kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические основы обучения игре по слуху

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальный период обучения игре на музыкальном инструменте – это важнейший этап приобщения детей к музыкальному искусству и воспитанию навыков музицирования. На данной стадии закладываются необходимые основы для формирования первоначальных музыкально-художественных слуховых представлений, умений и навыков (звукоизвлечение, метроритмическая организация, аппликатурная и технологическая дисциплина). Все это в совокупности имеет решающее значение для последующего развития исполнительской техники и развития музыкальных способностей учеников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические основы обучения игре по слуху»

Начальный период обучения игре на музыкальном инструменте – это важнейший этап приобщения детей к музыкальному искусству и воспитанию навыков музицирования. На данной стадии закладываются необходимые основы для формирования первоначальных музыкально-художественных слуховых представлений, умений и навыков (звукоизвлечение, метроритмическая организация, аппликатурная и технологическая дисциплина). Все это в совокупности имеет решающее значение для последующего развития исполнительской техники и развития музыкальных способностей учеников.

Общеизвестным является тот факт, что за годы учебы у некоторых детей пропадает интерес к обучению, а через 2-3- года после окончания музыкальной школы они не могут сыграть ни одной пьесы, так как выученный материал забыт, а навыки подбора по слуху не выработаны, хотя они являются самыми востребованными в быту. Домашнее музицирование также предполагает умение легко читать ноты с листа, аккомпанировать, обладать  музыкальным вкусом и самостоятельно разучивать произведения. 

Существует много теоретических исследований о важности формирования таких навыков, как транспонирование, игра по слуху и подбор. Приведем высказывания некоторых педагогов. По мнению, «вовлекать в творческую деятельность необходимо всех детей, а не только тех, кто обладает развитым музыкальным слухом, т. к. главной целью музыкального образования является не приобретение научных знаний, а развитие творческой активности учащихся». «Необходимо ввести в программы всех отделений музыкальных школ элемент творчества. Не должно делать всех музыкантов композиторами, но необходимо, чтобы каждый мог произвести на языке своего искусства хотя бы простейшее выражение своих мыслей…», - говорил .

Современные педагоги уделяют много внимания проблеме развивающего обучения, ищут новые пути, чтобы заинтересовать ребенка, сделать процесс обучения более интересным и полезным ученику в повседневной жизни. Г. Шахов: «В последние десятилетия многие представители музыкальной педагогики все чаще и настойчивее обращают внимание на некоторый разрыв между техническим развитием учащихся, с одной стороны, и воспитанием слуховой активности, творческой инициативы, самостоятельности – с другой… Наиболее трудным в обучении на инструменте является первоначальный этап… Именно музыкальная школа является тем звеном, в котором закладывается фундамент развития будущего музыканта».

Актуальность нашей работы состоит в том, что мы считаем необходимым активизировать самостоятельную работу учащихся, и помимо традиционной работы над пьесами и гаммами развивать музыкальное мышление путем различных творческих заданий. Конечно, восприимчивость к овладению подобными навыками зависит от природной одаренности ученика. Но если педагог с первых уроков развивает музыкальное мышление с помощью творческих заданий, в дальнейшем это принесет свои плоды даже с посредственным учеником.  Использование таких видов работы, как подбор по слуху, транспонирование, сочинение, чтение с листа делают более тесной взаимосвязь специальности и теории музыки, повышают интерес к занятиям, развивают музыкальное мышление и прививают ученикам самостоятельность.

Целью нашей работы является:

Обобщение практического опыта и разработка методических рекомендаций по приобретению навыков игры по слуху, подбору и транспонированию для преподавателей детских музыкальных школ по классу аккордеона;

Задачами нашей работы является:

1)  выявить наиболее эффективные методы обучения игре по слуху, подбору и транспонированию в классе аккордеона;

2)  разработать схему поэтапного формирования указанных навыков;

3)  выработать и описать методические приемы, способствующие развитию самостоятельной творческой работы учащихся.

