kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кукольный театр, знакомство с перчаточной театральной куклой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока выполненна для преподавателей детских художественных школ, школ искусств, учереждений дополнительного образования. Реализовать разработку урока можно на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кукольный театр, знакомство с перчаточной театральной куклой.»

План-конспект 1.

Тема: Кукольный театр, знакомство с перчаточной театральной куклой.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с историей перчаточной театральной куклы.

Задачи: познакомить учащихся с теориями происхождения кукольного театра, историей его развития в России, главными героями театральных кукольных представлений. Развивать воображение, чувства прекрасного, навыки художественного творчества, творческую активность, познавательный интерес, интерес к декоративно-прикладному искусству. Воспитывать аккуратность, терпение, трудолюбие.

Материалы и оборудование: для учителя – перчаточная кукла, для учащихся – бумага А-3, карандаш.

Зрительный ряд: репродукции сцен из спектаклей кукольного театра, репродукции перчаточных кукол, иллюстрации из книг.

Использованная литература:

1.Смирнова, Н.И. Искусство играющих кукол: Смена театр. Систем / Н.И. Смирнова. – М.: Искусство, 1983. – 270с.

2.Смирнова, Н.И. И…оживают куклы: Художник Н. Мищенко / Н.И. Смирнова. – М.: Дет. лит., 1982. – 191с., фотоил.

Структура урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

  3. Содержание урока:

- вводное слово учителя;

- обсуждение материала;

- самостоятельная работа.

4. Подведение итогов.

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, организация рабочего места.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня у нас необычный гость, перчаточная театральная кукла, который поможет нам с вами поближе познакомиться с миром театральной куклы. Вы узнаете историю кукольного театра в России и познакомитесь с главными героями кукольных представлений, после чего я предлагаю вам создать эскиз вашего будущего персонажа кукольного театра.

3. Содержание урока.

Кукольный театр издревле привлекал к себе зрителей самых разных возрастов, открывая двери в загадочную, волшебную страну. Спутниками зрителей в сказочной стране всегда были куклы: марионетки, тростевые, перчаточные.

Что такое театральная кукла, чем она отличается от обычной куклы, которой все мы играли в детстве? Давайте попытаемся это выяснить.

В специальной литературе, этот вопрос ставился очень часто, и отвечали на него искусствоведы, театральные критики, режиссе­ры театров кукол, актеры и ху­дожники по-разному. Хочется процитировать некоторые из высказываний, на мой взгляд, наиболее интересные, хотя и не всегда бесспорные.

Театровед и театральный критик Е.С. Калмановский пишет: «Что же такое вообще кукла, та кото­рая выступает в кукольном спек­такле, на эстраде?» — и дает такой ответ: «кукла, есть любая вещь, которая вовлечена в круг содер­жательных человеческих, чело­вечных ассоциаций и участвует в сценическом творчестве. Мы видим на ширме то шарики, то зонтики, кувшины или чайни­ки, а выражают они человечес­кое: характеры, отношения, идеи и чувства».

С точки зрения актера — на­родного артиста России Е. В. Сперанского, «все, на что уст­ремляется человеческая фан­тазия, предполагая в нем живое, становится куклой», или: «когда человек проецирует фантазию на неживую природу, как бы программируя в ней мысль, действие или хотя бы со­стояние, то она, эта неживая природа, становится куклой». Пока речь идет о «кукле вооб­ще», касаясь же собственно те­атральной куклы, Е.В. Сперан­ский пишет: «первым и основ­ным признаком театральной куклы является действие». Но действовать, жить театральная кукла может только «в руках ак­тера, а не кукловода, актера со всеми признаками его профес­сии: заразительностью, темпе­раментом, юмором: видением образа и всем тем, что называ­ется актерской природой».

Игра куклы — это чудо ожив­ления неживого. Вернее, так: для зрителя — это чудо оживше­го предмета; для актера — ра­дость его оживления. Если оживление куклы призвано служить задаче иносказания, предельного обобщения, если оно производится не ради сю­жетных коллизий или эксцент­рики поведения, а ради того, чтобы показать жизненные яв­ления в целях их осуждения или утверждения, то задача выпол­нена. «Кукла — не имитация живого существа (все равно — человек это или собака), а пре­дельно собирательный образ, типизированный до степени иносказания».

Мы с вами поговорим о истории перчаточной театральной куклы.

