо решать ситуационный задачи и разыгрывать ролевые ситуации. Само название "ситуационная задача" говорит о том, что должна быть обрисована некая ситуация, из которой медсестра находит оптимальный выход.
Первичные профессиональные навыки будущие медсестры получают в кабинетах доклинической практики, что приближает подготовку специалистов к требованиям ГОСО. Кабинеты сестринских технологий оснащены современным медицинским оборудованием, муляжами и фантомами. В учебном процессе задействованы интерактивные доски и другие мультимедийные средства обучения. Базами производственной практики являются ведущие лечебно-профилактические учреждения: Городская поликлиника №2; Городская поликлиника №6; Областной кардиологический диспансер; Медико-социальное учреждение для престарелых и инвалидов.
Особое внимание необходимо уделить развитию высшего сестринского образования, формирующему потенциал для научных исследований в области сестринского дела и обеспечивающему высококвалифицированные управленческие и педагогические кадры, призванные в значительной степени определить уровень и качество сестринской помощи в нашей стране в будущем.
автор статьи: Дикун Е.В. преподаватель сестринского дела Уральского медицинского колледжа «Максат».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Медицинская сестра должна иметь квалификацию троякого ряда: научную – для понимания болезни, сердечную – для понимания больного, техническую – для ухода за больными.
Сестринское дело сегодня – это самостоятельная отрасль здравоохранения с достаточно четко выраженными функциональными обязанностями, как по реабилитации больных, так и по повышению качества их жизни.
Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества медицинских услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам сестринского дела, составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения. ВОЗ рассматривает МПСЗ как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения в доступной медицинской помощи.
И действительно, сегодня сестринское дело - это и искусство, и наука. Оно требует и понимания, и применения специальных знаний и умений. Сестринское дело основывается на теории и практике, созданных на базе гуманитарных и естественных наук: биологии, медицины, психологии, социологии и др. Медицинская сестра принимает на себя ответственность и действует с надлежащими полномочиями, непосредственно исполняя профессиональные обязанности, и отвечает за те медицинские услуги, которые предоставляет. Миссия сестринского дела в обществе состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям и группам развить свой физический, умственный и социальный потенциал и поддерживать его на соответствующем уровне независимо от меняющихся условий проживания и работы. Это требует от медицинских сестёр работы по укреплению и сохранению здоровья, а также по профилактике заболеваний. Новое сестринское дело - это потребность в изменении основы текущей практики. Новая концепция заменит давно установившуюся иерархическую и бюрократическую систему организации сестринского дела профессиональной моделью. Высококвалифицированная практикующая медицинская сестра должна иметь достаточно знаний и навыков, чтобы планировать, осуществлять и оценивать результаты ухода, отвечающего потребностям конкретного пациента. При этом делается особый акцент на уникальность вклада сестринского ухода в выздоровление и восстановление здоровья пациента.
Современная модель первичной медицинской помощи предусматривает широкое участие медсестер в проведении профилактических мероприятий, назначении ограниченного перечня лекарств (кроме контролируемых препаратов), проведении простейших медицинских обследований, иммунизации, первичного приема пациентов, осуществлении контроля за здоровьем матерей и детей. Медицинским сестрам отводится существенная роль в оказании помощи пожилым, работе в сестринских клиниках и оказании помощи пациентам с хроническими болезнями, оказании помощи на дому, организации интегрированного ухода и долечивания, работы с группами здоровых и т.д. Такое расширение сестринской практики в мире явилось результатом сближения деятельности медицинской сестры и врача с делегированием части врачебных полномочий медицинским сестрам. Модель медицинской сестры – пассивного помощника врача уходит в прошлое, уступая место модели медицинской сестры – помощника пациента.