4)  обозначить пути развития музыкальных способностей (слух, память, чувство ритма) и воспитания слушательской и исполнительской культуры в процессе обучения подбору, транспонированию и игре по слуху;

I. Методы обучения игре по слуху

Анализ работы музыкальных школ показывает, что в классах аккордеона широко используется двигательный метод обуче­ния: с первых же занятий педагог направляет основное внимание учащегося на усвоение нотных знаков, клавиатур, постановку рук и пальцев, аппликатуру и звукоизвлечение. Такая форма занятий не способствует развитию творческой активности и самостоятельности, более того — подавляет их. В процессе обучения большинство учащих­ся хотя и овладевает предусмотренным программой художественным и техническим музыкальным материалом, но оказывается не способ­ным к деятельности, требующей слуховой и умственной активности.

Основная причина того, что педагог по классу аккордеона начинает работу с учащимся с усвоения нотной грамоты, клавиатур и игры по нотам, а не с формирования музыкально-слуховых представлений и игры по слуху, заключается в том, что педагогу на первых шагах обучения приходиться решать сразу много сложных задач:

1) наличие двух клавиатур, звуки которых находятся в разных звуковысотных соотношениях;

2) неодинаковое расположение клавиш правой и левой клавиа­тур. На правой — полутоновое, на левой — кварто-квинтовое.

3) отсутствие зрительного контакта с клавиатурой. Одной из трудностей начального обучения игре на аккордеоне является и звукоизвлечение, которое требует от учащихся не только дополнительного внимания, но и определённых физических усилий. Всё это и заставляет педагогов направлять внимание уча­щихся на усвоение нотных знаков и соответствующих им клавиш. Игре по слуху внимание не уделяется — представляется нелогичным усложнять и без того трудоёмкий процесс начального обучения.

Не нужно доказывать, что игра по слуху, а позже чтение с листа и транспонирование по нотам, преподаваемые на основе связи теории с практикой, очень важны. Вместе с тем следует признать, что време­ни для всестороннего воспитания учащихся при существующей пяти­летней программе обучения действительно мало. Поэтому во многих школах увеличивают срок обучения на народных инструментах до 7-летнего обучения. Семилетняя программа позволит наиболее перспек­тивным учащимся, готовящимся к профессиональной музыкальной деятельности, избежать значительного перерыва между окончанием музыкальной школы и поступлением в музыкальное училище.

Установлено, что развивающий эффект обучения детей игре на аккордеоне достигается лишь при игре на слух. Успешность освоения этого способа зависит от прочности и степени развития слухо-двигательной взаимосвязи, чему во многом способствуют занятия по сольфеджио и хоровому классу, а также по специальности.

Под понятием «игра на слух» принято понимать исполнение на инструменте музыкального материала, усвоенного и непосредственно воспроизводимого на основе музыкально-слуховых представлений без помощи нот.

Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование приучают ис­полнителя осознанно и активно, то есть на основе прочных музы­кально-теоретических знаний и ярких музыкально-слуховых и слухо-двигательных представлений воспринимать и воспроизводить музыку. Они опираются на музыкальные способности ученика, активно развивают их.

На своей практике мы, также как и многие музыканты, убедились, что музыкальное воспитание необходимо начинать с донотного периода, так как необходимо сначала научить ребенка чувствовать музыку, воспринимать мелодию образно и в целом, а не как набор звуков, который надо извлечь в правильном порядке. Донотное обучение значительно облегчает формирование элементарных игровых навыков. Это происходит за счет сокращения объектов внимания: ученик не прикован к нотному тексту.

В процессе донотного обучения учащийся приобретает всё, что требуется для игры по нотам:

1) простейшие слуховые представления;

2) знания записи длительностей и высоты звука, а также располо­жения клавиш на инструменте;

3) элементарные игровые навыки.

На донотном этапе необходимо выявить у учащегося наличие слуховых представлений, затем систематизировать их и всячески способствовать дальнейшему формированию и развитию. Каждого учащегося отличают индивидуальные особенности: степень одарённости, восприимчивость, музыкальная память, чувство ритма и т. д. Педагог должен знать как сильные, так и слабые стороны учащегося, возможности его слуховых представлений, музы­кальной памяти, эмоциональной отзывчивости на музыку. Здесь необ­ходим дифференцированный подход. Составляя индивидуальные за­дания по каждому виду музицирования, педагог должен, с одной сто­роны, опираться на уже имеющиеся умения и навыки учащегося, а с другой — способствовать их дальнейшему формированию и развитию.