Перчаточная кукла издревле была известна на очень обширной территории. Существует мнение, что родина ее, как, впрочем, и некоторых других кукольных систем, — Восток, скорее всего — Китай. Повсеместно эта кукла выглядела одинаково: в основе трех­палая перчатка, в среднюю часть которой вставлялись указатель­ный и средний пальцы, на них надевалась головка куклы, а в край­ние — большой и безымянный с мизинцем — так получались руки куклы. И только в Китае, стране огромной кукольной культуры, «ана­томия» их была несколько иной. Так называемые «мешочные» кук­лы выглядели изящно и «человекоподобно», так как имели точно вы­меренные пропорции: головка 40 — 50мм в диаметре, запястье актера — талия куклы. На протяжении веков перчаточная кукла развлекала публику, меняя свой репертуар, героев, но не вне­шность. К XX веку она почти вышла из употребления, а в наше время вновь обрела жизнеспособность, правда, сильно изменив­шись, иной раз уйдя очень далеко от оригинала.

Русский народный театр на рубеже 16-17 веков был в основном двух видов: театр актера и кукольный. Репертуар кукольного театра оказался исторически гораздо более устойчивым. Объясняется это, очевидно, тем, что театр актера строился на сравнительно большом исполнительском коллективе, который к тому же часто бывал переменным даже от представления к представлению, между тем как кукольный театр, наоборот, требовал не более двух участников, а чаще всего обходился одним, что обеспечивало большую сохранность традиций.

В театрах кукол, начиная с древних времен, существовали типические образы, которые жили столетиями, а рядом с ними зачастую появлялись герои сегодняшние, «сиюминутные».

Наряду с героями басен и легенд, персонажами фольклора и древней литературы действовали и злободневные «популяр­ные фигуры», «портретные» куклы.

Можно даже проследить, как именно «популярные лица», с наслоениями времени, постепенно становились образами обоб­щенными, а в течение веков — и нарицательными героями. Взаимодействие таких нарицательных героев приводило к рож­дению «типов жизни».

Счастливая судьба выпадет на долю русского Петрушки, собрата Пульчинеллы, Полишинеля, Панча, ставшего любимцем народа на долгие века. А. М. Горький назовет Петрушку национальным героем, в создании которого участвовал гений народа.

Кукольники любили разъезжать по странам. Они бродили из деревни в деревню, из города в город, из страны в страну.

Петрушка стал любимцем народа именно потому, что он умел — пусть смешно и весело, пусть только на кукольной маленькой сцене — победить своих врагов, наказать зло и утвердить справедливость. А ведь его недоброжелатели были и прямыми недоброжелателями народа. Вот почему народ всегда относился к кукольному герою с лю­бовью и признательностью.

О русском Петрушке с большим волнением писали и А. Нек­расов и Ф. М. Достоевский. «Какой характер, какой цельный и художественный характер,— записал после кукольного пред­ставления в 1876 году Достоевский,— как он доверчив, как он весел и прямодушен: как он не хочет верить злу и обману, как быстро гневается и бросается на несправедливость. И как тут же торжествует, когда кого-нибудь отлупит палкой».

Петрушку уже в семнадцатом веке хорошо знали и любили в России. Его стали называть еще и Петром Петровичем Уксусовым, Самоваровым или Ванькой Ратотуем. А на юге Украины, в Одессе – Ванькой Ру-тю-тю.

У кукольников был целый набор сцен с Петрушкой. В одних он встречался с невестой, в других покупал лошадь, лечился у лекаря, «из-под каменного моста аптекаря», обучался солдат­скому делу, сражался с Чертом или Смертью. Всего таких сцен было больше двадцати.

Но кукольники никогда не показывали их cpaзy. Ведь Петрушка выступал и на улице — в будние дни, и в дни праздничного балагана.

Кукла всегда сохраняла некоторую самостоятельность не потому только, что, прежде чем попасть в руки актера и вместе с ним сотворить какое-то произведение сценического искусства, она уже стала произведением изобразительного искусства, имеющим законченное решение, гармонию формы, цвета, фактуры, но и прежде всего потому, что всегда несла в себе, своей системе управления, своем способе двигаться, костюме накопленную годами, а часто и веками традицию, в которой были собраны поиски не только мастеров-скульпторов, часто выдающихся художников, но и артистов, режиссеров, подчас художников не менее интересных.

«Кукла должна иметь характерность типажа, но очень опасно для нее иметь характерность момента. В какой-то степени выражение ее лица должно быть нейтральным, чтобы в зависимости от слов, позы, положения, ситуации она могла казаться то плачущей, то смеющейся, то злой».

Чтобы создать художественный образ куклы, надо изобразить ее сначала на бумаге в виде эскиза и чертежей в натуральную вели­чину, а затем в материале, в пла­стилине или глине. Поэтому я предлагаю вам на этом уроке, в качестве самостоятельной работы выполнить эскиз вашей будущей перчаточной куклы. В качестве героя вы можете выбрать персонажа какой-нибудь сказки, или придумать своего героя.

