____ учащихся.
Цель: углубить представления учащихся о значимости добра и его созидательной силы, основанной на ненасилии. Задачи: - раскрыть сущность взаимосвязи добра и любви как источника ненасилия; - развивать умения творить добро, быть внимательными, чуткими. - воспитывать чувство сопереживания, бескорыстия, внимательного отношения к людям, стремление совершать добрые дела. | Оборудование: интерактивная доска, видеоклип, компьютер, лирические произведения. Ход урока
|
1. Орг.момент. Позитивный настрой. Прогулка в лес. Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним. Прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас ( В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете к нему вернуться в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь! | Ход урока 5 мин. |
2. Проверка опережающего домашнего задания. «Доброта в моей семье». Дома вы должны были или написать реферат, или составить презентацию о своей семье. Вопросы: - Как вы охарактеризуете свою семью? - Каким образом каждый член вашей семьи вносит в семью зерно добра? - Какими поступками, совершёнными членами вашей семьи или лично вами вы гордитесь ? - Были ли в вашей жизни случаи, когда проявлялись черты милосердия или сочувственности? - Что может быть самым большим вознаграждением за сделанное добро? Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Тема нашего урока «Дорогою Добра», посвящённой Декаде Добра. | 5 мин |
3. Беседа: -Какое значение имеет доброта в жизни каждого человека? -Можем ли мы обойтись без доброты в своей жизни? Почему? -Что значит быть добрым? Дайте своё определение доброте. Определение слова общение по толковому словарю: По Ожигову: Нечто положительное, хорошее, полезное,противоположное злу; добрый поступок. По Ефремовой: Все хорошее, положительное, все, что приносит счастье, благополучие, пользу (противоп.: зло). 2) Хорошее, доброе дело, поступок. Современный толковый словарь ДОБРО И ЗЛО , наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности. Cловарь синонимов Н. Абрамова Благодеяние , благотворение, добро, доброе дело, жертва, пожертвование, милость, услуга, одолжение, щедрота. (1 группа ) -Какое значение имеет доброта человека в общении? (2 группа) - Как бы вы обьяснили смысл народной поговорки «Добрая слава дороже богатства». (3 группа) -Что вы вкладываете в понятие «добрый человек»? (4 группа) - Как вы думаете,что почему так важно совершать добрый поступок? (5 группа) - Почему вам так приятно совершать добрые поступки? (6 группа) -Как вы думаете, что нам даёт совершение добрых дел ? | 5 мин |
4. Позитивное высказывание (цитата). Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (Виктор Гюго) Как вы понимаете смысл данного высказывания? - Где находится источник добра? - Где можно встретиться с добротой в обычной жизни? | 3 мин |
5. Рассказывание притчи. Притча про спор солнца и ветра Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Они увидели путника, шагающего по дороге, и решили: кто быстрее снимет с него плащ, тот и сильнее. Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, пытаясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под воротник, сквозил в рукавах, но у него ничего не получалось. Тогда ветер собрал последние силы и дунул на человека сильнейшим порывом, но человек только получше застегнул плащ, съежился и зашагал быстрее. Тогда за дело принялось солнце. «Смотри, - сказало оно ветру, - я буду действовать по-другому, ласково». И действительно, солнце стало нежно пригревать путнику спину и руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и вовсе снял его. Вот так солнце, действуя по-доброму, победило. 1. О чём поспорили однажды солнце и ветер? 2.Почему ветру не удалось снять плащ с путника? 3.Каким образом солнце достигло своей цели? 4. А у вас в вашей жизни бывали такие ситуации?
| 7 мин |
6. Творческая деятельность, групповая работа. 6 групп (на каждом ряду по 2 группы). Каждой группе даётся задание собрать пословицу и истолковать её. 1 гр. Доброе дело и в воде не тонет. 2 гр. Добро не умрёт, а зло пропадёт. 3 гр. Злой плачет от зависти, добрый от радости. 4 гр. На добрый привет – добрый и ответ. 5 гр. При солнце тепло, а при матери добро. 6 гр. Худо тому, кто добра не делает никому. Каждая группа должна составить ситуацию, в которой мы проявляем добро и инсценировать её: 1 гр. В семье. 2 гр. В школе 3 гр. В транспорте. 4 гр. На улице. 5 гр. На перекрёстке. 6 гр. В столовой. И резюме творческой работы должен стать вопрос от группы. (раздать карточки с определениями из толковых словарей) | 5мин 5 мин |
7. Инсценирование притч. Первая притча. Современная притча Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», - отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», - ответил мудрец. Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», - сказал мудрец. «Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому – хорошие люди?» - спросил мудреца ученик. Мудрец ответил: Ответ мудреца: (дети, проигрывая данную притчу, ответ мудреца додумывают сами) Ответ на доске: “Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать “. | 5 мин |
8. Подарок от учителя. Видео ролик «Добро возвращается». Вопросы к ролику: Какой добрый поступок совершил торговец? Как вы его охарактеризуете? Изменилось ли его жизненная позиция, спустя 30 лет? Каким образом к нему вернулось добро? А у вас в жизни бывали такие ситуации? | 5 мин |
Основное назначение человека – творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З – “Земля”, М – “Мыслите”, Л – “Люди”, буква Д обозначалась словом “Добро”. Азбука как бы призывала: - Люди Земли, Мыслите и творите Добро! Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
| 2 мин |
Опережающее домашнее задание: Подготовьте презентацию о летнем отдыхе своей семьи? Кто-то может просто расказать? Кто-то сочинить стих? Кто-тоПодготовьте презентацию о летнем отдыхе своей семьи? Кто-то подготовит презентацию. | 3 мин |
Я сейчас вам предлагаю подумать и написать на сердечках те ваши добрые предложения, советы , а может просто пожелания, которые вы можете разместиь на нашу «Радугу сердец», чтоб зажечь на ней своё сердце- доброты. Желающие могут озвучить, прежде чем наклеить на радугу сердец. Сердечки наклеиваются на радугу- сердец Пока дети подписывают сердечки звучит песня «Золотое сердце», фоновый фильм о Саре Алпысовне Назарбаевой. | 5 мин |
9. Хоровое пение. Дорогою добра. Спроси у жизни строгой какой идти дорогой, Куда по свету белому отправиться с утра, Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
Забудь свои заботы, падения и взлёты, Не хнычь, когда судьба себя ведёт не как сестра. Но если с другом худо, не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди дорогою добра. Но если с другом худо, не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди дорогою добра.
Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь не детская игра. Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. Ты прочь гони соблазны, усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. | 2:03 мин |
Заключительная минута тишины. - А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, поместите это добро в свое сердце и живите с ним! А теперь откройте глаза. спасибо вам за работу. А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
• Добрые слова - корни • Добрые мысли - цветы • Добрые дела - плоды • Добрые сердца - сады. Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Урок окончен. | 2мин |