С окончанием донотного обучения меняется и сама структура клас­сных занятий: вместо целого урока (45 минут) игре по слуху вместе с чтением с листа и транспонированием теперь отводится 10—15 минут (остальное время урока используется для работы над основным худо­жественным и техническим нотным материалом).

Навыки игры по слуху воспитываются в процессе подбора музыкального материала на слух в 2-х формах – усвоение музыки в первоначальной тональности и в новой тональности (транспонирование). В процессе освоения данных навыков необходимо развивать музыкальную память, музыкальный вкус, чувство ритма, ладовые ощущения, слухо-двигательную взаимосвязь, восприятие гармонических средств (интервалов и аккордов), постижение закономерностей развития мелодии, гармонии (обособленно и в комплексе) и музыкальной формы.

Художественное воспроизведение на аккордеоне по слуху даже самой простой мелодии требует наличия у исполнителя устойчивости ее слухового представления и соответствующих навыков игры на инструменте. На практике получается так, что если учащийся имеет ясные слуховые представляет о мелодии, то при желании он ее подберет (быстро или медленно) любыми пальцами (речь здесь не идет о художественном исполнении). Поэтому первоначальная задача педагога, по нашему мнению, это содействие всеми способами развитию и укреплению слуховых представлений учащихся и постепенному накапливанию слухового опыта.

Начиная с первых занятий важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Для этого можно использовать наглядные дидактические пособия, в которых моделируется движение мелодии (вверх, вниз, на месте) – музыкальная лесенка, бабочка, порхающая с цветка на цветок (нотки) и т. д.

Самая доступная форма проявления музыкально-слуховых представлений – пение, поэтому для развития внутреннего слуха учащихся надо начинать с того, чтобы показывать рукой движение мелодии, одновременно воспроизводя ее голосом и на инструменте. Методика обучения, и соответственно подбор упражнений, выстраивается таким образом, чтобы диапазон предлагаемых попевок постепенно расширялся.

Сначала ребенок играет мелодию, построенную на одном звуке, перед тем как ее воспроизвести, он прослушивает ее в исполнении педагога, потом поет (замечая, что звуки не отличаются по высоте), затем играет на аккордеоне и одновременно поет. («Барашеньки-крутороженьки»)

Пропевания позволяют детям лучше представить направление движения мелодии, развивают музыкально-слуховые представления. Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов. Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии. После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, можно переходить к игре попевок на двух соседних звуках.

Чтобы облегчить детям понимание расположение звуков по высоте, применяются названные приемы: обучение звуков-кружочков на разной высоте, показ рукой движения мелодии, дидактические пособия и игры. Кроме этого, можно воспользоваться «немой» (нарисованной) клавиатурой аккордеона: ребенок показывает на ней расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию. Представление о характере мелодии следует воспитывать до или одновременно с ее подбором на инструменте. Поэтому педагог должен придавать большое значение развитию у начинающих эмоциональной отзывчивости на музыку, умения мыслить музыкальными образами.

На следующем этапе диапазон попевок расширяется, так как дети будут лучше ориентироваться в расположении звуков мелодии и действовать более самостоятельно. Обучая игре на аккордеоне на слух, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, так как одни дети легко подбирают попевки, а другим необходимо время и более детальная подготовительная работа.

С первых же занятиях необходимо приобщать учеников к различению и сравнению темпов, штрихов и особенно ладов (мажорного и минорного), подбирая для этого специальные короткие попевки (Приложение -№3). Наряду с новым музыкальным материалом учащиеся должны воспроизводить по памяти знакомые попевки, исполнение которых педагог обязан корректировать тщательным образом.

Обычно после нескольких занятий большинство учеников обнаруживает свой «индивидуальный запас» музыкально-слуховых представлений, и здесь очень важно, чтобы учащиеся начинали самостоятельно подбирать мелодии на инструменте. С теми, кто не может точно напеть услышанные мелодии, педагог должен поступить следующим образом: сначала исполнить мелодии на инструменте, а затем попросить ученика найти и исполнить заданные звуки, не глядя на клавиши.

В ходе этих занятий можно применять такие приемы:

1) звуки задаются в разных регистрах (среднем, нижнем, высоком);

2) задается разная длительность звуков (длинные и короткие);

3) мелодии исполняются со счетом и без.

Во время показа учителя формируются элементарные игровые навыки, так как по положению рук и пальцев на инструменте сидящего напротив педагога учащийся определяет примерный, необходимый для нахождения заданных интонаций участок клавиатуры, это является для ученика хорошей иллюстрацией целесообразных игровых движений. Отсутствие зрительного контакта с клавиатурой своего инструмента заставляет искать нужные интонации, т. е. проявлять определенную слуховую активность. При игре с показа учащиеся легче овладевают навыками игры двумя руками.

Весьма важным, на наш взгляд, является выбор штриха, который используется при обучении подбору. Нам думается, что лучше применить штрих legato, так как обучение игре на инструменте начинается, как правило, с певучих народных песен, требующих связного звучания. С первых же занятий ученик лишен возможности видеть клавиатуру инструмента, поэтому legato, требующее мягких, спокойных движений пальцев, оптимально способствует развитию «чувства клавиатуры». При исполнении напевных мелодий начинающий музыкант легче ощущает цезуры, и, следовательно, членение на фразы и мотивы, что способствует воспитанию чувства формы. Штрих legato требует от аккордеониста плавного ведения меха и повышенной слуховой активности, а живой звук интонации аккордеона, близкий человеческому голосу, отличается своим кантиленным характером. Кроме этого, исполнение заданных интонаций ровным, певучим звуком способствует развитию слухового самоконтроля, простейших навыков звукоизвлечения и чувства длительностей.

На готовой клавиатуре в процессе игры с показа усваиваются простейшие сочетания басов и готовых аккордов, которые вскоре могут быть использованы в качестве аккомпанемента к разученным правой рукой мелодиям.

В методике ведения урока и при составлении классных и домашних заданий педагог должен стремиться к тому, чтобы ученик ощущал практическое значение получаемых результатов. Преподаватель должен идти навстречу пожеланиям ученика в выборе такого музыкального репертуара для игры по слуху, который затем можно было бы успешно использовать в практической деятельности. Но также надо иметь и в виду, что этот репертуар должен быть посильным, чтобы ученик не потерял веру в свои силы. Если мы не уверены в том, что ученик справится с заданием или в том, что он справится самостоятельно, то необходимо провести подготовительную работу для выявления ясности и прочности музыкально-слухового представления задания.

Разумеется, что для младших школьников надо выбирать песни с малым звуковым диапазоном, доступные и интересные по тексту, с четким и повторяющимся ритмическим рисунком, с ясными мелодическими оборотами.

Предлагая новый материал для подбора, педагог должен стараться, чтобы учащийся хорошо запомнил его, охватив целиком форму, осознав выразительность мелодического и ритмического рисунков и уловив характер мелодии. Можно действовать в такой последовательности:

1)  усвоение названия новой песни и ее стихотворного текста;

2)  исполнение песни педагогом на инструменте (желательно с пением текста) для создания целостного образа у учащегося;

3)  выполнение учащимся нескольких установочных упражнений на основе повторного исполнения педагогом, затем без его помощи.

На этом этапе можно выполнять следующие упражнения:

а) точное выстукивание ритмического рисунка мелодии;

б) выстукивание сильных и слабых долей;

в) исполнение фраз по очереди педагогом и учеником;

г) выстукивание вслух и про себя (чередование фраз);

Все эти методические приемы направлены на то, чтобы определить степень усвоения учащимся длительностей мелодии, ее размера (пульсацию сильных и слабых долей), и исправить возникающие погрешности в исполнении (изменение темпа, укорачивание длительностей и т. д.).

Затем следует выполнить ряд упражнений, направленных на усвоение мелодии:

а) определение учащимся количества фраз, направление мелодического движения, мелодическое сходство и различие фраз;

б) исполнения педагогом и учеником фраз по очереди;

в) исполнение учеником фраз вслух и про себя в чередовании;

г) чередование пения фраз с их выстукиванием;

д) пропевание мелодии учеником от любого заданного построения.