Самостоятельная работа учащихся. Контроль за деятельностью.

4. Подведение итогов.

Вы выполнили эскизы ваших будущих кукол, предлагаю провести просмотр и оценить результаты вашей деятельности.

Урок был разработан с целью выявления возможности средства декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Основным средством эстетического воспитания в уроке было знакомство с перчаточной театральной куклой. Разрабатывая урок, мы заметили, что в литературе педагоги обращают внимание на некую особенность, которую нужно знать учителю при знакомстве детей с искусством. Оказывается, учителю самому мало знать сущность искусства. Учитель должен помнить и понимать, что он выступает посредником между ребенком и обширным прекрасным миром искусства. Работа учителя по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством должна быть системной и правильно организованной.

Правильная организация урока предполагает: четкую постановку цели занятия, пробуждение у школьников интереса к теме урока, использование методов, активизирующих логическое и образное мышление, самодеятельность учащихся, а также их собственную оценочную деятельность, своевременную помощь слабым, благожелательное отношение учителя к ученику, справедливую оценку их деятельности. Планируя занятие, мы старались учитывать все представленные требования.

Основной образовательной задачей урока было познакомить детей с понятием кукольный театр, театральная кукла, кукольник, перчаточная кукла. Воспитательной задачей явилось воспитывать интерес у младших школьников к искусству перчаточных кукол. Развивающей – способствовать развитию эстетических качеств младшего школьника.

За несколько дней до урока оформили класс. На стены повесили картины, репродукции из книг, принесенные учениками. Ребята имели возможность заранее их рассмотреть.

Деятельность на уроке была весьма разнообразной: дети слушали учителя, рассматривали картины, выполняли творческое задание, эскизы. Скучать было некогда.

Урок прошел на высокой эмоциональной ноте. Когда прозвенел звонок никто не спешил расходиться, настолько все были увлечены уроком. Впоследствии этот настрой сохранился на весь день. А это самый главный результат. Именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. Показатель действенности этого урока был действительно высок.

Результативность уроков несомненна: средства искусства действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству и к жизни.

Таким образом, средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.

В конце урока детям была предложена следующая система опроса.

Анкета

    1. Посещаешь ли ты театр, музеи, выставки, концерты?

    2. Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?

    3. Нравится ли тебе кукольный театр?

    4. Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?

    5. Хотел бы ты бывать там чаще?

    6. Что ты знаешь об искусстве?

    7. Хотел бы ты больше узнать об искусстве?

    8. Какими видами художественно-творческой деятельности тебе нравиться заниматься?

    9. Интересно ли тебе знакомство с перчаточной театральной куклой?

    10. Было ли тебе интересно на занятии по декоративно-прикладному искусству?

Результаты были следующие. В данном классе дети за пределами школы, то есть самостоятельно, довольно часто посещают культурные учреждения. Они с удовольствием ходят туда. На вопрос «Посещаешь ли ты театр, музеи, выставки, концерты?» «да» ответило 11 человека, «не очень» - 3 человека. 5 человек считают, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком, и, между тем, 9 человек хотели бы бывать там чаще.

Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос «Что ты знаешь об искусстве?» честно признались «не знаю» или «не помню» 5 человек, «много» ответили 4 человек, не распространяя свой ответ, и лишь 5 человек попытались дать развернутый ответ, более или менее правильными из которых были только три: Искусство - это когда человек творит картины, рисует их», «В искусстве есть несколько жанров», «Искусство – это умение что-нибудь делать». На вопрос «Хотел бы ты больше узнать об искусстве?» они ответили положительно.

На вопрос «Какими видами художественно-творческой деятельности тебе нравиться заниматься?» большинство ответили – декоративно-прикладным искусством.

На вопрос «Интересно ли тебе знакомство с перчаточной театральной куклой?» все 14 человек ответили положительно.

Таким образом, проведя анкетирование, мы выяснили, что интерес младших школьников к искусству довольно высок. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Кукольный театр, знакомство с перчаточной театральной куклой.

Автор: Уколова Екатерина Николаевна

Дата: 12.10.2016

Номер свидетельства: 348758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект  урока по теме "Художник в кукольном театре" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-tiemie-khudozhnik-v-kukol-nom-tieatrie"
    ["file_id"] => string(6) "127232"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415283811"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Коспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе "Тайны театральной куклы". ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(92) "kospiekt-zaniatiia-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-3-klassie-tainy-tieatral-noi-kukly-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "233582"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443157689"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Использование метода куклотерапии в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-mietoda-kuklotierapii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "147830"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419504852"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства