Этап урока/Время | Действие педагога | Действие ученика | Ресурсы |
Орг. момент (1 мин) Позитивный настрой (1-3 мин). | Учитель проверяет присутствие учащихся на уроке. Учитель проводит позитивный настрой «Концентрация на свет». | Учащиеся демонстрируют готовность к уроку. Учащиеся, концентрируясь, расслабляются и настраиваются на глубокое размышление. | Учебник, методическое пособие для учителя, Музыкальная композиция «Хрустальная грусть» https://youtu.be/LRxjUqHRrxk |
Проверка домашнего задания (3-5 мин). | На стр. 15 учебника прочитать рассказ В. Медведева «Баранкин будь человеком». Учитель ставит перед учащимися один из важнейших смысложизненных вопросов: «Что значит «быть человеком»»? Помогая искать на него ответ, безусловно, на уровне, соответствующем возрасту учащихся, учителю необходимо заострить внимание ребят на том, что качества, составляющие суть человечности, – естественные и неотъемлемые, главными из которых являются доброта и любовь. Очень важными являются также ответственность и чувство долга. Вопросы: Как вы понимаете смысл фразы: «Если по-настоящему захотеть, то даже курносый нос может превратиться в орлиный»? Что значит «быть человеком»? Встречались ли в вашей жизни люди, которых можно назвать «настоящими»? Расскажите о них. | В результате обсуждения учащиеся углубляют свое понимание, что сущность человека отражается не только в поступках, но и в его устремлениях – мечтах и целях. | Учебник самопознания, стр. 15. |
Позитивное высказывание ( цитата), (3-4мин). | «Птицу крылья поднимают, а человека мечта окрыляет», Казахская пословица Как вы понимаете смысл данного высказывания? Обобщая ответы учащихся, учитель дает пояснения о том, что понимание истинного смысла того, чем является мечта в жизни человека. Мечта в высоком смысле – это не просто желание, это путеводная нить, ведущая человека к воплощению его жизненного призвания. | Учащиеся обсуждают смысл высказывания. Повторяют его несколько раз и записывают в тетрадь. | ПК, презентация, слайд. Рабочие тетради. |
Рассказывание истории (беседа), (4-8 мин). | Рассказывание истории «Иди за своей мечтой». Эта история об одном мальчике, которого звали Монти. Однажды в школе учитель задал написать сочинение о том, кем он хочет стать, когда вырастет. Мальчик долго мучился и потратил много часов на описание своей мечты. Он хотел стать владельцем ранчо и построить большой дом. На следующий день Монти отдал сочинение учителю. Спустя три дня учитель вернул его работу и поставил жирную красную двойку, написав «останься после урока». После занятий мальчик спросил у учителя: «Почему он получил двойку за сочинение?». На что учитель сказал: «Твоя мечта не осуществима, чтобы приобрести такой дом, тебе нужно много денег, а у тебя есть деньги? Нет. Ты же из очень бедной семьи. У тебя нет никакой возможности осуществить эту мечту». Учитель вернул сочинение мальчику и сказал: «Напиши другое сочинение, в котором ты опишешь другую более реалистичную мечту и, возможно, я поставлю тебе другую оценку». Монти вернулся домой и попросил совета у отца. «Боюсь, я тебе не помощник» - ответил отец. «Я думаю, что это должно быть только твоё решение, но у меня есть ощущение, что это будет действительно важное для тебя решение». Мальчик долго обдумывал слова отца. Наконец он вернул это же самое сочинение учителю и сказал: «Вы можете оставить себе двойку, а я оставлю себе свою мечту». Прошло время, Монти давно окончил школу, стал взрослым и богатым человеком, стал владельцем большого ранчо и имел большой красивый дом. Самая удивительная часть этой истории заключается в том, что как-то раз, летом, всё тот же учитель привёз 30 (тридцать) школьников и они на неделю расположились лагерем на ранчо у Монти. Перед отъездом учитель сказал: «Когда я был твоим учителем, я был своего рода вором мечтаний. Мне сейчас очень жаль, что тогда я украл множество детских мечтаний. Но я очень рад, что ты нашёл в себе смелость отстоять свою мечту». Не позволяйте никому украсть вашу мечту. Что бы вам ни говорили, просто следуйте за своим сердцем. Вопросы: О ком говорится в этой притче? Как вы думаете, почему учитель поставил двойку Монти? Какой совет получил мальчик от отца? Как помогает человеку в жизни мечта? А о чем вы мечтаете? Дайте совет, как достичь своей мечты? | Учащиеся отвечают на вопросы. | |
Творческая работа (12-15мин). | Учитель предлагает выполнить задание №3. Запишите три своих мечты. Обдумайте каждую из них: кому будет хорошо от ее исполнения – только вам, вам и другим людям или природе? Нарисуйте сами или подберите рисунок, фотографию, отражающие ваши мечты. | Учащиеся записывают три своих мечты, затем анализируют, кому будет хорошо от их исполнения. | |
Домашнее задание (1-2 мин). | Опережающее домашнее задание: На стр. 19 учебника прочитать стихотворение М. Шаханова «Мечта». | Учащиеся записывают домашнее задание. | |
Групповое пение (2-3мин). | Песня «Мне сегодня весело». Автор слов: А. Хайт Музыка: Б. Савельева. | Учащиеся совместно с учителем исполняют песню. | Медиа проигрыватель. Текст песни выводится на экран. |
Заключительная минута урока (1 мин). | Учитель предлагает учащимся закрыть глаза и вспомнить то, что понравилось на уроке, сохранить это в своем сердце и благодарит за урок. | Ученики осуществляют рефлексию. | Тихо звучит инструментальная композиция. |