В процессе выполнения данных упражнений у учащегося планомерно развивается музыкальная память, от качества которой зависит успешность обучения подбора на слух. Ее можно планомерно развивать в процессе выполнения следующих упражнений:

1) запоминание учащимся музыки отдельными фразами;

2) запоминание учащимся музыки целыми периодами.

Из нашего опыта можем сказать, что лучше всего запоминаются учащимися мелодии с ясной направленностью движения, понятным четким ритмом и короткими повторяющимися фразами в объеме периода 8 тактов.

Для подбора на слух можно использовать напетые или сыгранные мелодии (на аккордеоне), в записи, с сопровождением и без. Это могут быть отрывки и темы из произведений, изученных учащимися на уроках сольфеджио и музыкальной литературы.

Подобранные мелодии очень полезно затем проговаривать или записывать нотами (самодиктант). Также мы поощряем учащихся к записи нотами собственных сочинений.

Мы считаем, что для успешного подбора на слух ученик должен быстро и четко определять и строить интервалы теоретически, слышать и двигательно проектировать их на клавиатуре аккордеона от любых заданных звуков и в различных тональностях. Это способствует практическому усвоению навыков, необходимых для формирования и развития слухо-двигательных и зрительно-слуховых представлений. (Приложение )

II. Методы обучения транспонированию

Умение транспонировать очень важно для аккордеонистов. Наличие этого навыка позволяет принять участие в качестве аккомпаниатора в школьных концертах, игра на домашних вечеринках также вызовут потребность в овладении данным навыком. Г. Шахов в работе «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна (аккордеона) пишет «… Обучение транспонированию неразрывно связано с игрой по слуху и чтением с листа» Транспонирование развивает свободу владения инструментом, что помогает в становлении качеств импровизатора. 

Транспонирование - наиболее доступная и действенная форма развития музыкальных способностей. Ей должно отводится достойное место в учебно-воспитательной работе класса аккордеона в музыкальных школах, училищах, вузах культуры и искусств.

Транспонирование или транспозиция (от латинского — перестановка, перемещение) – это перенесение музыкального произведения или его части в новую тональность.

Под транспонированием по слуху в широкой музыкальной практике принято понимать всякую транспозицию, осуществляемую на инструменте вне зрительного восприятия нотного текста.

Перед началом занятий по транспонированию мы объясняем учащимся следующие понятия:

1)  при транспонировании изменяется тональность произведения, а каждой тональности соответствуют свои ключевые знаки;

2)  при транспонировании лад остается неизменным, изменяется его высотное положение;

3)  аппликатура левой руки при транспонировании на 1,5; 3 и 4,5 тона сохраняется, при транспонировании на другой интервал – меняется;

4)  определение тональности происходит по количеству знаков альтерации или по басам левой руки (в мажорных тональностях количество ключевых знаков увеличивается по мере удаления от баса основного ряда, в минорных – от баса ля: вверх увеличивается число диезов, вниз – бемолей).

Транспонирование по слуху может осуществляться:

1)  на музыкальном материале, усвоенном по слуху в оригинале (за счет его музыкально-слухового представления);

2)  на музыкальном материале, усвоенном в оригинале по нотам.

На практике первый вариант предпочтительнее, так как аккордеонист, подобравший мелодию по слуху в одной тональности, обязательно подберет ее (пусть не сразу) и в любой другой. Следует начинать обучение транспонированию именно с музыкального материала, усвоенного на слух, а затем, достигнув слухо-двигательного представления и зрительно-слухового восприятия звуковых сочетаний определенного лада, можно приступать ко второму этапу – транспонированию примерно таких же сочетаний по нотам.

Транспонирование по нотам является важным компонентом учебно-воспитательной работы в классе аккордеона, так как способствует развитию музыкального слуха, музыкально-теоретического мышления, внимания, памяти, инициативы и творческой самостоятельности.

В процессе приобретения навыков транспонирования по нотам у учащихся проявляется желание подбирать по слуху услышанные мелодии, транспонировать ранее усвоенный по слуху или по нотам музыкальный материал, что говорит о росте их творческой активности и самостоятельности.