Утверждается, «что от 25 до 70% работы врачей, в зависимости от конкретной задачи, вполне под силу медсестрам или другим профессионалам». Именно медсестра, работая с врачом, должна освободить его от работы, не свойственной врачебной квалификации, что позволит повысить эффективность и рациональность использования врачебных кадров. С другой стороны, квалифицированные медицинские сестры, способные заменить врача при целом ряде процедур и манипуляций, могут снизить потребность в численности врачей. Подготовка врачей в настоящее время является весьма дорогостоящим и длительным процессом, что и объясняет необходимость рационального использования врачебного труда. Таким образом, «перераспределение ролей или сферы практической деятельности конкретных работников здравоохранения – это стратегия, которая позволяет лучше использовать все более многообразные кадровые ресурсы и добиться нужного количества нужных типов работников и их надлежащего сочетания». Эти изменения профессиональных границ можно разделить на четыре категории: улучшение, замена, передача полномочий и инновации. В наибольшей степени эти изменения касаются медицинских сестер, т.к. все больше данных указывает на то, что такое «перераспределение ролей может улучшить результаты лечения пациентов, особенно, с хроническими заболеваниями и сократить использование ими услуг здравоохранения ». Следовательно, расширение границ сестринской практики способствует: повышению доступности медицинской помощи; улучшению качества медицинской помощи и удовлетворенности пациентов; регулированию нагрузки врача и освобождению его времени на консультирование и лечение пациентов; повышению профессионального статуса медицинских сестер; повышению ответственности за пациента.
Система профессионального образования должна обеспечить дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка услуг и гарантировать соответствующую квалификацию и компетентность в решении профессиональных задач.
Повышенный уровень образования должен обеспечить подготовку квалифицированных специалистов сестринского дела, имеющих углубленную клиническую подготовку и готовых к оказанию широкого спектра услуг в условиях первичной медико-санитарной помощи.
Главная цель заключается в воспитании высококвалифицированного специалиста сестринского дела, медсестры-личности, разделяющей философию сестринского дела, способной творчески осуществлять сестринский процесс, направленный на удовлетворение потребностей как больного, так и здорового человека.
Учебный курс "Основы сестринского дела" включает манипуляционную технику. Учащихся, недостаточно хорошо овладевших основами сестринского дела, в дальнейшем будет трудно обучить комплексному уходу за различными пациентами в объеме новой учебной программы, предполагающей поэтапность образования и его преемственность от курса к курсу.
Большое значение в работе по данной методике придается использованию алгоритмов. Создание алгоритмов манипуляций— процесс творческий и потому достаточно сложный.
Применение алгоритмов дает возможность унифицировать образование, упорядочить требования педагога к учащимся, избежать недоразумений при оценке правильности выполнения учащимися практических манипуляций на зачетах и экзаменах. Кроме того, обучение с использованием алгоритмов дисциплинирует одновременно и учащегося, и преподавателя, позволяет создать у учащегося стойкий стереотип будущей профессиональной деятельности. И так, активный тренинг с применением алгоритмов дает возможность подготовить медсестру, прекрасно владеющую профессиональной техникой. Однако, применяя только эту методику, нельзя добиться от будущей медсестры умения четко ориентироваться в сложных ситуациях, оказывать неотложную доврачебную помощь или осуществлять комплексный уход. Для этого необходимо решать ситуационный задачи и разыгрывать ролевые ситуации. Само название "ситуационная задача" говорит о том, что должна быть обрисована некая ситуация, из которой медсестра находит оптимальный выход.
Первичные профессиональные навыки будущие медсестры получают в кабинетах доклинической практики, что приближает подготовку специалистов к требованиям ГОСО. Кабинеты сестринских технологий оснащены современным медицинским оборудованием, муляжами и фантомами. В учебном процессе задействованы интерактивные доски и другие мультимедийные средства обучения. Базами производственной практики являются ведущие лечебно-профилактические учреждения: Городская поликлиника №2; Городская поликлиника №6; Областной кардиологический диспансер; Медико-социальное учреждение для престарелых и инвалидов.
Особое внимание необходимо уделить развитию высшего сестринского образования, формирующему потенциал для научных исследований в области сестринского дела и обеспечивающему высококвалифицированные управленческие и педагогические кадры, призванные в значительной степени определить уровень и качество сестринской помощи в нашей стране в будущем.
автор статьи: Дикун Е.В. преподаватель сестринского дела Уральского медицинского колледжа «Максат».