Проверяет явку учащихся, наличие необходимого оборудования для урока.
Настраивает учащихся на активную творческую работу.
Учащиеся:
Приветствуют учителя.
Дежурные докладывают от отсутствующих на уроке.
Проверяют наличие необходимого оборудования.
Изучение нового материала:
Учитель:
Поэт Н. Заболоцкий писал:
Есть лица подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобные жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Учитель:
Всякий увлекающийся рисованием человек пробовал рисовать портреты своих близких или свой собственный. Результат не всегда удовлетворял юного художника. В чём же причина?
Ведь портрет – это образ определённого реального человека, сего индивидуальными, личностными качествами, его внутренним миром. И всё это отражается в портрете. Вот возьмём музыкантов. Один начинающий, только выучил ноты и первое своё произведение. Как его игру воспринимает зритель?
Учащиеся: Слушают его, но понимают что это просто ученик.
Учитель:
Хорошо. А теперь виртуоз, который с упоением и эстетическим удовольствием играет свою партию. Как его воспринимает зритель?
Учащиеся:
Слушают с большим эстетическим удовольствием.
Учитель:
Посмотрите на виртуозов живописи. (Анализ работ известных художников учителя вместе с детьми). Крамской «Неизвестная» сколько загадки в этой женщине. Или юная Лопухина Боровиковского, сколько нежности и кокетства в этой девушке. Посмотрите, какая красота и глубина мужского образа в работе Шилова, или детская непосредственность в портрете девочки картины Брюллова «Всадница». Когда мы воспринимаем эти образы, мы понимаем, сколь высоко мастерство этих художников. А хотелось ли вам нарисовать понравившийся образ?
Учащиеся:
Очень хотелось, но это очень сложно.
Учитель:
Тогда возникает вопрос, как этому научиться?
Представление о пропорциях были придуманы в Древней Греции, так как древнегреческие мудрецы всегда искали идеал любого явления. Так был создан знаменитый трактат «Канон». В нём были указаны сложные расчёты человеческих пропорций, в том числе и лица.
Представим себя в аудитории где учатся юные художники .Как вы думаете с чего они начинают изучение головы человека?
Учащиеся:
(Разные варианты) С изображения черепа.
Учитель:
Конечно же, это череп. Художники, как и медики в начале изучают анатомию. Почему же череп? Именно он даёт представление об общей пропорции и форме. Например, вопрос? Почему кожа под глазами стареет быстрее всего? Ответ на этот вопрос мы найдем, если внимательно рассмотрим череп. Глазная впадина очень большая, на лице она закрыта только мышечной тканью и кожей и при постоянном воздействии на эту область кожа быстро утрачивает эластичность. Всей этой информацией должен владеть юный художник. У современных молодых людей изображение черепа в виде символов очень популярно. Ребята, где можно увидеть этот символ?
Учащиеся:
( Ребята высказываются.) Футболки, кепки, сумки, ремни и т.д.
Учитель:
Затем приступают к изучению гипсовой головы. Её можно изучать часами. Гипсовая натура даёт видеть все сложные объёмы, возможность рисовать в разных положениях, добиваться объёма, различного ракурса, работать в целом и над деталями. Эта работа легче, чем с живой натурой, так как это уже готовый труд скульптора. Посмотрите на красоту гипсовых форм, это ещё и развивает эстетическое чувство юного художника. Вам нравиться?
Учащиеся:
Да это очень красиво.
Учитель:
Ну и наконец, живая натура, живой человек. Как это ни парадоксально, но начинают рисовать именно людей пожилого возраста, так как на их лицах видна вся анатомия лица. При работе с живой головой юный художник должен уже хорошо владеть рисунком, уметь рисовать быстро, так как человек не может долго сидеть неподвижно, позируя вам. Затем рисуют людей молодых и среднего возраста. Каждый художник выбирает натуру, которая ему интересна. Например, Брюллов, любил рисовать красивых женщин, а вот Репин выбирал колоритные натуры, например образ Мусорского. Посмотрите на экран, вам известны эти люди?
Учащиеся:
(Ребята называют известных актёров.)
Учитель:
Ну и наконец, дети. Здесь свои тонкости в изображении и в пропорциях, тем более дети вам не будут позировать долго. (Рассматриваем рисунки детей.)
Практическая работа
1.Я дума ,каждый из вас хотел бы попробовать нарисовать понравившийся вам образ. Итак: давайте нарисуем овал. Нанесем вертикальную ось, которую мысленно проведем через нос. Ведь лицо человека симметрично. Затем проведём горизонтальную линию посередине овала. Это будет линией глаз.
2. А теперь разделим нижнюю часть овала пополам, и мы получим высоту носа.
Если нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка разделить на 2 равные части, то мы точно определим положение края нижней губы.
А вот величина глаза должна укладываться в ширине лица 5 раз. Обратите внимание, что между глазами умещается еще один глаз.
3. Намечаем, где будет мочка уха. Откладываем ширину носа и помечаем, где будут уголки губ.
Общую схему головы мы свами наметили, теперь посмотрим, как рисуются черты лица. (Дети смотрят слайды в презентации, а учитель показывает мелом на доске.)
Задание для класса.
А теперь давайте попробуем нарисовать понравившийся вам образ. Это может быть мужской, женский, детский образ с любой причёской, может быть использован головной убор. На этом занятии мы с вами попробуем найти свой индивидуальный вариант, а на следующем уроке сделаем работу в графике. Выполняя сейчас рисунок, попробуйте увидеть характер вашего человека, передать его настроение.
Во время практической работы учащихся учитель делает целевые обходы:
контроль за правильностью выполнения задания.
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе.
контроль объема и качества выполнения работы.
Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Обсуждение.
3. Самооценка. На оценочных листах поставьте себе, товарищу и учителю оценку за урок.
Рефлексия:
На магнитной доске прикреплены 3 человечка разного цвета: красного, желтого и зеленого.
Если вы считаете, что урок был для вас полезным и успешным, оставьте свой автограф на зеленом человечке.
Если вы считаете, что урок оставил у вас вопросы по изучаемой теме, оставьте свой автограф на голубом человечке.
Если урок для вас был мучительным местопребыванием, оставьте свой автограф на красном человечке.