Обучение транспонированию по нотам должно базироваться на последовательном формировании, развитии и укреплении зрительно — слухо — двигательной взаимосвязи при ведущей роли ладотональных и слуховых представлений.

Процесс обучения должен осуществляться на фактурной, ладовой и тональной основе, а методика обучения — на последовательном формировании, развитии и укреплении:

1) слуховых представлений;

2) слухо — двигательной взаимосвязи с одновременным воспитанием первоначальных игровых навыков;

3) зрительно — слуховых представлений;

4) зрительно — слухо — двигательной взаимосвязи.

Этот процесс транспонирования наиболее сложен, так как он требует наличия у исполнителя прочной взаимосвязи между зрительно-слуховыми и слухо-двигательными представлениями. Поэтому на первых шагах обучения транспонированию по нотам лучше использовать музыкальный материал, знакомый по памяти (мелодии песен, предназначенные для транспонирования по слуху и чтения с листа). В дальнейшем развитие и укрепление этой взаимосвязи осуществляется в процессе транспонирования незнакомого, но приблизительно равного знакомому по степени трудности нотного текста (в ладовом, тональном, фактурном и других соотношениях).

Постепенное усложнение музыкального материала происходит в следующей последовательности: начинается с небольших мелодий в объеме I-III ступеней лада, затем диапазон мелодий увеличивается до I – V, I – VI ступеней и т. д.

перевожу в заданную тональность

 

Транспонирование по нотам мы предлагаем осуществлять по следующей схеме

 Разумеется, транспонированию по нотам должен предшествовать детальный анализ текста с последующим мысленным проектированием его в новую тональность. Таким образом, процесс транспонирования по нотам можно разделить на 3 основные этапа:

1)  зрительный анализ нотного текста;

2)  мысленный перевод музыкального материала в новую тональность;

3)  исполнение музыки на инструменте в новой тональности.

Необходимо добиваться от учащегося, анализирующего нотный текст, чтобы он не только внутренне услышал, но и по возможности более прочно запомнил музыкальный материал. Самым простым вариантом было бы попросить ученика перед транспонированием проиграть материал в тональности оригинала, но желательно этого не делать, так как умение вызывать музыкально-слуховые представления без поддержки инструмента наиболее интенсивно развивает слуховые представления.

После того, как сделан анализ нотного текста оригинала, перевод музыкального материала мы осуществляем следующим образом:

1)  записываем гамму в первоначальной и в новой тональности, выставляя цифровые обозначения ступеней и выделяя опорные звуки лада;

2)  сравниваем гаммы, определяя звуки мелодии, необходимые для воспроизведения ее в новой тональности;

3)  называем эти звуки, а затем их сольфеджируем;

4)  намечаем мысленную двигательную проекцию исполнения музыкального материала в новой тональности – определяется примерная позиция руки, пальцев, аппликатуры;

5)  помогаем учащемуся настроиться в тональности (потом он это делает сам);

6)  проигрываем в новой тональности гамму, тоническое трезвучие и несколько упражнений на музыкальном материале транспонируемого отрывка.

(Приложение )

Можно пропеть устойчивые звуки в любом порядке. Затем заданный музыкальный материал исполняется учащимся с листа в новой тональности.

Усвоенные в классе мелодии учащийся затем дома транспонирует в одну-две новых то­нальности. Давая задание на транспонирование, педагогу лучше в этот период не объяснять, что такое тональность, а просто указать клавиши, от которых необходимо подобрать заданную мелодию. В процессе подбора шести-восьми мелодий в классе и последу­ющего их транспонирования дома учащиеся осваивают простейшие позиции правой руки и начальные приёмы звукоизвлечения.

Говоря о воспитании ритма, необходимо напомнить важнейшее для начального обучения положение о том, что каждая ритмическая фигурация прежде всего должна быть зафиксирована слухом и только потом осмысливаться теоретически. Незадолго до начала игры по нотам учащиеся усваивают запись нот и соответствующие названия клавиш.

В старших классах музыкальной школы транспонирование становится более самостоятельным, а по мере при­обретения учащимися теоретических знаний - и более осознанными. Огромное значение в воспитании самостоятельности приобретает ин­терес учащихся к игре по слуху и транспонированию, которая должна увлекать его, стать повседневной потребностью. Прочность навыков этой формы музицирования во многом обеспечивается и тем, как и где учащийся может применить их вне музыкального учебного заведения - в художественной самодеятельности, в школе, дома.

Одним из важных вопросов является порядок усвоения тональностей при обучении транспонированию. Выбор тональностей для начального обучения транспонированию по нотам должен отвечать двум основным требованиям:

1) тональности должны быть наиболее удобными для осознания и восприятия в теоретическом отношении;

2) процесс перехода из тональности в тональность с самого начала обучения должен быть направлен по пути активизации слуха и музыкально-теоретического мышления, а не по линии ассоциативно двигательной взаимосвязи.

Чтобы транспонирование осуществлялось аккордеонистом на основе музыкального слуха и теоретического мышления, на первоначальном этапе обучения следует отдавать предпочтение тональностям, процесс перехода в которые требует в партии правой руки новой аппликатуры.

Запомнить порядок ключевых знаков альтерации учащемуся поможет левая готовая клавиатура, на которой басы, как и ключевые знаки, располагаются по кварто-квинтовому кругу.

Задания по развитию навыков транспонирования по нотам (Приложение ).

Заключение

Процесс обучения игре на аккордеоне в музыкальной школе, т. е. постижение художественной выразительности и технического совершенства игры на инструменте, - зависят от способности слухового представления учащимися музыкального материала. Важнейшим условием успешности при овладении навыками игры, исполнения произведений (выученных по нотам или на слух) является четкая координированность слуховых и пространственных ощущений исполнителей с моторно-двигательными ощущениями. Подобная координированность особенно актуальна применительно к игре на аккордеоне, осуществляемой чаще всего при отсутствии визуального контроля.

В формировании устойчивых взаимосвязей между указанными элементами исполнительского творчества большое значение имеют чтение нот с листа, подбор мелодий и аккомпанемента на слух. Именно такие формы занятий способствуют наиболее активному синтезу музыкально-слуховых представлений и моторики. Поэтому чтение нот с листа и подбор известной музыки на слух непременно должны входить в содержание занятий аккордеониста. Это тем более актуально, если учитывать специфику использования аккордеона в повседневной художественной практике. Она требует быстрого реагирования на различные явления массовой музыкальной культуры, умения ориентироваться в незнакомой музыке, часто записываемой эскизно, без подробной расшифровки ее фактурно-гармонических особенностей, воспроизводить услышанное без нотного текста.

В своей методической разработке мы обобщили практический опыт и разработали методические рекомендации по обучению детей игре на слух, подбору и транспонированию в классе аккордеона детской музыкальной школы. Мы также выявили наиболее эффективные методы для успешного приобретения детьми обозначенных навыков и разработали схему поэтапного их формирования.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические основы обучения игре по слуху

Автор: Мужельских Татьяна Васильевна

Дата: 25.01.2022

Номер свидетельства: 598871

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Основные методические положения начального периода обучения игре на фортепиано "
    ["seo_title"] => string(95) "osnovnyie-mietodichieskiie-polozhieniia-nachal-nogho-pierioda-obuchieniia-ighrie-na-fortiepiano"
    ["file_id"] => string(6) "217368"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433326124"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "«Методические рекомендации для организации работы студентов в классе баяна/ аккордеона с учетом реализации ФГОС3+ "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-orghanizatsii-raboty-studientov-v-klassie-baiana-akkordieona-s-uchietom-riealizatsii-fgos3"
    ["file_id"] => string(6) "226121"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440078003"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Методическая разработка "Методы и приемы обучения лексике на уроке английского языка""
    ["seo_title"] => string(98) "mietodichieskaia-razrabotka-mietody-i-priiemy-obuchieniia-lieksikie-na-urokie-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "250987"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447166826"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Развитие мелодического слуха у учащихся в младших классах "
    ["seo_title"] => string(72) "razvitiie-mielodichieskogho-slukha-u-uchashchikhsia-v-mladshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "233902"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443276823"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства